ОКРАСКА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
Окраска железобетонных деталей машин предназначена для защитного покрытия от агрессивного воздействия масел, эмульсий и декоративного покрытия, придающего изделию хороший товарный вид. На основании исследований, проведенных авторами в НИИПТМАШе, для железобетонных деталей рекомендуются следующие лакокрасочные покрытия и способы их нанесения.
Для железобетонных деталей (станины прокатных станов, кузнечно-прессового оборудования и др.), бетонные поверхности которых подвергаются агрессивному воздействию атмосферы, эмульсий, масел (машинного С, индустриального 45, цилиндрового 24, компрессорного), рекомендуется следующий способ. На подготовленную поверхность наносят слой фенолформальдегид - ного грунта ФЛ-ОЗ-К, а через 16 ч — второй слой грунта. Грунт наносят на поверхность детали ровным тонким слоем толщиной 15—20 мк при помощи краскораспылителя КР-Ю или КР-20 или кистью.
Грунт ФЛ-ОЗ-К (ГОСТ 9109—59) имеет хорошее сцепление с бетонной поверхностью. После 16 ч сушки при температуре 288,15—293,15° К (15—20° С) по грунту наносят нитроцеллюлоз- ную шпатлевку АШ-30 слоями толщиной не более 0,5 мм. Каждый последующий слой шпатлевки можно наносить только по высушенному слою. Общая толщина шпатлевочных слоев должна быть не более 1,5—2 мм. Для нанесения и разравнивания шпатлевки вручную применяют стальные и резиновые шпатели. Шпат - левочную массу можно наносить механическим путем, используя распылители типа - РШ.
После просушки шпатлевки поверхности деталей зачищают и шлифуют.
Механическое шлифование можно осуществлять с помощью пневматической шлифовальной машины ШРСУ-8 или универсальной пневматической машины УПМ-1. Мокрое шлифование шпатлеванной поверхности производят абразивом зернистостью 120—140. Сухое шлифование осуществляется войлочным кругом со шлифовальной шайбой.
Шлифовать можно как войлочным кругом, так и обычной шлифовальной шкуркой № 100—120.
По шлифованной поверхности наносят два слоя толщиной по 20 мк эпоксиднонитроцеллюлозной эмали ЭП-51. Продолжительность высыхания каждого слоя эмали ЭП-51 при температуре 291,15—295,15° К (18—23° С) не более 3 ч. Для нанесения на поверхности окраски' следует применять высокопроизводительные распылители КР-Ю, КР-30, 0-31, БТО-ЗМ, позволяющие окрашивать до 60 м2 в час.
Для железобетонных деталей машин (станины металлорежущих станков и др.), находящихся в помещениях с нормальной влажностью, незагрязненной агрессивными газами, атмосферой и подверженных воздействию масел и эмульсий, рекомендуется следующий способ окраски.
На подготовленную поверхность наносят слой химически стойкого лака ХСЛ (ГОСТ 7313—55) с 20% наполнителя. Наполнителем служит портландцемент марки 500—600. Химически стойкий лак высыхает через 2 ч. После высыхания первого слоя наносят второй слой. После высыхания второго слоя наносят пер - хлорвиниловую шпатлевку, характеризующуюся небольшой усадкой. При температуре 288,15—291,15° К (15—18° С) и толщине слоя не более 0,5 мм шпатлевка высыхает в течение 2 ч. Наносить шпатлевку следует небольшими участками, длиной 250— 300 мм, за два-три приема, так как она может свернуться и отстать от поверхности детали.
При загустении шпатлевки ПХВШ-23 ее надо развести растворителем, состоящим на 12% бутилацетата, 26% ацетона и 62% толуола. Общая толщина шпалевочных слоев не должна превышать 1,5—2 мм.
Перед нанесением эмали шпатлевка шлифуется шкуркой № 100—120.
По шпатлеванной поверхности наносятся два слоя нитро - глифталевой эмали НКО-23 (ГОСТ 6631—53). Время высыхания каждого слоя 3 ч.
После высыхания нитроглифталевая эмаль НКО-23 перекрывается двумя слоями нитроэмали № 924 или 925, которые высыхают в течение часа. Толщина каждого слоя не должна превышать 15—20 мк.
Естественная сушка окрашенных деталей протекает довольно медленно, поэтому рационально применять методы искусственной сушки, например конвекционный метод, при котором изделия обогреваются горячим воздухом. Производительным методом является также терморадиационный. Процесс сушки осуществляется теплом, выделяемым поверхностью изделия, нагретой за счет поглощения инфракрасных лучей. Лакокрасочное покрытие нагревается снизу от поверхности изделия и начинает твердеть вначале в нижнем слое.
Это способствует хорошему и быстрому удалению паров растворителя краски, а следовательно, и ускоряет сушку. 154