ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАСЧЕТА
На железобетонные базовые детали машин в общем случае действуют статические и динамические нагрузки: вес узлов машин и обрабатываемых деталей; составляющие силы резания, усилия прокатки, штамповки и ковки; крутящие моменты двигателей; инерционные силы от поступательного движения и вращения масс и т. п.
По возможным схемам расчета базовые железобетонные детали можно разделить на следующие группы: брусья (станины, стойки); рамы (портальные станины, рамы транспортных машин, фундаментные рамы); пластины (плиты, планшайбы, столы); штампы (шаботы молотов) и прочие (цилиндры, плунжеры, толстые плиты и т. п.).
Под воздействием нагрузок железобетонные детали могут находиться в сложном напряженном состоянии, составляющем комбинацию основных его видов (внецентренное растяжение и сжатие, изгиб, кручение).
Статический расчет (определение внутренних усилий) железобетонных деталей производится методами строительной механики стержневых систем. Однако использование железобетона для изготовления деталей машин в ряде случаев вызывает появление новых конструктивных решений и форм элементов, для которых пока не разработаны методы статического расчета. Для массивных элементов в ряде случаев на смену методам строительной механики стержневых систем приходят методы теории упругости. Ведутся теоретические исследования работы массивных элементов и разработаны практические методы расчета цилиндрических архитравов, массивных железобетонных рам, составленных из прямоугольных элементов, и других деталей [28].
Базовые несущие системы машин должны обеспечивать и сохранять в течение длительного срока службы правильное расположение и возможность точных перемещений узлов, инструмента и изделий. В ряде машин и станков не только остаточные, а даже небольшие упругие деформации деталей могут привести к неправильной работе системы. Поэтому основным критерием работоспособности базовых деталей является их жесткость, которая определяется собственными деформациями несущих систем и местными деформациями в сопряжениях [16].
В связи с этим основными требованиями, предъявляемыми к железобетону при его применении в конструкциях большинства машин, является: обеспечение неизменяемости во времени первоначальных геометрических размеров элементов машин и повышение их жесткости при распределенных и местных нагрузках.
Базовые детали в машинах являются наиболее сложными и трудоемкими. Поломка корпусной детали надолго выводит всю машину из строя, поэтому размеры их сечений должны удовлетворять требованиям прочности при воздействии наибольших, возможных в условиях эксплуатации, нагрузок. Если для металлических корпусных деталей расчет на прочность не является обязательным (кроме сильно нагруженных деталей), а в ряде случаев прочность автоматически удовлетворяется расчетом на жесткость (малонагруженные станины металлорежущих станков, плиты и т. п.), то в железобетонных деталях напряжения могут вызвать появление трещин в растянутой зоне вследствие низкого сопротивления бетона на растяжение. Поэтому необходимые размеры сечений железобетонных элементов всегда назначаются по условиям прочности от статической нагрузки.
При воздействии динамических многократноловторных нагрузок возможны усталостные разрушения, поэтому железобетонные элементы деталей надо рассчитывать в этом случае по пределу выносливости бетона и арматуры. Расчет на выносливость дополняет, но не заменяет расчета на прочность. Размеры сечений элементов выбирают по наиболее неблагоприятным данным, полученным из расчета на прочность и выносливость.
При расчете несущих элементов машин малой динамичности (большинство металлорежущих станков) динамические нагрузки можно не учитывать [42 ]. Для машин средней и большой динамичности расчет конструкций на прочность и выносливость производится с учетом коэффициента динамичности.
Надежность и точность работы машин зависят не только от общей прочности и жесткости несущих деталей, но также и от прочности и жесткости крепления закладных металлических деталей в железобетоне. Поэтому такой расчет является важным и необходимым. Способы расчета прочности и жесткости анкеровки металлических закладных деталей в бетоне при различных силовых воздействиях разрабатывают на основе экспериментальных исследований, с учетом многочисленных факторов, влияющих на работу анкеровки деталей.
Разработка общей методики расчета железобетонных базовых деталей машин встречает ряд трудностей из-за: принятого в машиностроении чисто индивидуального подхода к проектированию деталей; отсутствия нормативного материала по расчету (лимитирующие деформации, коэффициенты условий эксплуатации, коэффициенты перегрузки и т. п.); сложности статического расчета в связи со сложностью форм. Для решения этих вопросов требуются широкие теоретические, экспериментальные и статистические исследования.
РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ
Выбор методов расчета. Для расчета строительных железобетонных конструкций'в СССР в настоящее время принят прогрессивный и эффективный метод расчета по предельным состояниям, который приводит к более экономичным конструкциям,
Применение железобетона в машиностроении вызывает необходимость учитывать ряд особенностей, присущих деталям машин.
Так, например, для большинства железобетонных деталей машин и станков трещины в растянутой зоне недопустимы.
Если в конструкции появляются трещины, то полное сечение бетона будет ими ослаблено. По мере раскрытия трещин момент инерции сечения уменьшается, следовательно, прогиб будет нарастать. Таким образом, сечение с трещинами имеет меньший момент инерции, а следовательно, меньшую жесткость и большие прогибы. Это неблагоприятно сказывается на работе деталей машин, критерием работоспособности которых является жесткость.
Трещины нарушают сцепление арматуры с бетоном, а также способствуют коррозии арматуры и бетона вследствие свободного доступа через них влаги и агрессивных сред (масел, эмульсий и т. п.). Трещины понижают жесткость и долговечность железобетонных конструкций.
Размеры элементов базовых деталей машин предопределяются условиями жесткости, длительного сохранения высокой точности геометрических размеров. В большинстве машин нельзя допускать, чтобы отдельные детали имели остаточные деформации и работали за пределами упругости [26]. В процессе эксплуатации деформации деталей всегда упругие. В противном случае при остаточных деформациях машины фактически вышли бы из строя. Отсюда следует, что элементы железобетонных базовых деталей машин работают обычно в I (упругой) стадии, с напряжениями в сечениях, не превышающими определенных величин допускаемых напряжений. Поэтому наиболее приемлемым для расчета элементов железобетонных деталей машин является расчет по упругой стадии, по формулам сопротивления материалов с учетом свойств железобетона [15, 32, 37].
Если в сечениях элементов железобетонных деталей машин возникают растягивающие напряжения, не превосходящие допускаемых, они легко воспринимаются обычным железобетоном.
Силовые же рамы и другие сильно растянутые и изгибаемые элементы необходимо изготавливать из предварительно напряженного железобетона.
Использование для железобетонных деталей машин высокопрочных однородных бетонов высокого качества дает возможность учитывать его работу на растяжение до величин допускаемых напряжений.
В настоящей главе рассматриваются вопросы статической прочности элементов деталей машин из обычного железобетона.
Допускаемые напряжения и коэффициенты запаса. Выбор допускаемых напряжений является очень важным и наиболее ответственным этапом в расчетах деталей машин на прочность. В практике расчетов J деталей на прочность известно _несколько 2 А.
Методов выбора допускаемых напряжений. Для расчета на прочность железобетонных деталей машин, учитывая ответственность их, целесообразно воспользоваться наиболее современным и прогрессивным методом — дифференциальным или методом частных коэффициентов [22 ].
В общем случае формула для расчета допускаемых напряжений имеет вид
Предельные напряжения
Допускаемые напряжения = —--------------------------------------- .
^ ґ запас прочности
Прочность деталей характеризуется предельными напряжениями. При статическом нагружении деталей для хрупких материалов (чугун, твердые стали, бетон) характеристикой прочности является предел прочности, для пластичных (мягкие стали)— предел текучести. Пределы прочности бетона для основных видов напряженного состояния (призменная прочность сжатие
При изгибе R", растяжение Rp) определяются в зависимости от марки бетона (см. табл. 1). Для горячекатаной арматуры, контролируемой характеристикой прочности, является браковочный минимум предела текучести, для холоднообработанной арматуры — браковочный минимум предела прочности. В табл. 4 [40] приведены нормативные сопротивления R% (браковочные минимумы пределов прочности и текучести) арматуры всех классов.
Выбор коэффициента запаса прочности в основном зависит от наличия концентраторов напряжений, однородности материала детали, степени ответственности детали, точности расчета и характера нагрузок.
Концентрация напряжений. В местах острых углов, отверстий, подрезов, неплавных сопряжений и т. д. при нагружении детали возникают местные повышенные напряжения, называемые «концентрацией напряжений».
При статическом нагружении концентрацию напряжений в железобетоне можно не учитывать.
Концентрация напряжений опасна при динамическом нагружении деталей, но и здесь наблюдается сглаживание напряжений за счет пластической податливости материала. В этом случае в расчет вводят действительные коэффициенты концентрации напряжений k0 и kx, которые определяются экспериментально.
Однородность материала деталей. Прочность материалов обладает изменчивостью. При испытании образцов одной и той же партии материала наблюдается естественный разброс. Изменчивость прочности зависит от характера самого материала и совершенства технологического процесса его изготовления и устанавливается опытным путем на основании многочисленных наблюдений.
Путем испытания партии образцов получают среднее значение прочности материала R. 18
Пониженная прочность $min принимается за возможный прё - дел снижения прочности материала (бетона и арматуры) в практических условиях. Учитывая, что при расчете по допускаемым напряжениям применяется общий коэффициент запаса, состоящий из ряда частных, вводится коэффициент изменчивости механических свойств материалов kU3 по величине, обратный коэффициенту однородности k°6 и k°a, принятому в СН и П*.
Коэффициент изменчивости механических свойств материала
Рекомендуется принимать коэффициенты изменчивости свойств материала, полученные на основании практики эксплуатации железобетонных конструкций, а также статистических данных контрольных испытаний [37].
Для высокопрочных бетонов марок 300—700 сжатие осевое и при изгибе k6U3c = 1,70; растяжение, срез, скалывание k6U3p = 2,0.
Для арматуры из горячекатаной стали класса А—I (марок Ст. 0 и Ст. 3), а также для арматуры из Ст. 0 и Ст. 3, подвергнутой силовой калибровке, kaU3= 1,1.
Для арматуры из горячекатаной стали периодического профиля класса А—II и А—III (Ст. 5 и 25Г2С) kaU3 = 1,2.
Для холодносплющенной арматуры периодического профиля и для арматуры из холоднотянутой проволоки kaU3 = 1,25.
Довольно низкие коэффициенты изменчивости механических свойств для арматуры объясняются тем, что они назначены по отношению к браковочному минимуму прочностных характеристик, а не к средним характеристикам.
Степень ответственности детали. Степень опасности разрушения детали оценивается коэффициентом ответственности детали kom, который назначается в каждом конкретном случае [22]. Рекомендуется принимать следующие величины коэффициента ответственности деталей, когда выход из строя детали: не вызывает остановки машины kom = 1; вызывает остановку машины kom — 1,1 - г-1,2; вызывает аварию kom = 1,2-^1,3.
Точность расчета. Расчет железобетонных базовых деталей машин со сложными расчетными схемами, сечениями и характером загружения требует многих допущений и упрощений. Относительная точность расчета в связи с упрощением схем загружения деталей, упрощенным пониманием условий работы детали, усреднением расчетных данных и т. п. оценивается коэффициентом точно-
* Коэффициент k6U3 —------ — и fe°3 =—— принят для удобства его исполь-
Зования в формуле (2). 20
Cl-и расчета km р. Ориентировочно можнб принимать km „ — = 1,1-5-1,3 [22].
Характер нагрузок. Вводимые в расчетные формулы нагрузки назначаются на основании экспериментально-теоретических и статистических данных о работе деталей.
Действующие на детали внешние нагрузки можно подразделять на нормативные и расчетные. За нормативные принимают •максимальные нагрузки, соответствующие нормальным условиям эксплуатации машин. За расчетные принимают наибольшие нагрузки, возможные в условиях эксплуатации, вследствие случайных перегрузок.
Превышение расчетной нагрузки по сравнению с нормативной оценивается коэффициентами перегрузки kn, которые устанавливают на основании опыта проектирования, эксплуатации машин и статистической обработки результатов длительных наблюдений.
Аналогично частными коэффициентами можно оценивать и другие факторы, влияющие на выбор прочности в каждом конкретном случае.
Произведение частных коэффициентов называют коэффициентом запаса прочности материала детали:
^ = ^из^от^т. Pknt (2)
Тогда допускаемые напряжения равны
^ ___ предел прочности ^
Необходимо отметить, что допускаемые напряжения для бетона не должны превышать предела упругой работы бетонов, который в 2,5—3,5 раза ниже марочной (кубиковой) прочности или 0,4RnP. При таких напряжениях модули упругости на сжатие и растяжение приближенно можно считать постоянными и равными начальному модулю упругости Еб.
При напряжениях, превышающих указанные пределы, модули упругости снижаются из-за появления пластических деформаций, и в элементах возникают остаточные деформации.
Для железобетонных элементов характерно, что коэффициенты запаса прочности сжатого бетона (k6_c), растянутого, бетона
РУ и Для арматуры (ka) будут иметь различные значения.
Осевое сжатие. К центрально-сжатым элементам относятся стойки, штампы и т. п. По конструкции железобетонные стойки можно разделить на следующие основные типы: стойки с гибкой продольной арматурой и хомутами; стойки с косвенной арматурой в виде спиралей или сварных колец, т. е. бетон в обойме и стойки с жесткой арматурой.
При расчете основываются на следующих допущениях: напряжения сжатия распределяются равномерно по всему сечению; вследствие надежного сцепления арматуры с бетоном железобетонный стержень будет работать как одно целое и деформации
Арматуры и бетона будут равны; модуль упругости бетона при напряжениях, не превышающих допустимых, постоянен и равен начальному модулю упругости.
Напряжения в бетоне определяют по формуле
N
Об = - г~< \Об. пр], (4)
' пр
Где N — сжимающая продольная сила;
Fnp = F6 + nFa — приведенная к бетону площадь сечения элемента; Fa и F6 — соответственно площади сечения арматуры
(металла) и бетона сжатого железобетонного элемента; п =
£
= ----------- коэффициент приведения:
£■6
RH
[°б. яр] = пг^--------- допускаемое напряжение бетона на сжатие.
С
Напряжения в арматуре определяют по формуле
Оа = =4~ < [оа], (5) Г п~ |
NN_ *пр
RH
Где [оа] = — допускаемое напряжение арматуры на сжатие.
Расчетные формулы для определения размеров поперечного сечения стойки выразятся следующим образом:
TOC \o "1-3" \h \z?6 = [Об. пр] (1 (6)
Fa = vF6, (7)
Где [л — коэффициент армирования.
Осевое растяжение. Допускаемое растягивающее усилие равно
N = [a6.p\(F6 + nFa). (8)
Напряжения растяжения в бетоне определяются по формуле
И 1 ПР
Площадь сечения бетона и арматуры рассчитывают по формулам:
Р6= \об. р](\+п»)' (10)
Где
Fa = VF6. (11)
Изгиб. Все однородные тела на изгиб рассчитывают на основании следующих допущений: соседние волокна не оказывают 22
друг на друга влияния; удлинения пропорциональны напряжениям (закон Гука); модуль упругости для всех волокон постоянный и не зависит от знака напряжений; плоское сечение при изгибе остается плоским (закон Бернулли).
Для железобетона из этих допущений принимают только закон Бернулли. Сечение железобетонной балки при изгибе остается плоским, поэтому изменения длины волокон прямо пропорциональны расстояниям этих волокон от нейтральной оси.
Так как для бетона не совсем справедлив закон Гука и зависимость между деформациями и напряжениями имеет нелинейный характер, то последние распределяются в сечении по кривой. При малых напряжениях эта кривизна незначительная и модуль упругости бетона при растяжении и сжатии почти одинаковый. Поэтому без особой погрешности эпюра напряжений в сечении может быть принята прямолинейной (закон Гука). При таких предположениях напряжения в железобетоне рассчитывают по общим законам сопротивления материалов так же, как и балки из однородного материала, причем различие модулей упругости стали и бетона учитывается заменой сечения стали п-кратным сечением бетона.
Рис. |
7. Расчетная схема сечения изгибаемого элемента |
Для сечения любой симметричной формы (рис. 7) выражения напряжений в бетоне и арматуре будут иметь вид
(12) (13) (14) (15) |
М /г л
М J пр М Jnp М J пр |
Об = - і— X < [об. J;
' пр
Об. р =
(h — х) < [Об. р.«]; оа=п - г— (h — x — a)< [oj Оа = П - р - (х — а) < [о J,
Где J
Пр
Приведенный к бетону момент инерции относительно нейтральной оси (центра тяжести сечения). Положение нейтральной оси определяется из условия
Где S |
Пр |
Приведенный к бетону статический момент относительно сжатой грани сечения. |
Sno (16)
Зпр спр
В выражениях (12), (13) и (14), (15) допускаемые напряжения определяют следующим образом:
Допускаемое напряжение бетона на сжатие при изгибе
К
Допускаемое напряжение арматуры
К
Допускаемое напряжение бетона на растяжение при изгибе
Rн
Sp. и
[Об.,
■Р-и>- кб. р ■
Величина Rp. u не обусловлена строительными нормами. Но, как показали опыты проф. Б. Г. Скрамтаева, предел прочности бетона на растяжение при изгибе Rp. и у растянутого края бетонной балки, вычисленный по обычной формуле изгиба Rp. и = = в 1,7 раза больше предела прочности Rнр при осевом растяжении, согласно нормам.
Поэтому допускаемые напряжения бетона на растяжение при изгибе целесообразно выразить через RHp-.
Практически из приведенных выше величин напряжений важно учесть лишь растягивающее напряжение, поскольку бетон имеет низкий предел прочности при растяжении.
Если удовлетворяется условие (13), все остальные условия выполняются автоматически, поэтому проверку об, ва, оа можно и не делать.
Допустимый изгибающий момент по растянутой зоне определится по формуле
Для прямоугольного сечения с двойной арматурой, имеющего высоту h и ширину Ь\
Sap = + nFa (h — а) + nFaa'; (19)
Fnp = bh-\- hFa - f nF'a, (20)
Jnp =№. + nFa(h — x — af + nF'a (x - a')2 + b{h~x)S (21)
Значения Fnp, Snp и J подставляют в формулы (12, 13, 14, 15, 16 и 18). 24
Таким же образом опреДбляюї напряжения Для сечений любой сложной конфигурации.
При расчете сечений с одиночной арматурой, расположенной в растянутой зоне, из всех формул выпадает значение Fa = 0.
Расчет на скалывание при изгибе. Если рассматривать работу железобетонной балки в I стадии (с учетом работы растянутой зоны бетона), то картина распределения главных напряжений будет приблизительно соответствовать случаю однородной балки.
Железобетонные балки в отличие от балок tH3 однородного материала разрушаются не только в середине пролета, а и у опор. Там образуются наклонные трещины из-за больших главных растягивающих напряжений.
Происходит это потому, что сопротивление бетона скалыванию RcK колеблется в пределах 42—70 кГ1см% и значительно превосходит сопротивление его растяжению (R" в пределах 21—35 кГ/см2). Разрушение идет по линии наименьшего сопротивления, т. е. трещины образуются по направлениям, перпендикулярным к траекториям главных растягивающих напряжений. Поэтому для железобетонных балок главные растягивающие напряжения гораздо опасней скалывающих, и проверку на скалывание нужно заменить проверкой главных растягивающих напряжений. Наиболее опасны сечения, в которых направления главных растягивающих напряжений значительно отличаются от направления растянутой арматуры, при величине этих напряжений, мало отличающихся от максимума. Это сечения, лежащие в растянутой зоне вблизи нейтральной плоскости. Так как нормальные напряжения в них невелики, то главные растягивающие напряжения по численному значению близки к скалывающим. Приближенно можно принять, что вблизи нейтральной оси в растянутой зоне
®гл. р ^max•
Во избежание образования в железобетонных балках наклонных трещин необходимо, чтобы главные растягивающие напряжения огл. р не превосходили временного сопротивления бетона на растяжение Rp. Если по расчету огл, р >> Rp, то сечение балки необходимо увеличить. При агЛш р < [об. р] главные растягивающие напряжения могут быть надежно восприняты бетоном без дополнительного специального армирования.
Внецентренное сжатие. Если от внецентренного сжатия в поперечном сечении железобетонного элемента возникают или только напряжения сжатия, или с одной стороны — сжатия, а с другой, не превышающие допускаемых, напряжения растяжения, которые не могут вызвать появление трещин, расчет ведется по одному методу с учетом работы всего сечения.
Особо рассматривается случай, когда растягивающие напряжения достигают значительной величины. При этом обычный железобетон, как правило, заменяют предварительно напряженным.
Для сечения любой формы (рис. 8) напряжения определяют по следующим расчетным формулам:
N
< [об.«];
"пр
Min N
Об = - в—
Ne0(y — a') |
Оа = П |
' пр |
< [Oj |
Ой = П |
Г пр
Гпр
N__ Ne0(h-y-a)
Ne0y |
Max Об |
(22) (23) (24) (25) |
' пр |
Neо (h — у) Jnp |
< (об.«]; |
Рпр J пр
Приведенная площадь железобетонного сечения слагается из площади бетона и л-кратной площади арматуры;
Рис. 8. Расчетная схема сечений при внецентренном ежа- |
FnP=F6 + n(Fa + F'a). (26)
.(27) |
У- |
Положение центра тяжести находят по формуле
РбУб + пРа (h—a)+nFa p6 + n(Fa + K)
Пр
Приведенный момент инерции сечения относительно его центра тяжести равен
(28) |
Jnp Jfj F6c2 nFa (h — y — af +
NFa (h — a )2,
Определим координаты наиболее удаленных точек контура ядра приведенного сечения. Если нормальная сила N будет приложена на контуре ядра сечения, а изгибающий момент М = Nrlt то напряжение бетона у менее сжатого края сечения будет равно нулю, т е.
Пр |
Об1 «= « - = о, (29)
'пр
Откуда
(30) (31) |
Г1 = Г 2 |
'пр
Fnp(h-y) '
РпрУ
Внецентренное растяжение. К внецентренно растянутым элементам относятся стойки сверлильных, фрезерных станков, прокатных станов, листоправйльных машин и другие корпусные детали.
Обычный железобетон плохо работает на растяжение, поэтому приведенные выше конструкции, как правило, выполняются из предварительно напряженного железобетона.
Если продольная сила N приложена внутри ядра сечения и растягивающие напряжения в бетоне не превышают допускаемых, то расчет сечения при внецентренном растяжении производится как при внецентренном сжатии, с учетом работы бетона на растяжение. При этом значения внешней силы и эксцентриситета берутся с обратными 'знаками. Если напряжения в бетоне от вне - центренного растяжения превышают допускаемые напряжения, то в этом случае переходят на напряженный железобетон.
Кручение. Явление кручения в железобетонных деталях машин имеет место во многих случаях. Обычно кручение наблюдается с изгибом.
Наклонные трещины в бетоне появляются от действия главных растягивающих напряжений по траекториям, пересекающим трещины под углом 90°. В практике элементы, работающие на кручение, армируют продольной арматурой и вертикальными замкнутыми, часто расположенными хомутами (кольцами).
Наружный слой бетона, прикрывающий продольную арматуру, в расчет не вводят. Сопротивление кручению складывается из сопротивления бетона и поперечной арматуры.
Если вычисленные наибольшие главные растягивающие напряжения бетона не превосходят допускаемых [об. р], то специального армирования не требуется.
Если же главные растягивающие напряжения превышают допускаемые, то элемент нужно армировать специальной арматурой с направлением витков, совпадающим с направлением кручения или продольной арматурой, охваченной замкнутыми хомутами.
Наибольшую величину главных растягивающих напряжений
H
Для прямоугольного сечения при обычных отношениях — =
1,5-ьЗ можно вычислить по формуле
М,
Если огл.£>> [об р], то в расчет вводят сечение хомутов и продольной арматуры. Площадь сечения одного хомута определяют по формуле
2К16А *
Где а — расстояние между хомутами;
Ья и Ня — размеры ядра сечения.
При наличии в элементе дополнительной продольной арматуры с сечением стержня при расстоянии между стержнями а, сечение стержня будет
Особенности расчета составных сечений. Составные сечения состоят из нескольких материалов. Так, в железобетонных деталях машин применяют железобетонные элементы, в сечении которых значительную роль занимают металлические детали, распространяющиеся на часть или полную длину элементов.
Ряд исследований (экспериментальных и теоретических) доказывают возможность осуществления прочного и жесткого сопряжения таких металлических деталей с бетоном при соответствующей их анкеровке.
При расчете элементов железобетонных деталей в упругой стадии на изгиб, центральное и внецентренное сжатие и растяжение можно считать совместную работу металлических закладных деталей с бетоном обеспеченной.
Приведенный выше метод расчета железобетонных элементов на прочность по упругой стадии (классическая теория) вполне пригоден для расчетов составных сечений железобетонных элементов. Площадь сечения металла заменяют n-кратной площадью
Бетона п = ЕрШ ■ и в расчетные формулы добавляют элементы, б
Содержащие сечение металла закладных деталей.
Приводить подробный расчет таких сечений нет смысла, так как он аналогичен уже рассмотренному методу расчета.
Некоторые особенности приобретает расчет составных сечений при изгибе железобетонных элементов, в которых основная масса металла сосредоточена в сжатой зоне.
Концентрация металла в сжатой зоне железобетонных изгибаемых элементов ухудшает работу растянутой зоны бетона, так как нейтральная ось резко поднимается к сжатой грани сечения, вовлекая тем самым большую часть бетона в растянутую зону. Для уравновешивания больших площадей металла сжатой зоны требуется значительное количество арматурной стали, располагаемой в растянутой зоне (при условии сохранения положения нейтральной оси).