МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА И ТРАНСПОРТИРОВКА
В процессе изготовления железобетонных деталей машин неизбежна механическая обработка металлических поверхностей, которая производится на том же оборудовании, что и обработка металлических деталей. Для них приемлемы все методы и виды технологии механообработки. Однако имеются и некоторые характерные для железобетонных деталей особенности.
В НИИПТМАШе авторами проведены экспериментальные исследования прочности и жесткости анкеровки закладных деталей в бетоне от воздействия динамических нагрузок, возникающих при строгании, сверлении и фрезеровании, как основных видов механической обработки металлических поверхностей.
Работа строгального резца имеет характер прерывистого резания. Врезание резца в заготовку в начале рабочего хода сопровождается ударом. Систематические удары неблагоприятно влияют на анкеровку их в бетоне.
В процессе строгания на закладные части действуют силы, указанные на рис. 93, которые могут быть приведены к одной равнодействующей R. Равнодействующую можно разложить на силы Рг, Ру и Рх. Сила Рг стремится сдвинуть металлическую закладную часть относительно бетона в плоскости главного (рабочего) движения или опрокинуть закладную часть, если она имеет небольшие размеры в плане и относительно большую высоту (при условии надежного крепления детали к столу). Сила Ру прижимает закладную часть к бетону детали. Сила Рх стремится сдвинуть закладную часть относительно бетона в плоскости движения подачи.
Соотношение между силами Рг, Рх и Ру не остается постоянным и зависит от геометрических элементов режущей части резца, элементов режима резания (скорости, глубины и подачи), износа резца, физико-механических свойств обрабатываемого металла и условий резания. При обработке стали острым резцом с передним углом у = 15°, главным углом в плане ср = 45° и углом наклона главной режущей кромки к = 0 соотношение составляющих силы резания в среднем может быть принято
Рг : Ру : Рх = 1 : 0,45 : 0,35.
Рис. 93. Схема сил, действующих иа закладную деталь при строгании |
І 55
Исследование прочности и жесткости анкеровки длинномерных, типа направляющих, металлических закладных частей в бетоне производилось на железобетонных деталях с расположенными в верхней части стальными пластинами 1200x300x30 мм, с различным типом анкеровки их в бетоне.
Первый тип анкеровки представлял собой приваренные впритык к стальной пластине анкеры из горячекатаной арматуры периодического профиля диаметром 10 мм и длиной заделки 15 диаметров. Второй тип анкеровки отличался наличием, кроме анкерных стержней, поперечных ребер, приваренных к стальным пластинам в тавр. В обоих случаях анкерные стержни расположены по ширине балки в два ряда, а по длине — с постоянным шагом, равным 200 мм. Бетон применялся марки 500.
Образцы строгали на продольно-строгальном станке от гидропривода с применением резцов из быстрорежущей стали. Режимы резания выбирали из технологических возможностей станка, мощности привода и самого неблагоприятного воздействия на анке - ровку образцов.
Режимы резания: глубина ^=12 мм; подача 5 = 2,5 мм/дв. ход\ скорость v — 10 м/мин. Силы резания, возникающие при строгании: Рг = 4400 кГ; Ру= 1950 кГ\ Рх = 2500 кГ.
Экспериментальные исследования показали, что анкеры длинномерных закладных частей в процессе строгания подвергаются сжатию от вертикальной составляющей усилия резания Ру и имеют максимальные по величине напряжения под режущим инструментом. ВеличиньГмаксимальных сжимающих напряжений в анкерах (пики на осциллограмме) составляют 50—100 кГ/см2.
Кроме того, при строгании возникают горизонтальные силы Рх и Pz, сдвигающие за кладные части относительно бетона; при этом анкеры работают на срез.
Вертикальных смещений закладных частей относительно бетона с анкеровкой первого и второго типов не наблюдалось в пределах точности приборов.
Зафиксированы горизонтальные смещения закладных частей относительно бетона в направлении строгания с анкеровкой первого типа (без поперечных ребер). Величина этих смещений составляет 0,03 мм и имеет упругий характер.
У образцов с поперечными ребрами смещений в горизонтальной плоскости в направлении строгания не наблюдалось, поэтому при конструировании анкеров длинномерных закладных частей необходимо предусматривать устройство поперечных ребер для восприятия сдвигающих усилий от резания.
Видимых разрушений, трещин и отслоений не обнаружено.
Данные испытаний, полученные для анкеровки длинномерных закладных частей, в полной мере можно перенести на анке - ровку закладных частей в виде плит со значительными размерами в плане. 156
Следовательно, возникающие при механической обработке (строгании) длинномерных закладных частей и плит железобетонных деталей машин усилия резания не представляют опасности для прочности и жесткости их анкеровки в бетоне и строгание можно производить на любых режимах. При этом анкеры закладных частей работают на сжатие и срез, а отрывающие и опрокидывающие усилия, вызывающие в анкерах растяжение, отсут-
НапраВление строгания |
Ствуют. Некоторые предосторожности следует предпринимать при строгании малоразмерных закладных частей в железобетонных деталях.
Анкеры малоразмерных закладных частей по характеру своей работы в процессе механической обработки строганием отличаются от анкеров направляющих и плит. Для выяснения характера работы анкеров малоразмерных платиков, заанкеренных в бетоне, были проведены экспериментальные исследования на железобетонных деталях с заделанными в них платиками (рис. 94) при отношении высоты последних к наибольшему размеру в плане 1 : 2,5. Малоразмерные закладные части типа «а», «б», «в» и «г» отличаются различной конструкцией анкеровки их в бетоне. Платик типа «г» для сравнения выполнен с преднамеренно ослабленной анкеровкой.
Испытание проводилось аналогично на том же продольно - строгальном станке теми же резцами и с такими же режимами
Резания, как и при испытании образцов с длинномерными закладными частями. Поэтому и усилия резания остались прежними.
Опыты показали, что на малоразмерные закладные части при отношении их высоты к размеру в плане 1 : 4 и меньше в общем случае в процессе строгания действуют опрокидывающие и сдвигающие силы, величины которых зависят от величин усилий резания и геометрических размеров платиков. Таким образом, платик находится в сложном напряженно-деформированном состоянии, что сказывается на работе анкеров. Часть анкеров в процессе строгания растянута, другая часть сжата.
При строгании образцов Ст. 3 (см. рис. 94) с площадью срезаемого слоя до 30 мм2 напряжения в анкерах зафиксированы на осциллограммах (рис. 94) соответственно типам анкеровки. Разность значений растягивающих напряжений в анкерах / и 2, а сжимающих — 3 и 4 объясняется наличием поперечной составляющей силы резания Рх, действующей в горизонтальной плоскости перпендикулярно к продольной оси балки.
В начале каждого хода момент врезания резца в металл сопровождается ударами, вызывающими резкое нарастание напряжений в анкерах. В анкерах закладной детали типа «а» нарастание напряжений относительно плавное, здесь работу удара воспринимают поперечные ребра.
Кроме растягивающих и сжимающих напряжений, в анкерах имеет место срез.
От действия опрокидывающего момента (от составляющей Рг) платики смещаются относительно бетона (рис. 95).
Ниже приведены величины смещений аг и ау для различных типов анкеровки платиков:
Тип «а» — аг = 0,05 мм/0; ау = 0,05 мм/0; » «б» — аг = 0,1 лш/0,01 мм; ау = 0,05 лш/0,01 мм; » «в» — аг = 0,1 мм/0,03 мм; ау — 0,15 мм/0,05 мм; » «г» — аг = 0,3 лш/0,1 мм; ау = 0,20 лш/0,1 мм.
В знаменателе указаны величины остаточных деформаций закладных частей.
Как видно из приведенных данных, наиболее прочной и жесткой является анкеровка малоразмерных закладных частей в бетоне при воздействии усилий строгания по типу «а».
Рис. 95. Схема смещений закладной детали, зганкеренной в бетоне, при строгании |
Механическую обработку малоразмерных закладных частей в железобетонных деталях следует производить строганием при легких и средних режимах или фрезерованием. 158
На рис. 96 показана обработка железобетонной станины тяжелого токарного станка мод. 1660 на продольно-строгальном станке.
Рис. 97. Схема сил, действующих на закладную деталь при сверлении |
(3|.[ z°/'o0 V-0-' /!>!* -'!•!«.. °" о 0. jii; |
При обработке отверстий в металлических закладных частях железобетонных деталей машин могут нарушиться соединения
Рис. 96. Механическая обработка железобетонной станины тяжелого токарного станка модели 1660 на продольно-строгальном стайке на Краматорском заводе тяжелого станкостроения |
Между металлическими частями и бетоном от воздействия сил подачи и моментов, возникающих в процессе сверления. Это в большей мере относится к коротким отдельным платикам, заанкерен - ным в бетоне.
При работе в сплошном материале на сверло действуют силы, схема которых показана на рис. 97. Действующая вдоль оси сверла равнодействующая сила Р0, вызываемая силой подачи, равна сумме проекций сил, действующих вдоль оси х, т. е.
Р = 9Р 4- Р -1-9Р
Г0 х п. к л*
ГДС Рп. к—сила, создаваемая при внедрении в материал поперечной кромки сверла;
Рл — сила трения сверла об обработанную поверхность.
Суммарный крутящий момент сопротивления Мс, действующий на сверло, складывается из момента М от сил Pz, момента Мп_ к, создаваемого силами, действующими на поперечной кромке, и момента Мл от сил трения на цилиндрических ленточных сверлах, т. е.
Чтобы выяснить возможность смещения платиков в бетоне и величину этого смещения, был проведен ряд опытов [10].
Были испытаны бетонные образцы размером 20x20x20 см с заделанными в них платиками, различных типов анкеровки, которые подвергались обработке сверлением. При сверлении отверстий в опытных образцах выбирали самые тяжелые режимы резания. Диаметр спирального сверла — 48 мм, число оборотов сверла в минуту — 54, подача — 0,1 мм/об.
В процессе сверления на образцы действовали усилие подачи Р0 = 540 кГ и крутящий момент Мс = 560 кГсм.
В результате испытаний было установлено, что металлические закладные части образцов всех вышеуказанных серий не получили предполагаемого смещения (в пределах чувствительности приборов). Даже платик, лишенный анкеровки, не сместился. Силам резания в этом случае противостояли силы склеивания металла с бетоном.
Таким образом, сверление как один из видов механической обработки при изготовлении железобетонных деталей машин не представляет опасности для прочности и жесткости анкеровки металлических закладных частей в бетоне и может производиться на любых режимах.
Закаленные с применением нагрева токами высокой частоты чугунные направляющие железобетонных станин шлифуют при черновых проходах (в количестве 12—15) со скоростью продольной подачи стола 9—10 м/мин и глубиной шлифования 0,02— 0,03 мм/дв. ход", при чистовых проходах (в количестве 4—5) скорость продольной подачи 2—3 м/мин и глубина 0,01 мм/дв. ход. Припуск под шлифование закаленных направляющих 0,10—0,15 мм.
Наиболее важной технологической особенностью является то, что механическая обработка железобетонных деталей машин может производиться только после нанесения на бетонные поверхности защитных покрытий (лакокрасочных или других) для предохранения бетонных поверхностей от масел и эмульсий. Чаще всего производится огрунтовка поверхностей.
Транспортируют железобетонные детали так же, как и металлические. В их конструкциях предусматривают транспортировочные отверстия или окна. В некоторых железобетонных деталях, преимущественно небольших размеров (подмоторные, под- моторно-подредукторные плиты и др.), для строповки предусматриваются рымные пуговицы. Выбор способа транспортирования обусловливается в значительной мере местными условиями и наличием кранового оборудования и транспорта. Для строповки применяют канаты и стандартные стальные валики, которыми пользуются при транспортировании чугунных станин станков того же типа.
В крупногабаритных, тяжеловесных и в особенности длинномерных железобетонных деталях, типа станин тяжелых станков, 160
число и взаимное расположение точек подвески выбирают из условия их расчета на транспортирование. Размеры транспортировочных валиков и штырей, а также диаметры канатов должны соответствовать характеру изделия и его весу.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ДЕТАЛЕЙ
Предварительно напряженные конструкции различают по виду арматуры, типу ее анкеровки и способу соединения с бетоном, а также при применяемым способам и устройствам для натяжения арматуры и передачи сил предварительного натяжения на бетон.
По способам и устройствам для натяжения арматуры различают: системы с арматурой, натянутой на бетон после его твердения (случай анкеровки на концах элемента) (рис. 98, б); системы с арматурой, натянутой на упоры до бетонирования (стержни со сцеплением) (рис. 98, а); другие системы предварительного напряжения (применение расширяющего цемента, системы с самообжатием) .
Изготовление напряженных конструкций, выполняемых с натяжением арматуры на бетон, рекомендуется при производстве крупноразмерных базовых деталей машин. Процесс изготовления напряженных элементов с арматурой, натянутой после твердения бетона, состоит из: бетонирования конструкции с образованием каналов для арматурных элементов; установки арматурних элементов; крепления анкерных устройств к арматуре; натяжения арматуры и защемления натянутой арматуры в анкерных устройствах; заполнения каналов цементным раствором.
Каналы для размещения арматурных элементов получают либо путем установки металлических трубок или кожухов, остающихся в конструкции, либо с помощью формовочных приспособлений — каналообразователей. Применяемые для каналов металлические трубки монтируют на арматурный элемент и устанавливают вместе с ним в опалубку или форму до бетонирования изделия.
Трубка соединяется с анкерной обоймой при помощи патрубка и место стыка герметически заделывается, что предотвращает проникновение раствора.
Существует способ образования каналов в теле бетона при помощи формующих приспособлений. Однако в таких каналах потери на трение стержней о бетон выше, чем в каналах, облицованных металлом. Применяют также каналообразователи в виде толстостенных резиновых трубок с металлическим сердечником или без него. Сердечник (стержень или пучок проволок), смазанный жидким мылом, вводят в трубку до ее установки в опалубку. После затвердения бетона извлекают сердечник, а затем трубку.
Наиболее простым и удобным является каналообразователь из стальных труб. Трубы, уложенные и забетонированные в конструкции, извлекают лебедкой вскоре после бетонирования.
Для фиксации проектного положения арматурных элементов и каналообразователей, устанавливаемых в опалубку до бетонирования, в составе арматурного каркаса должны быть предусмотрены фиксирующие детали в виде рамок, сеток штырей, скоб, которые надежно связаны с жесткой конструкцией опалубки или с жестким арматурным каркасом.
Арматура, натягиваемая на бетон, применяется в виде пучков проволок и отдельных стержней. Арматурные пучки изготавливают из стальной круглой углеродистой проволоки. Для закрепления пучков высокопрочной проволоки следует применять анкеры в виде стальных цилиндрических колодок и конусных пробок, запрессованных в колодки домкратами двойного действия после натяжения арматуры, и гильзовые анкеры, закрепляемые на бетоне гайками после натяжения пучка.
Для закрепления напрягаемой стержневой арматуры применяют анкеры в виде концевых элементов с винтовой резьбой и гайкой (см. рис. 31 и 32).
Натягивать арматуру по этому способу можно не раньше чем бетон достигнет прочности, указанной в проекте конструкции. Натяжение производится в два этапа: первый этап — выпрямление арматуры в канале (свободная вытяжка), второй этап — натяжение арматуры. Арматуру необходимо натягивать одновременно двумя домкратами с двух концов железобетонной конструкции. Допу - 162 скается натяжение прямых пучков и стержней с одной стороны при длине канала не более 18 м.
Заключительной операцией является заполнение каналов цементным тестом или раствором под давлением. Цементное тесто или раствор защищают арматурные пучки и стержни от ржавления и обеспечивают сцепление их с бетоном конструкции. Приготовленный раствор нагнетается в каналы механическим или ручным растворонасосом через наконечник резинового шланга.
Кроме линейного натяжения, при изготовлении железобетонных деталей машин получил распространение способ непрерывной намотки напряженной проволоки на затвердевший бетон детали. Этот способ успешно применен НИИЖБом при изготовлении железобетонных станин прессов различной мощности.
Изготовление предварительно напряженных конструкций с натяжением арматуры на упоры до бетонирования разделяется на три вида.
Первый — это армирование высокопрочной проволокой диаметром от 2,5 до 6 мм периодического профиля. Совместная работа проволочной арматуры с бетоном обеспечивается за счет надежного сцепления проволоки с бетоном по всей длине изделия. Высокопрочную проволоку натягивают на упоры форм или поддонов с помощью гидродомкратов или электронагрева.
Второй вид — армирование непрерывной обмоткой. Непрерывная обмотка выполняется машинами путем обмотки натянутой проволоки по штырям или упорам поддонов, формы контуров и стендов. При этом места перегиба напрягаемой проволоки могут располагаться в теле конструкции или за ее пределами.
Третий — армирование стержневой горячекатаной арматурой, натягиваемой до бетонирования на упоры стенда, формы или матрицы и работающей совместно с бетоном за счет надежного сцепления с ним по всей длине изделия. Стержневую арматуру натягивают на упоры с помощью гидравлических домкратов или электронагрева.
Выбор оборудования для натяжения арматуры (по способам натяжения арматуры на упоры и на бетон) производится в соответствии с проектами предварительно напряженных деталей. Натягивать арматуру можно механическим способом с помощью натяжных машин или гидравлических и винтовых домкратов, системы блоков, рычагов и подвешиваемого к ним груза, приводных гайковертов или динамометрических тарированных гаечных ключей при навинчивании гаек на резьбу захватного устройства или арматуры.
Гидравлические домкраты двойного действия применяют для натяжения пучковой арматуры и закрепления ее в напряженном состоянии при помощи конической стальной пробки.
Однопоршневыми домкратами натягивают стержневую арматуру и пучки проволоки с гильзовыми анкерами.
Термическое натяжение арматуры основано ні линейном расширении стали при нагреве арматуры электрическим током. Существует несколько вариантов термического натяжения арматуры.
Например, концы удлинившейся при нагреве арматуры закрепляют в захватах упоров (при натяжении на упоры) или в анкерах (при натяжении на затвердевший бетон). С охлаждением арматура натягивается. После этого конструкцию бетонируют (при натяжении на упоры). Нагревают арматуру с помощью специальных установок.
Можно покрывать арматуру слоем термопластического материала, после чего бетонировать деталь. С нагревбм арматуры термопластик размягчается. Он не препятствует перемещению удлиняющийся арматуры, концы которой закрепляются в захватах, опирающихся на бетон, и в таком положении арматура остывает. При охлаждении арматуры термопластическое покрытие твердеет, в результате чего создается сцепление между арматурой и бетоном.
Кроме натяжения арматуры на бетон и на упоры, существуют другие способы предварительного напряжения.
Химическое предварительное напряжение производится посредством применения бетона на расширяющемся цементе.
В процессе твердения бетон расширяется и происходит удлинение связанной с ним арматуры.
Растягивающие усилия, возникающие в арматуре, передаются на бетон, обжимая его. Расширяющийся цемент дает возможность без применения дополнительного оборудования получить заданное натяжение арматуры за счет энергии расширяющегося бетона.
Для измерения усилий, действующих в напрягаемой арматуре, используют ряд приемов и соответствующих измерительных приборов и приспособлений.
Наиболее распространенным приемом является измерение концевого усилия. Для этого используют гидравлический натяжной домкрат. Величину силы натяжения контролируют по показателям гидравлического манометра, присоединенного к гидравлическому цилиндру домкрата.
При измерении концевого усилия необходимо учитывать и исключать потери натяжения, возникающие после окончания операции натяжения из-за обмятия шайб и гаек анкерного устройства и проскальзывания проволоки в анкере при заталкивании клина.
Величину натяжения также определяют, измеряя общее удлинение арматурного элемента путем замера перемещения подвижного захвата натяжной машины, домкрата или перемещением меток, нанесенных на концах стержней арматурного элемента относительно торца конструкции. Этот прием в основном используют при электротермическом натяжении арматуры. 164
При натяжении арматуры на форму удобно пользоваться обычным индикатором часового типа с ценой делений 0,01 мм, снабженным удлинительной штангой и устройством для закрепления прибора к проволоке.