ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
Железобетонные детали машин в зависимости от их вида, назначения, условий работы, размеров и других факторов могут изготовляться монолитными, сборными и сборно-монолитными. Монолитными выполняются железобетонные детали, трудно поддающиеся членению на элементы, а также детали, в которых недопустимо снижение жесткости из-за наличия стыков. В свою оче
Редь, монолитные подразделяются на детали, изготовляемые со вместно с фундаментом и отдельно от фундамента.
Железобетонные детали изготовляют совместно с фундаментом на месте установки машины (рис. 89, а), а отдельно от фундамента — в условиях цеха железобетонных конструкций с последующей их установкой на фундамент (рис. 89, б).
Преимущество монолитного исполнения заключается в отсутствии стыков, отрицательно влияющих на жесткость и устойчивость детали, а также в отсутствии работ по установке, выверке и соединению отдельных элементов.
Сборными, как правило, выполняются крупноразмерные детали большого веса и сравнительно легкого режима работы, что позволяет изготовлять отдельные элементы деталей на заводах железобетонных изделий с последующим сочленением их на месте установки.
Сборно-монолитными выполняются детали из сборных железобетонных элементов и монолитного бетона, укладываемого на месте монтажа детали.
Изготовление железобетонных деталей машин складывается из следующих основных процессов: изготовления металлических закладных частей; изготовления арматуры; сборки металлического • каркаса, состоящего из арматуры и закладных частей; изготовления и сборки опалубки, приготовления бетонной смеси; формования (укладка и уплотнение бетонной смеси, выравнивание открытых поверхностей бетона); твердения бетона (естественное, искусственное); распалубки; устранения дефектов бетонирования; подготовки поверхностей под окраску; чистовой механической обработки закладных частей; окончательной окраски.
Каждый из процессов представляет собой ряд отдельных one-, раций, выполняемых в определенной последовательности и на соответствующем оборудовании.
Есть два принципиально отличных способа организации производства изготовления железобетонных деталей: агрегатно-поточ - ный в перемещаемых формах или на поддонах и стендовый в непе- ремещаемых формах. Стендовый способ наиболее целесообразен для длинномерных, тяжеловесных и сложных железобетонных деталей машин, так как при транспортировании в процессе изготовления могут нарушиться их размеры, а также целостность металлического каркаса и опалубки. Агрегатно-поточный метод рационально применять при изготовлении простых по конструкции деталей или деталей малого веса, при перемещении которых жесткость поддона или формы обеспечивает стабильность габаритных и внутренних размеров, а также неизменность положения их закладных частей.
Железобетонные детали машин, как правило, имеют много закладных частей, разнообразных по форме, конструкции и способу изготовления, которые могут весить от нескольких килограмм до нескольких десятков тонн (до 40% общего веса детали). Изготовление закладных частей составляет значительную часть трудоемкости изготовления железобетонных деталей машин, так как оно связано с литьем, сваркой и механической обработкой.
Для установки, выверки и закрепления закладных частей, опалубки и арматурного каркаса необходима соответствующая технологическая оснастка, которая позволяет изготовлять детали с необходимой точностью. Одним из видов технологической оснастки являются точные стенды, которые служат основанием для производства монтажа металлического каркаса, опалубки и формовки детали. Они являются технологической базой, к которой соотносят некоторые размеры монтируемого металлического каркаса. В качестве стендов могут служить обычные многопаз - ные стендовые плиты, применяемые в машиностроении. 133
Для установки и выверки закладных частей в вертикальной плоскости применяют металлические угольники, с помощью которых можно получить требуемую точность положения поверхностей. Горизонтальность поверхностей закладных частей детали выверяют машиностроительным уровнем, а в случае длинномерных закладных частей — прецезионным нивелиром.
Для изготовления железобетонных деталей машин нужны клиновые башмаки, металлические линейки, штангенциркули, струбцины и винтовые домкраты для установки тяжеловесных закладных частей.
Для хорошего товарного вида необходимо окрашивать детали. Во многих случаях окраска защищает бетон от вредного воздействия масел и эмульсий в процессе эксплуатации. .
Большинство железобетонных деталей машин в процессе изготовления проходит стадию механической обработки. Насыщенность деталей машин закладными частями и арматурой, применение для их изготовления жестких смесей, наличие сложных сечений и труднодоступных для бетонирования мест требуют уплотнять бетонную смесь высокочастотными вибраторами.
Для изготовления железобетонных деталей машин требуется крановое оборудование грузоподъемностью до 50 т.