ИЗГОТОВЛЕНИЕ И СБОРКА ФОРМ
Формы должны удовлетворять требованиям быстрой и удобной сборки и разборки, смазки и очистки, надежности и простоты креплений при сборке.
От качества форм зависит внешний вид железобетонной детали; любые неровности и уступы на внутренней поверхности формы воспроизводятся на бетонной поверхности. Формы должны иметь минимальный вес и многократную оборачиваемость.
Жесткость формы должна быть достаточной для того, чтобы размеры не изменялись в процессе формования и уплотнения бетонной смеси, а также для транспортирования ее вместе со свеже - формованной деталью.
Формы для изготовления железобетонных деталей могут быть деревянные, металлические и дерево-металлические. Металлические формы бывают сварные, литые и штампованные.
По конструкции формы делятся на неподвижные, переносные, сборно-разборные, съемные, разъемные и неразъемные, с гладким днищем и формы-матрицы с профилированным днищем. Передвижные формы изготавливают, как правило, из металла. Деревянные формы являются наиболее дешевыми и простыми в изготовлении. Оборачиваются они не более 5—7 раз и требуют постоянного ремонта, поэтому их следует применять лишь при изготовле - 144 нии нестандартных • деталей, выпускаемых в малых сериях. Оборачиваемость деревянных форм может быть повышена путем пропитывания древесины маслом или покрытия водонепроницаемыми составами, например бакелитовым лаком.
Металлические формы могут быть инвентарными, разборно - переставными или в виде облицовки, остающейся в теле железобетонной детали. Формы в виде облицовки имеют своей целью защиту бетонной поверхности детали от механических и других повреждений.
Металлические формы при правильной эксплуатации обеспечивают 30-кратную оборачиваемость до профилактического ремонта и не менее 800—1000 оборотов до полного износа. Они дороже деревянных форм, более жесткие и могут обеспечить требуемую точность размеров. Металлические формы при изготовлении больших серий деталей более экономичны, чем деревянные. Дерево-металлические формы применяют реже металлических и деревянных.
Для получения чистой бетонной поверхности и облегчения разборки щиты деревянной опалубки с внутренней стороны должны иметь строганую поверхность. При изготовлении железобетонных деталей машин деревянные формы иногда покрывают тонким (0,4—0,1 мм) металлическим листом для получения гладкой поверхности.
Щиты опалубки соединяют между собой болтами, гвоздями и клиньями (деревянными или металлическими).
Верх опалубки закрепляется при помощи деревянных брусьев или стяжных болтов, которые крепятся к ребрам жесткости противолежащих боковых щитов.
Щиты опалубки железобетонных деталей могут иметь различной формы пазы и гнезда для размещения выступающих над поверхностью бетона металлических закладных частей. Пазы и гнезда в щитах образуются посредством второй обшивки. Толщина второй обшивки зависит от величины возвышения закладных частей над бетонной поверхностью. В некоторых случаях пазы и гнезда заменяют сквозными отверстиями в опалубке, в которые вставляют закладные части.
Самым распространенным материалом для изготовления деревянной опалубки является сосна, однако возможно применение и других пород древесины. Влажность древесины должна быть в пределах 10—15%.
Металлические формы изготовляют сварными из листового и фасонного проката.
Для железобетонных деталей машин, которые выпускаются крупными сериями, можно изготавливать литые металлические формы. Днище и борты отливают с пазами и гнездами, которые потом обрабатывают. Преимущество литых металлических форм заключается в том, что их можно изготовить с большой точностью.
Дерево-металлические формы состоят из металлического каркаса и деревянной обшивки.
Элементы форм устанавливают в последовательности, определяемой ее конструкцией. Установка бортов производится после проверки правильности установки каркаса. Формы смазывают до установки каркаса. После сборки формы проверяют правильность установки каркаса и подготовку ее к бетонированию.
Для смазки деревянных поверхностей форм применяют смесь из одной части глины на 0,3—0,5 части воды (по весу) с добавкой 5—10% мыла, а для металлических поверхностей — смесь из 35% солярового масла, 35% керосина и 30% отходов мыловарения.