ДЕТАЛИ ЭКСКАВАТОРОВ
Конструкция железобетонной плиты преобразовательного агрегата экскаватора ЭКГ-4 разработана Уральским Промстройпроек - том совместно с заводом Уралэлектроаппарат (г. Свердловск). Она выполнена в виде сплошной плиты размером 4660x1080 мм, толщиной 475 мм, из бетона марки 300 с применением предварительно напряженной арматуры (рис. 79).
Расчетная жесткость железобетонной плиты выше, чем металлической.
Увеличение веса плиты с 2100 кГ (в металле) до 4500 кГ (в железобетоне) в данном случае является даже рациональным, так как на разницу этих весов уменьшается вес требуемого противовеса, частью которого одновременно является сам преобразовательный агрегат.
Характер динамических усилий, возникающих при эксплуатации экскаватора, обусловил армирование плиты. Плита армируется по всем наружным граням сетками из арматурной стали класса'А—I (Ст. 3) с размером ячеек 120x120 мм.
Для повышения жесткости плита армирована в продольном направлении 16 струнами диаметром 5 мм из высокопрочной стали класса В, предварительно натянутыми на упоры, с_общим усилием 16,5 т.
Для крепления оборудования в плиту заделывают стальные листы толщиной 30 мм.
Замена металлической рамы железобетонной дает экономию металла на каждом изделии 1334 кГ при значительном снижении стоимости и трудоемкости изготовления.
Рис. 79. Железобетонная фундаментная плита электрогенератора экскаватора ЭКГ-4 |
Железобетонная плита преобразовательного агрегата шагающего экскаватора ЭШ-8/60 разработана Харьковским институтом «Промстройпроект» взамен сварной металлической весом 8 т. Конструкция плиты представляет собой раму, состоящую из системы продольных и поперечных балок, монолитно связанных между собой. Нагрузки от электрических машин воспринимаются
А-А
Щ |
1 |
І |
||
4, |
1 |
\Напрятенная арматура 05 |
Продольными балками, армированными предварительно напряженной стержневой арматурой класса А—III. Поперечные балки служат для связи продольных балок и участвуют в работе рамы при действии горизонтальных динамических нагрузок.
Бетон в конструкции принимается марки 400. Форма поперечных сечений балок выбрана с учетом габаритов электрических машин, уменьшения веса и рационального использования мате - .риалов.
В местах опирания машин на фундаментную плиту предусмотрены закладные части из листовой стали толщиной 30 мм, которые в бетоне анкерятся арматурными стержнями периодического профиля, приваренными к закладным частям. К закладным деталям приваривают шайбы толщиной 60 мм, в которых просверлены и нарезаны отверстия для крепления машин к плите.
Экономия металла при замене металлической плиты железобетонной на каждом изделии составляет 6 т.
Для шагающего экскаватора ЭШ-8/60 применяется металлическая сварная база, состоящая из трех частей, которые собирают 124
и склепывают на месте монтажа экскаватора. Сварка металлической базы затруднена тем, что ее необходимо вести изнутри отсеков, в которые сварщик проникает через специальные люки.
Конструкция железобетонной базы лишена этих недостатков. Кроме того, на железобетонную базу стали расходуется в 3— 4 раза меньше, чем на металлическую.
Конструкция железобетонной базы разделена на две боковые ■секции и одну среднюю (как и в металлической), каждая из которых представляет собой плиты, соединенные балками-стенками.
На базу действуют отрицательные изгибающие моменты, вызывающие растягивающие усилия в верхней плите.
Нижняя плита базы загружена реактивным давлением грунта, достигающим значительных величин. Система перекрестных балок-стенок позволила снизить толщину нижней плиты до максимума при большой величине реактивного давления грунта.
Верхняя и нижняя плиты, а также стенки армированы сетками горячекатаной арматуры периодического профиля класса А—III из стали 25Г2С.
Секции базы соединяют на месте установки экскаватора, заводя напрягаемую арматуру в предусмотренные каналы (после выверки базы) и затем натягивая ее на затвердевший бетон. Швы между частями базы зачеканивают цементным раствором.
Для защиты нижней плиты от истирания наружная поверхность ее выполняется с защитным слоем из сталебетона (бетон с металлической стружкой).
Верхняя плита защищена от действия масел обшивкой из листовой стали толщиной 3 мм, в которой предусматривается установка закладных частей для опорных роликов, зубчатой рейки и центральной части для поворотной пяты. Для закрепления пяты к листу центральной части приваривают стальные шайбы, в которых при механической обработке базы просверливают и нарезают отверстия.
При изготовлении базы принят бетон марки 600.