ПОКРЫТИЯ с ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ОБОЛОЧЕК И ПРИЗМАТИЧЕСКИХ СКЛАДОК
Покрытия с применением цилиндрических оболочек (см. рис. XlV. l.fl) образуются из тонких плит, изогнутых по цилиндрической поверхности, бортовых элементов и торцовых диафрагм. Покрытие в целом поддерживается по углам колоннами.
Основные параметры оболочки (рис. XIV.3, а): — пролет (расстояние между осями диафрагм); /2—длина
А) б) в, I
Поперечное
Рис. XIV.3. Типы цилиндрических оболочек
А — однопролетная; б — многопролетная; в — многоволновая
Волны (расстояние между бортовыми элементами); f— стрела подъема.
Очертание плиты оболочки в поперечном сечении может быть круговым, эллиптическим, параболическим и т. п.; благодаря простоте изготовления чаще применяют круговое очертание.
Оболочки бывают (рис. XIV.3) однопролетными, если вдоль прямолинейной образующей оболочка опирается на две диафрагмы, и многопролетными, если оболочка? поддерживается более чем двумя диафрагмами; одновол - новыми и многоволновыми, состоящими из нескольких
Рис. XI V.4. Покрытие с миоговолиовыми цилиндрическими оболочками (корпус Института водоснабжения Технологической высшей школы в г. Дармштадте; монолитные конструкции)
Одноволновых оболочек; гладкими и усиленными ребрами.
Напряженно-деформированное состояние оболочки зависит от соотношения размеров U и h. При /і//2> 1 оболочки условно называют длинными; при U! h<—короткими.
Полная высота покрытия без предварительного напряжения hu включая высоту бортового элемента A2, составляет обычно не менее ('/is—'/ю) 'ь в предваритель - яо-напряженных она может быть меньше. В зависимости От длины волны hi принимают не менее Толщину Йлиты монолитных оболочек А принимают ('/гоо—' 1/зоо)'2, но не менее 5 см; толщину плиты сборных ребристых оболочек — не менее 3 см (по условиям изготовления). Расстояние между поперечными ребрами рекомендуется принимать не более 7 Y Ryh во избежание потери местной устойчивости.
Е},.На рис. XIV.4 показано (для примера) осуществленное пространственное покрытие с применением многовол - ярвых цилиндрических оболочек.
1. Длинные оболочки
I* Длинная цилиндрическая оболочка под действием на - ірузкн от собственного веса и снега деформируется при
Определенных условиях подобно балке пролетом /і с ф гурным поперечным сечением высотой hu включая
Товые элементы (см. рис. XIV.3), шириной, равной длине ВОЛНЫ /2; В нижних частях поперечного сечения оболочки1 возникает растяжение, в верхней — сжатие. • • Бортовые элементы предназначены для повышения прочностных и жесткостных характеристик поперечного сечения покрытия, размещения основной рабочей растянутой арматуры конструкции, а также для укрепления прямолинейных краев цилиндрических оболочек при действии местных нагрузок. Форма и размеры бортовых элементов определяются конструктчвным решением покрытия и его расчетом.
Монолитные оболочки обычно делают гладкими. При наличии подвесных сосредоточенных грузов оболочку снабжают промежуточными поперечными ребрами. Сборные оболочки, как правило, устраивают с продольными и поперечными ребрами для усиления сборных элементов на период изготовления, перевозки и монтажа.
В качестве диафрагм применяют сплошные балки, фермы, арки с затяжками (рис. XIV.5). Для обеспечения естественного освещения и аэрации помещений цилиндрические оболочки могут быть шедового типа (рис. XIV.6,а) или с проемами в вершине (рис. XIV.6,б).
Проемы окаймляют продольными ребрами при большой длине раскрепляют распорками.
По расчету цилиндрических оболочек имеется обшир-; ная литература, в создании которой главную роль сыграли советские ученые и прежде всего В. 3. Власов, деятельность которого в этом направлении началась в 1933г. На стадии определения конструктивного решения применяют упрощенные способы расчета. При определенных условиях: покрытие в целом оперто по углам, нагрузка равномерно распределенная, отношение размеров в плане /і//2>3 (для промежуточных волн іі/і2^2), покрытия можно приближенно рассчитывать на прочность, жесткость и трещиностойкость как балки корытообразного профиля (см. рис. XIV.3). Прочность рассчитывают по стадии предельного равновесия при расчетных нагрузках, жесткость и трещиностойкость — при нормативных нагрузках. Односторонняя равномерно распределенная снеговая нагрузка, не превышающая 'Д полной симметричной нагрузки, может быть заменена в расчете симметричной нагрузкой той же интенсивности. Легкую под-
Рис. XIV.5. Типы диафрагм
А — сплошная балка; б — арка с затяжкой; в —ферма; г — рама
Рис. X1V.6. Оболочки со световыми проемами
А — шедовая; б—цилиндрическая; 1—продольное ребро; 2 — стойка в плоскости остекления; 3 — распорка
7
Рис. XIV.7. Расчетные схемы миоговолиовой оболочки
/—крайняя полуволна; 2 — промежуточная волна
Рижную нагрузку от тельферов грузоподъемностью до 1 т, Подвешенных к бортовым элементам, при расчете можно рассматривать как симметричную, приложенную одновременно к обоим бортовым элементам. І В остальных случаях длинные оболочки рассчитыва-
М
I
ІА
Ют как упругие пространственно деформируемые системы.
Крайние полуволны многоволновых оболочек с бортовыми элементами, не подкрепленными в пролете, приближенно можно рассчитывать в составе симметричной одноволновой оболочки, а промежуточные волны так же, как одноволновые, но с учетом закрепления продольных краев от смещения в горизонтальном поперечном направлении (рис. XIV.7).
■А-А
Эпюра моментов.
Рис. XIV.8. Расчетная схема многопролетной оболочки Оеь симметрии
Рис. XIV.9. К расчету цилиндрической оболочки по стадии предельного равновесия как железобетонной балки
Для многопролетной оболочки, нагруженной равно-" мерно распределенной нагрузкой (рис. XIV.8), достаточ* но рассчитать однопролетную шарнирно опертую оболоч»
w йролетом /о, равным расстоянию от крайней диафраг - p|l до нулевой точки на эпюре моментов соответствую - рей многопролетной балки, и затем изменение вдоль Іролочки внутренних сил и моментов принять согласно Изменению ординат в эпюре моментов указанной много - вролетной балки.
* Рассмотрим приближенный расчет прочности длинной цилиндрической оболочки кругового симметричного профиля на действие вертикальной симметричной нагрузки рэ стадии предельного равновесия как железобетонной Цалки1. На рис. XIV.9 показана схема расчетного напряженного состояния в поперечном сечении оболочки (As— родная площадь сечения растянутой арматуры; 9і— по - рюина центрального угла дуги оболочки; 9С — половина Центрального угла дуги сжатой зоны; а0— расстояние от равнодействующей усилий в растянутой арматуре до дантра кривизны круговой части сечения оболочки; ft, Sty — толщина и радиус цилиндрической части оболочки; 101— расстояние от равнодействующей усилий в растянутой арматуре до верха бортового элемента.
Условие прочности при моментах внутренних сил, Действующих в сечении оболочки, относительно центра круговой части сечения
M<0,8(2RbhRlslaQc-a0R3A3), (XIV.6)
S где М — момент внешних сия, вычисленный как в балке относительно той же точки; 0,8 — опытный коэффициент условия работы.
Положение границы сжатой зоны можно определить £3 уравнения
2RbQcRyh = RsAs. (XIV.7)
При проверке прочности из уравнения (XIV.7) определяют 6с и подставляют в уравнение (XIV.6). При подборе арматуры оба выражения объединяются в одно:
SinQc-a0Qc/Ry-M/l, WbhRl=0. (XIV.8)
Его можно решить методом последовательного приближения, первоначально приняв sin9c«9c, после чего ИЗ равенства (XIV.7) вычислить сечение арматуры As.
Касательные усилия в оболочке достигают наиболь-
' Я«стернак П. Л. и др. Железобетонные конструкции. Специальный ЙИГрс. М., Госстройиздат, 1961.
А — поперечная полоса оболочки единичной длины с действующими на ней касательными силами; б — часть поперечной полосы оболочки с действующими па нее нагрузкой, силами и моментом; в — очертание эпюры изгибающих. моментов, действующих в направлении волны
Шего значення на опоре; их находят по формуле сопротивления материалов
Т/г = QS/I, (XIV.")
Где Q — поперечная сила в опорном сечении оболочки, вычисленная как для балки; т — касательные напряжения п оболочке.
I II І І ІТТТП
I4
Рис. XIV.10. К расчету длинной цилиндрической оболочки в направлении волны
A-A
У////, 0 Pf |
1 X N V\] |
1 I I |
Для определения изгибающих моментов Ми, действующих вдоль волны, нз оболочки нужно выделить поперечную полосу единичной длины (рис. XIV.10, а). Она находится под действием внешней вертикальной нагрузки q, приложенной по поверхности, н касательных сил тh и xh^rЛт/і, действующих по плоскостям сечении, ограничивающих полосу. Нагрузка q, разность касательных сил AXh и величины Ми, Qy, Nu (рнс. XIV. 10, б) па выдс-
Црнной полосе находятся в равновесии. Следовательно, |згибающий момент Му в любом сечении выделенной полосы определяется как сумма моментов от нагрузки q и |силий ДтА относительно переменной оси а—а рассматриваемого сечения (см. рис. XIV.10,б).
Эпюра моментов Му показана на рис. XIV.10, в.
Внутренние усилия в длинной цилиндрической оболочке (рис. XIV.11) как в упругой пространственной системе можно с небольшим приближением определить по безмоментному напряженному состоянию. При пологой цилиндрической оболочке можно использовать уравнение (XIV.1), в котором нужно принять kx=0. Получим
Ky=/Ry, kXy = 0; D = 0; d2q>IM = —qRv. (XIV.10)
Положим, что оболочка, загруженная нагрузкой q, на уровне верха бортовых элементов и диафрагм не может деформироваться вдоль сторон контура (состояние І). В этом случае функция напряжений <р (в первом приближении) может быть взята в виде
Ф' =(l/60) (qRy/a2 б4) (*4 - 6х2 а2 + 5а4) (у4 - 6у2 Ъг + 5б4),
(XIV. И)
И усилия N, Nu определяются выражениями N = д!ду = (1/5) (qRy/d2 б4) (х* — б*2 с? + 5а4) (у2 — б2); (XIV. 12) Nv = - д/дхду = - (4/15) (qRy/a2 Ь4) (*3 - 3ха2) {у3 - ЗуЬ2).
(XIV. 13)
Эпюра Nlx для сечения х=0 показана на рис. XIV. 11 , о.. Значения ординат усилий N^ и Ny в отдельных точках равны:
Nl^-qRyia/bf;
N[a= (4/3) qRy{a2/bh2}-,
(XIV. 14)
Nu (x = а; у = б) = S»,5 = - (16/15) qRv (alb).
Отделим оболочку от бортовых элементов (состояние II); в оболочке напряженное состояние не изменится, а в бортовых элементах под действием касательных усилий S =—SJo0, развивающихся по линиям контакта с оболочкой, при этом возникнут новые продольные усилия. Они на уровне верха и низа бортовых элементов равны.(рис. XIV. 11,6) :
Рис. XIV. ll. К расчету длиииой цилиндрической оболочки как пространственной системы
SD 0
А — оболочка на деформируемом контуре под действием нагрузки q; б — усилия Nx при отделении бортовых элементов от оболочки; в — усилия Nx под действием дополнительных касательных сил па контакту оболочки с бортовыми элементами; г — усилия Nx под действием нагрузки, приложенной к бортовым элементам; д*- суммарная эпюра усилий Nx
== - (1/2) Л^з = - (4/3) qRy [a*MJ.
Действительный уровень нулевых значений Nx не совпадает с верхней гранью бортовых элементов; с его из - ' Ёнением связано наличие дополнительных касательных Цсилий S0 между оболочкой и бортовыми элементами. Усматривая их как загружение (состояние III), примем ►ункцию напряжений в виде
Iі» = - So (3,372а8 6s) (хв - 3*V + 3xV - ав) (у* - </V),(XIV. !6) ще So — фиксированное значение при х=0,5а (см. рис. XIV.11, в).
Выражения для внутренних усилий '
Г^ДГ™ = faldy1 = - (S02/3,372а» б3) (*' - З*4 а® + 3** а4 - а8) X
Х(6у*-Ь?); (XIV. 17)
А^у = - д/дхду = + (S012/3,372o5 Ь3) (х8 - 2х'аг + ха<) (2ys-yb*).
(XIV. 18)
Эпюры Nlxli для сечения О приведены на рис. XIV.11, в; значения ординат в отдельных точках:
/V"i = —O,593S0 {a/b)i N™ = 2,97 S0{a/b);
(XIV. 19)
— 2,37S0(a/Aa); Nlx\ = (1,185/1,685)
І Кроме того, необходимо учесть нагрузку, приложен - йую непосредственно к бортовым элементам, в частности рЁх собственный вес qa (состояние IV, рис. XIV.11, г). Значение усилий по граням бортового элемента
J = - V3 = (a/h2f. (XIV. 20)
Ї На линиях контакта оболочки с бортовыми элементами суммарные продольные деформации (а при одинаковых модулях упругости и суммарные продольные напряжения) должны быть одинаковыми:
2ст°б = 2ст®; 2 {Nf/hE) = 2 [N%ldE], (XIV.21)
А — толщина оболочки; d — толщина бортового элемента.
С использованием приведенных выше выражений ра-* венство напряжений принимает вид
2,97 (S0/ft) a/b = (8/3) qRy a2/bdh2 — 2,37S0a/d! ft2 — 3q6
(XIV. 22)
Из этого уравнения находим значение So. после чего суммируем решения по всем четырем состояниям. На рис. XIV. ll, d изображена суммарная эпюра усилий Nx.
Данное решение позволяет вычислить также усилия Nxy в любом месте покрытия. Усилие Ny в длинных цилиндрических оболочках существенного значения не имеет,
Более точные решения можно получить, если функцию напряжения ф в формулах (XIV. ll) (XIV. 16) взять с уточняющими членами, а также учесть образование трещин в бетоне бортовых элементов и в связи с этим изменить в расчетных формулах жесткостную характеристику бортовых элементов.
Моменты вдоль волны Му можно вычислить способом, изложенным выше (см. рис. XIV.10).
Около диафрагм возникают местные моменты Мх. Уравнение (XIV.4), если принять во внимание, что:
' kx = 0; kxy = 0; ky = 1 !Ry
И Ny — EFty = E (1 • A) (dv/dy — w/Ry) « — Ehw/Ry,
Преобразуется
(54/4) efo/ах* + W = (Rl/Eh) q. (XIV.23)
Его решение (при начале координат на диафрагме), учитывая, что
— DcPw/dxi = Мх,
Имеет вид
Мх = С1е_ф cos ф + С2 sin Ф,- (XIV.24)
Где С і, С-2 — постоянные интегрирования;
Ф = лг/s; s = 0,76 VRyh. При шарнирном соединении оболочки с диафрагмой (в сборных конструкциях)
Мх = 0,5s2 sin Ф = 0,289 qRy Ае~ф sin ф. (XIV.25) Наибольший изгибающий момент равен (на рис. XIV. 12 показано его положительное направление)
MXiJnaX = QsW = 0,№37qRyh (XIV.26)
X,/S Я/ |
■»' ^-г-гп iii 11111 ггл-п— ?зг |
|||
Щ |
Ч |
■ . Т |
І Пах Л |
— м* max = 4s'/6 * qs*/% /2 J/4 Л J! 2 ж |
0 V'X/S |
||||
Мх. 'qsVlO
Рис. XIV. 12. Эпюры изгибающих моментов
І»[1]— при шарнирном (относительно моментов) опирании оболочки на диафрагму; б — прн заделке
; находится на расстоянии от диафрагмы
Дг, = яя/4 = 0,597 V^Ryh. (XIV.27)
При жестком соединении многопролетных цилиндрических оболочек между собой и с промежуточной диафрагмой
Мх = 0,59s2е-4' (- cos ф + sin ф). (XIV.28)
Наибольший изгибающий момент находится в этом случае над промежуточной диафрагмой и равен:
Мх, тах = — 0,5<?s? = - 0,289qRyh. (XIV.29)
На рис. XIV. 12 показаны эпюры этих моментов.
Пример XIV.1. Определить (в первом приближении) продольные напряжения о* в покрытии с длинной цилиндрической оболочкой при следующих данных: /, = 2а=30 м; /2=26=18 м; ^=17,45 м; /= =2,5 м; Л=8 см; размерах бортового элемента Ла= 1,5 м; d=l5 см; нагрузка на цилиндрической части покрытия q=3670 Н/м2, а от собственного веса бортового элемента <?в=5400 Н/м.
Решение. Подставляем даииые в уравнение (XIV.22):
2,97(s0 /8) 1500/900= (8/3) 0,367-1745-15002/900-15-150 —
Я — 2,37S01500/15.150 — 3-54-15002/15.1502,
Находя м, что Si—373 Н/см.
V' 457
Вычисляем напряжения, учитывая толщину конструкции; 6 то» ке / — по формулам (XIV.14) и (XIV.19):
<7*i = - qRv (alb)* (1 /А) - 0,593S0 (a/b) (1 /А) = = —0,367.1745 (1500/900)2 (1/8) — 0,593-373 (1500/900) (1/8) = = — 222 — 45 = - 267 Н/см2; в точке 2 — по формулам (XIV. 19):
°Х2 = 2,97 5o(fl/6) (1/А) = 2,97-373 (1500/900) (1/8) = 231 Н/см2; в точке 4— по формулам (XIV. 14), (XIV.15), (XIV.19) и (XIV.20): <т*4 = (1,185/1,685) So (alhzd) + 3?б (а/А2)? (1 Id) =
= (1,185/1,685) 373 (1500/150-15) + 3-54 (1500/150)? (1/15) = = 175 + 1080= 1255 Н/см2.
Результаты близки к полученным из расчета покрытия как вписанной складчатой системы с учетом моментов вдоль волны (метод В. 3. Власова)'.
Устойчивость длинных цилиндрических оболочек в деформированном под нагрузкой состоянии считается обеспеченной, если нормальные напряжения ox=Nx/h и касательные напряжения r=Nxy/h, определенные по упругому состоянию конструкции, не превосходят значений соответственно
"о = V-=°'3ЈMe/№3/2. (XIV-3°)
А при сочетаниях о и т отвечают условию
Ст/<т0 + (т/т0)3 < 1. (XIV.30,а)
Значение модуля деформаций бетона Eb, aef устанавливается для разных видов бетона с учетом его ползучести, относительной влажности окружающего воздуха, несовершенств изготовления конструкции. Так, для тяжелого бетона с относительной влажностью бетона выше или ниже 40 % принимают соответственно
Eb. def ~ 0,319£ь и ЕМе/ = 0,212Еь. (XIV.30,6)
Для ребристых оболочек в формулах (XIV.30) используют условные («фиктивные») величины
Hfic = Kl21 IF ; EbJic = EbF/ahftc, (X1V.31)
Где a — расстояние между ребрами; F, f — площадь и момент инерции таврового сечеиня, состоящего нз ребра и полкн шириной а.
По результатам статического расчета подбирают се - щение арматуры оболочки (рис. XIV. 13). Площадь сече - Ц&я продольной растянутой арматуры типа I определяют йпри расчете как пространственной системы) по формуле
As = Zmax/Rs, (XIV.32)
Здесь Zmax— объем растягивающих усилий из эпюры Nx-
Из полученного количества /4S в покрытиях с вертикальными бортовыми элементами, расположенными ниже оболочки, примерно 80 % арматуры размещают в Пределах бортового элемента, из них 60 % концентриру - |от внизу.
Г В растянутой зоне оболочки, там, где растягивающие напряжения меньше Rbt, содержание продольной арматуры должно быть не менее 0,2 % площади сечения бетона. •
Вдоль оболочки площадь сечения продольной арматуры типа I можно уменьшить в соответствии с изменением усилий Nx, однако до опоры должно доводиться не менее 30 %. Сокращение площади продольной арматуры дрстигается не обрывом стержней, а уменьшением их диаметра и сваркой в стыках.
Сжатую зону оболочки в продольном направлении армируют конструктивно стержнями d=5...6 мм с шагом 20—25 см, общим сечением не менее 0,2 % площади сечения бетона. .
По наибольшим значениям ординат эпюры Му (см. рис. XIV.10, в) определяют сечения арматуры как для Плиты и укладывают стержни ее в направлении волны в соответствии со знаком эпюры.
В монолитных оболочках оба вида стержней объединяют в сетку типа II, которую размещают по всей оболочке (рис. XIV.13,а).
Вблизи диафрагм касательные усилия Nxy принимают Максимальное значение. Они вызывают главные растягивающие усилия, направленные под углом 45° к прямолинейной образующей. Там, где главные растягивающие напряжения больше Rbt, они передаются на одну арматуру, причем, если недостаточно сетки типа II, ставят дополнительную арматуру типа III (наклонные стержни или ортогональные сетки), анкеруемую в бортовых элементах и диафрагмах.
В местах примыкания оболочки к диафрагмам предусматривают арматуру типа IV, рассчитываемую согласно эпюре М* (см. рис. XIV.12).
Рис. XIV.13. Схемы армирования длинной оболочки
4в0
А — оболочка; б — армирование оболочки вблизи промежуточного бортового элемента; в—то же, над промежуточной, диафрагмой
Рис. X1V.14. Схемы передачи усилий с оболочки на диафрагму
ТипШ
ТипШ
ТипШ
1/1012 1/10І1
ТипШ (вариант)
0,613 0,6U
6)
А — балочную; б — арочную
В многоволновых оболочках около промежуточных Шртовых элементов ставят дополнительные поперечные рержни d=6...10 мм с шагом 10—20 см (рис. XIV. 13, б), рспринимающие опорные моменты Му.
В многопролетных оболочках в пределах приопорных участков длиной /3 (см. рис. XIV.8) изменение усилий щх в продольном направлении принимается пропорциональным изгибающим моментам, а изменение усилий Чху — пропорциональным поперечным силам аналогичной неразрезной балки. Эпюру изгибающих моментов Му да длине участков /3 принимают постоянной.
Сечение продольной растянутой арматуры над проме-
Р
Уточными диафрагмами также определяют по формуле iJV.32). По поперечному сечению оболочки в средней воловине ее растянутой части эту арматуру можно располагать равномерно, в боковых четвертях — в соответствии с треугольной эпюрой. Вдоль оболочки в каждую сторону от промежуточной диафрагмы арматуру доводят йюлностью на длину не менее 0,6/3 (рис. XIV.13, в), а половину ее продолжают до расстояния 1,213 от промежуточной диафрагмы (7а— см. рис. XIV.8).
На диафрагмы с оболочки передаются касательные усилия, действующие в ее срединной поверхности (рис. XIV. 14). Статический расчет диафрагм состоит в определении внутренних моментов и усилий М, N и Q от действия нагрузки Nxy с учетом конструктивных особенностей диафрагмы и ее собственного веса.
В диафрагмах-фермах усилия Nxy со срединной поверхности оболочки переносят на ось верхнего пояса с моментом и приводят к узловым нагрузкам. Определение Продольных усилий в элементах ферм и конструирование их производят по обычным правилам.
Арочные диафрагмы с затяжками (рис. XIV.14,6) по конструкции подобны обычным аркам. Под действием усилий Nxy средняя часть арки испытывает внецентрен - ное растяжение; приопорные части испытывают внецент - ренное сжатие; затяжки растянуты.
В строительстве сборные покрытия с длинными цилиндрическими оболочками применяли в двух вариантах разрезки на сборные элементы: в одном оболочки от бордовых элементов не отделяли, в другом отделяли. ! В перром варианте (рис. XIV.15, а) все сборйые элементы объединяются в единую систему с помощью предварительно напрягаемой арматуры, пропускаемой в про
дольных каналах. Однако в этом варианте сборные эле! менты имеют сложную форму; необходима высока4 точность при устройстве каналов для арматуры; монтаяі| покрытия дорог, поскольку сборку покрытия производят* на лесах.
Во втором варианте (рис. XIV.15,6) сборные элементы проще, монтаж ведут без лесов (панели оболочки
Рис. XIV.15. Конструктивные схемы сборных покрытий с длинными цилиндрическими оболочками
А — оболочка монолитно соединена с бортовыми элементами; б — оболочка отделена от бортовых элементов; I — затяжка диафрагмы; 2 — сборная панель; 3 — арматура (предварительно напрягаемая); 4— стыковая накладка; 5 —бортовой элемент
Укладывают на бортовые элементы, подкрепленные на ne-j риод монтажа). Однако швы между панелями и борто-? выми элементами сложны (должны быть шпоночной формы для надежной передачи касательных усилий), качественное их выполнение и контроль затруднительны.
В строительстве применялись и другие способы разрезки цилиндрических оболочек на сборные элементы; так, удачные решения получены для покрытий с небольшим подъемом оболочек вдоль продольной оси. В зарубежной практике широко применяют покрытия с длинными цилиндрическими оболочками. Их выполняют в монолитном железобетоне, что в условиях индивидуальногс строительства, отсутствия производственной базы сбор' ного железобетона себя оправдывает.
Цилиндрические оболочки называют короткими, есла, отношение их размеров в плане Іі/І2< (рис. XIV.16). Опытом установлены практические рекомендации па
Рнс. XlV. te. Конструктивная схема монолитной короткой цилиндрической оболочки
Выделяемый
Пролет
Іv/s///////,s/s/////s/////////.
Рнс. XIV.18. Расчетная схема диафрагмы короткой оболочки
Рнс. XIV.17. Детали армирования монолитных коротких оболочек
А — у бортовых элементов; б — над промежуточными днафраг. мами; 1—сварные каркасы; 2 — дополнительные сварные сетки
Конструированию монолитных коротких оболочек при fe=12...30M, /[=6...12м и/>(1/7)/2. Толщину плиты при - йимают по производственным условиям, без расчета, рав - Вой 5—бнем при h=6 м и 7—8 см при /і=9...12 м, при
J — цилиндрическая плита; 2 — бортовой элемент; 3 — диафрагма
If
Тт
Рис. XIV. I9. Конструктивные схемы сборных покрытий с короткими цилиндрическими оболочками
О — из ферм и кровельных плит; б —из плит КЖС; 1—сборная панель; 2— бортовой элемент; 3 — диафрагма-ферма
Классах бетона В20—ВЗО. Бортовой элемент назначают высотой Л2=1/іо---1/і5 'і и шириной d=0,2...0,4 ft2. Плиту армируют конструктивно сеткой из стержней 0 = 5...6 мм с шагом 10—20 см.
Рассчитывают такие оболочки упрощенным способом. В направлении k оболочку рассчитывают как балку. В однопролетной одноволновой оболочке в середине пролета изгибающий момент
М = 0,125(?у(XIV.33) Необходимое сечение продольной растянутой армату - *
Ры
Аш = M/Rs г = (ql2) /?/4,5Д (/ + /у, (XIV.34)
Где г — плечо внутренней пары сил; как следует из вычислений и ис - ; пытанин г=0,55(ї+Нг).
Эту арматуру укладывают в бортовые элементы. Если однопролетная оболочка многоволновая, то в промежуточных бортовых элементах сечение арматуры равно А.,, в крайних должно быть As/2. В средних пролетах многопролетных оболочек сечение арматуры принимается вдвое меньшим.
Продольные стержни арматуры бортовых элементов объединяют в сварные каркасы, причем поперечную арматуру в них ставят конструктивно. Вблизи бортовых элементов оболочку армируют дополнительными сетками (рис. XIV.17,а). Над диафрагмами также ставят допол - „ нительную арматуру, которую заводят на длину 0,1/ь в каждую сторону от диафрагмы (рис. XIV.17,б). Допол-
Ретельную арматуру в обоих случаях принимают такой как и основную сетку.
В направлении 12 диафрагму рассчитывают во взаимодействии с плитой оболочки (рис. XIV.18).
(XIV.35)
Испытания и расчеты показали, что в статически определимой конструкции диафрагмы (криволинейный брус с разрезанной затяжкой) под действием нагрузки пЛйта оболочки сжата и наибольшее сжатие — в вершине оболочки NVtmax = —qRyli (где Ry — радиус кривизны плиты). Вдоль волны это сжимающее усилие изменяется по закону квадратной параболы:
Ny=~Wvh y(l2~y)'ll
Из условия равновесия можно заключить, что в диафрагме действуют усилия того же значения, но обратного направления. Поэтому в статически определимых диафрагмах внутренние усилия должны определяться по формулам:
Калькой нагрузке, относительно оси диафрагмы как в статически определимой конструкции; а — расстояние от оси диафрагмы до срединной поверхности оболочки.
После вычисления усилий в статически определимой диафрагме влияние затяжки учитывают обычными методами расчета статически неопределимых систем; при этом части оболочек, примыкающие к диафрагме, не учитываются, а усилия от лишних неизвестных воспринимаются только сечением самих диафрагм.
Сборное покрытие с применением коротких цилиндрических оболочек образуется из диафрагм, кровельных ребристых панелей П-образного поперечного сечения и бортовых элементов (рис. XIV. 19, а). Швы между сборными панелями должны быть заполнены бетоном и перекрыты анкерными связями. Швы между панелями и диафрагмами конструируют шпоночной формы.
К достоинствам сборной конструкции относится простота изготовления элементов и монтажа покрытия, а также высокая общая жесткость системы. Однако узел сопряжения кровельных плит с фермами сложен.
465
Другое конструктивное решение с использованием ко-
30-943
Ротких цилиндрических оболочек реализуется в покрытии из плит типа КЖС шириной 3 м, перекрывающих пролеты 12—24 м (рис. XIV.19,б). Плиты КЖС представляют собой пологую тонкостенную цилиндрическую оболочку с кривизной ^ продольном направлении, подкрепленную двумя продольными ребрами — диафрагмами переменного сечения — и усиленную на поперечных сторонах контура. Основную предварительно напрягаемую рабочую арматуру размещают в ребрах. Плиты КЖС нашли широкое применение в строительстве.
3. Призматические складки
Покрытия с применением призматических складок образуются из плоских плит-граней (монолитно связанный по ребрам), бортовых элементов и диафрагм (рис, XIV.20, а).
Рис. XIV.20. Покрытия с призматическими складками
А — типы поперечных сечений и диафрагм; б—расчетная схема складки в направлении волны; / — складка; 2 — бортовой элемент; .
3 — шпренгельная диафрагма; 4 — балочная диафрагма
Складки различают одно - и многопролетные, одно - и з многоволновые. При расчете их в направлении k исполь - і зуют те же упрощения, что и при расчете длинных цилиндрических оболочек.
Складчатые покрытия в направлении волны h работают на изгиб подобно многопролетным балочным пли - і там с ломаной осью (ребра считаются опорами) (рис. < XIV.20, б). Ширину граней делают до 3—3,5 м. В трехгранных складках длина волны /2=9...12 м. Пролет
Вкладки U обычно берут больше h, высоту складки принимают V7-V10/1.
Грани складки армируют вдоль волны в соответствии с эпюрами изгибающих моментов подобно миогопролет - ным плитам. Продольную сжатую арматуру граней (вдоль /[) ставят конструктивно из стержней с?=5...8мм с шагом 20—25 см. Количество растянутой продольной арматуры складки определяют расчетом в направлении пролета /ь ее располагают в бортовых элементах.
В остальном покрытия с призматическими складками конструируют по указаниям для покрытий с длинными цилиндрическими оболочками.