Определение усилий в колоннах от нагрузок
Для расчета поперечной рамы на различные нагрузки и воздействия наиболее удобен метод перемещений с одним неизвестным Д — горизонтальным перемещением плоской загружаемой рамы. Вводя по направлению неизвестного перемещения стерженек-связь, получим основную систему (рис. XIII.22, а). Основную систему подвергают единичному воздействию неизвестного, при этом в колоннах возникают реакции /?д и изгибающие моменты Ірис. XIII.22, б). Затем основную систему последовательно загружают постоянными и временными нагрузками F, М, Н, р, которые вызывают в стойках соответствующие реакции и изгибающие моменты (рис. XIII.22, в— 0). Значение реакций R в ступенчатых колоннах переменного сечения при неподвижной верхней опоре могут рыть определены по формулам, приведенным в приложении XII. В уравнении
< Cdimrn&+R1P = Q (XIII. 22)
Ь* 403
Рис. XIII.22. Основная система по - а) перечной рамы и эпюры момента от ветрового воздействия и нагрузок с
Рис. XIII.23. К расчету двухъярусной поперечной рамы
Ели h
А — конструктивная схема; б — расчетные схемы
Приняты обозначения: Гц — реакция поперечной рамы от единичного перемещения; Rip—I. R— сумма реакций верха колонн от нагрузки; положительные реакции направлены в сторону неизвестного перемещения.
Коэффициент Cdim для различных загружений поперечной рамы, кроме загружения крановой нагрузкой, равен единице.
Из уравнения находят неизвестное Д, а затем упругую реакцию
Re = R+ Д#д. (XIII. 23)
При числе пролетов рамы, равном трем и более, верхнюю опору колонн при действии крановых нагрузок рассматривают как неподвижную и принимают Д=0.
Для рамы с двухъярусным ригелем при жесткости внутренних колонн Ви превышающих жесткость наружных колонн В2, так что В^ЪВ2, в качестве расчетной
Емы средней высокой части может быть принята неза - симая однопролетная рама (рис. XIII.23). Эту раму акже рассчитывают с учетом пространственной работы аркаса.
Изгибающие моменты и поперечные силы в сечениях олонны определяют как в консольной балке, загружен - ой внешней нагрузкой и реакцией Re. Обычно расчет - ыми являются три основных сечения по длине колонны: —О — над крановой консолью; 1—2 — под крановой жонсолью; 2—1 — в основании. I Эпюры моментов строят для каждого вида нагрузки, Действующей на раму. Затем составляют таблицу усилий Ш, N, Q, ив расчетных сечениях колонны устанавливают .расчетные сочетания усилий или нагрузок. Постоянная ^нагрузка на колонны участвует во всех сочетаниях, вре - 'менные нагрузки — в невыгоднейших.
Согласно нормам, временные нагрузки (снег, ветер, ростовые краны), действующие на поперечную раму, относятся к кратковременным. При расчете поперечной рамы на основные сочетания нагрузок, включающие одну кратковременную нагрузку, значение которой учитывают без снижения, а при расчете на основные сочетания, включающие две или три кратковременные нагрузки, расчетные значения этих нагрузок или соответствующих им усилий умножают на коэффициент сочетаний 0,9. При этом за одну кратковременную нагрузку следует считать нагрузку от действия двух кранов на одном пути, умноженную на коэффициент 0,85 для кранов легкого и ^среднего режимов, или же нагрузку от четырех кранов, совмещенных в одном створе разных пролетов, умноженную на коэффициент 0,7.
I Сечения колонн поперечной рамы рассчитывают с учетом влияния прогиба на значение эксцентриситета продольной силы. Колонны из плоскости поперечной рамы Проверяют на устойчивость как сжатые элементы. Кроме ртго, колонны проверяют на усилия, возникающие при Транспортировании и монтаже.
Расчетная длина /0 сборных железобетонных колонн Зданий с мостовыми кранами для подкрановой (нижней) части и надкрановой (верхней) части в плоскости поперечной рамы и из плоскости поперечной рамы различная М устанавливается согласно табл. XIII.1. I Расчетная длина сборных железобетонных колонн Зданий без мостовых кранов однопролетных /0=1,5 Н, .многопролетных /0=1,2 Н.
Ь 405
Таблица XIlI. l. Расчетная длина 10 сборных железобетонные колонн зданий с мостовыми кранами j
Из плоскости попе |
||||
В плос |
Речной рамы |
|||
Характеристика |
||||
Рассчитываемая |
Кости |
1 |
||
Загружения колонны |
Часть колонны |
Поперечной рамы |
При наличии вертикальных связей |
При отсут-| ствии верJ тикальнызй связей І |
С учетом кра |
Подкрановая |
1,5 НІ |
0,8#х |
І,2Яі 1 |
Новой нагрузки |
Надкрановая Подкрановая |
2 Я, |
1,5Я2 |
2Я2 1 1 |
В зданиях: |
І 1,2Н ] |
|||
Без учета кра |
Однопролет- |
1.5Н |
0 ,8НІ |
|
Новой нагрузки |
Ных |
,1Н |
0,8Нt |
|
Многопролет - иых |
1,2 Н |
|||
Надкрановая |
1,5Н2 |
1Н% |
Рнс. XI 11.24. Схемы армировании консолей колонн
А — наклонными хомутами; б — горизонтальными хомутами и отги«
Бами
Короткие консоли (рис. XIII.24) колонн, поддерживающие подкрановые балки, рассчитывают на действия поперечной силы из условия (XI.20), а также из условия
Q<I,2q> Rbtbhl/a, (XIII.24;
В котором правая часть неравенства принимается не более 2,5 Rbtbho; <р=0,75 — при кранах тяжелого режима рабо - ; ф=1 — при кранах среднего и легкого режимов ра - ты.
Короткими считаются консоли, у которых вылет h^ 0,9 п0. Угол наклона сжатой грани консоли с горизон - льной линией должен быть у <45°, а высота сечения онсоли у свободного края должна быть hi^h/2 (где Ш — высота опорного сечения).
І" Армируют консоли наклонными хомутами при ft <2,5, горизонтальными хомутами и отгибами — при ft>2,5 а. ^Отогнутые стержни допускается не ставить, если ft> |>3,5 а и Q^lRbtbho. Во всех случаях расстояние между |хомутами должно быть не более 150 мм и не более ft/4;
&ИаМЄТр ОТОГНУТЫХ СТерЖНеЙ ДОЛЖеН бЫТЬ НЄ более У15
Ьлины отгиба и не более 25 мм. Суммарное сечение отгибов и наклонных хомутов, пересекающих верхнюю по - ровину линии, соединяющей крайние точки в пределах рйылета консоли (см. рис. XIII.24), должно быть
К at + aw = 0,002Wi0. ■ (XIII. 25)
Площадь сечения продольной арматуры консоли As подбирают по увеличенному на 25 % изгибающему моменту, действующему в месте примыкания консоли к колонне. Продольная арматура снабжена на конце приваренными анкерами в виде шайб или уголков.