Мостовые краны
Перемещение груза поперек пролета производственного здания осуществляется движением по мосту крана тележки с крюком на гибком или жестком подвесе (рис. XIII.3). Перемещение же груза вдоль пролета производственного здания осуществляется движением моста крана на колесах, число которых при грузоподъемности до 50 т равно четырем (по два колеса на каждом подкрановом пути).
Рис. XI 11.3. Схема мостового крана и тележки с крюком на гибком подвесе
/ — ригель; 2 — колесо крана; 3 — подкрановый рельс; 4 — подкрановая балка; 5 — крюк; 6 — тележка; 7—мостовой кран; 8 — колонна
Мостовые краны различают по режиму работы, т. е. Интенсивности эксплуатации и грузоподъемности. Легкий режим работы крана характеризуётся редкой неси
стематической работой, малой скоростью передвижения— до 60 м/мин (машинные залы тепловых электро-, станций, ремонтные цехи и т. п.); средний режим работы крана характеризуется интенсивной работой крана, нормальной скоростью передвижения—до 100 м/мин (механические и сборочные цехи заводов, формовочные цехи заводов сборных железобетонных изделий и т. п.); тяжелый режим работы крана характеризуется весьма интенсивной трехсменной работой крана, высокой скоростью передвижения — более 100 м/мин (литейные, прокатные, ковочные цехи и т. п.). Грузоподъемность мостового крана может быть 10, 20, 30, 50 т и выше.
Мостовой кран сообщает каркасу здания вертикальные и горизонтальные нагрузки. Вертикальные нагрузки складываются из массы моста, тележки, поднимаемого груза и передаются через колеса крана на подкрановые ііутй. Максимальное давление мостового крана возникает при крайнем положении тележки с грузом на одной стороне моста, при этом минимальное давление мостового крана возникает на другой стороне моста.
Нормативная вертикальная нагрузка гп-тах, равная давлению колеса на крановый рельс, определяется для кранов различной грузоподъемности по стандартам на мостовые краны. Значение нормативной вертикальной нагрузки Fn. min определяется из рассмотрения моста крана как балки на двух опорах (на четырех колесах)
Где Q — грузоподъемность крана; Qg—масса моста; G — масса тележки.
Нормативная горизонтальная нагрузка, направленная поперек кранового пути, вызываемая торможением тележки, принимается: для кранов с гибким подвесом грузов
Нп — 0,05 (Q + G); (XIII.2)
Для кранов с жестким подвесом грузов
Я„ = 0,10 (Q + G). (XIII.3)
Нагрузка Нп может быть направлена как внутрь рассматриваемого пролета, так и наружу; она передается на один крановый путь и распределяется поровну между двумя колесами крана.
Нормативная горизонтальная нагрузка, направлен*^
Ая вдоль кранового пути, вызываемая торможением со - а (одним тормозным колесом прн кранах грузоподъемностью до 50 т):
= (XIII.4)
I Коэффициент надежности V/ при расчете элементов ^конструкций здания на вертикальные и горизонтальные шрановые нагрузки принимается 1,1. ! Подкрановые балки при движении крана испытывают динамическое воздействие, вызванное быстрым приложением нагрузки и толчками, возникающими вследствие неровностей кранового пути, особенно в стыках.