За горизонтом осознанного мира
Сферически свернутые пространства
Природа разума восходит к субстанции, непосредственно ответственной за генезис Универсума. Это рассматривалось нами неоднократно. Отсюда вклад соответствующих проявлений разума должен накапливаться в процессе инволюции от «этажа» к «этажу» Универсума, закрепляясь в его структурах, т. е. объективируясь в них.
Однако структура в определенном отношении противопоставлена идее, ее породившей. Она самодовлеет в своем мире и прячет корни своего происхождения. Но по закону высокой целесообразности, пронизывающей Универсум, структура остается инструментом «высшей программы», исполнительной частью которой она скрыто является. Отсюда приспособленность структуры к требованиям, необходимым для эффективного прохождения своей эволюции высшим аспектом системы, к которой принадлежит структура, или иначе, средой развития которого она является.
Так структура становится колыбелью того, что в нашем мире выполняется человеческим сознанием. Колыбель должна ограждать от внешнего мира, пока младенец не подрос. Не трудно убедиться, что к нашему миру и человечеству это имеет прямое отношение. Мир очень сильно «спрятан» от нас, и мы вглядываемся в отражающее нас маленькое пространство, которое маскируется для наших органов чувств под «простор» Универсума. Мир замкнут для нашей физиологии в количественном и качественном отношении. Однако природа открывает свои «детские секреты», когда мы используем разные инструменты (и уровни) познания и накладываем их друг на друга. Субъективизм реального рассматривался человечеством на протяжении всей истории. В недавнем прошлом относительно конструктивно с физико-математической точки зрения это было сделано К. Прибрамом (Прибрам К., 1975) и Дэвидом Бомом. (Böhm D., 1980). Прибрам рассматривал невидимую «Генеральную реальность» как частотно-амплитудную структуру, над которой сознание производит преобразование Фурье и получает соответствующий мир. По сути, это была попытка подойти с научной точки зрения к тому, что составляет мировой эзотерический опыт. Явные параллели здесь прослеживаются с толтекской магической традицией, получившей первоначальную широкую известность благодаря книгам Карлоса Кастанеды и его группы, а также с публикациями Кена Орлиное Перо, Андрея Сидерского и многих других. Однако не требуется «далеко ходить», чтобы практически убедиться в замыкании мира нашими органами чувств.
Мы уже говорили об Эйдогенном коллапсе, где в качестве примера рассмотрено человеческое цветовосприятие. Красный и фиолетовый цвета расположены на противоположных концах видимого цветового диапазона, но они воспринимаются как соседние, так как крас-ночувствительные колбочки глаза частично чувствуют и синий цвет.
Органы чувств замыкают концы воспринимаемой цветовой реальности, создавая иллюзию ее полноты. Полнота воспринимаемого (и не только по цвету) - это кажущееся безграничным пространство колыбели, данной нам в качестве мира.
Видимый мир также свернут для нас в сферу радиусом около 500 м, в связи со стереоскопическим различением глубины до этой отметки (небесная сфера древних отсюда).
И это относится ко всему, включая психологию. «Расстояние» чувствуется до ближайших лиц по социальной иерархии в обе стороны...
«Я» становится в центр мира, отсюда антропоцентризм, понятие системы отсчета, соответствующая физика и ее пространства, замкнутая Вселенная (горизонт событий в теории относительности) и т. п.
В эзотеризме это отражает змея, кусающаяся свой хвост,- известный символ замкнутости феноменального мира и бытия в его проявлениях.
Однако сознание может разомкнуть Эйдогенный коллапс1, став «нелокальным».
В этом случае сознание становится «всем пространством», находя другие объекты «внутри себя», концентрируясь на них и таким образом «вызывая» их восприятие (иначе была бы перегрузка информацией в единицу времени сверх эволюционного предела).
Выход разума на «все пространство», позволяющий ему войти в любую точку локального пространства как разновидность телестезии, есть его «восхождение» к состоянию, предшествующему пространственной локализации в процессе нашего мирообразования. Это не стоит воспринимать как знак «ложности» нашего мира, обесценивающий его изучение, а следует учитывать, что наши очевидности - это дар одного из «этажей» структурообразова-ния, но это наш эволюционный «этаж», наш «замкнутый» класс школы бытия, и его познание есть развивающая необходимость этого этапа.
Явление Эйдогенного коллапса естественным образом (по своему генезису) стоит над аппаратом математического описания метрики мира и вне его, имея мир и аппарат своими объектами. Это полезно иметь в уме, читая все написанное дальше, чтобы не абсолютизировать структуры, данные нам Базовым Модулем Реальности для обычного человеческого сознания, которым мы ограничены.
Явление сферообразования выступает как феномен, связанный с проявлением Разума, и как мирообразующий фактор. Можно сказать, что сферогенез является неотъемлемой фазой в структурной иерархии Универсума. Но в связи с тем, что его природа и его проявления лежат в основном вне современных научных представлений, эта тема здесь не будет рассматриваться. Но она транзитно проходит через всю данную работу.
Снятие локальности сознания (снятие «фокусной установки сознания», «дегипнотизация сознания» и прочее как результат психического развития, медитации, ребесинга, действия психоделиков, шока, как послесмертный переход и др.) включено в опыт человечества. По закону дублирования возможностей «раскрытия феномена» на каждом «этаже» познания и мира в «своем языке», нам открыта эта возможность в наших ограниченных символах. Такие попытки в научной сфере предпринимались уже достаточно давно. В. В.Чавчанидзе предложил волновую теорию когерентной модели мозга. И. З.Цехмистро проанализировал квантово-механическую концепцию физических оснований сознания Э. Х.Уолкера (Walker Е. Х.), термодинамическую модель информационных процессов, происходящих на множестве физико-химических частиц И. И.Кобозева, и предложил целостный квантовый подход к физическим основаниям сознания (Цехмистро И. З., 1981). Параллельно развитие науки пошло по огромному числу практических направлений, которые развивались С. Грофом, Р. Хаббардом и многими исследователями трансцендентальной психологии.