За горизонтом осознанного мира
Эволюционно-аннигилятивный цикл (погружная орбита — ментальная модель)
Венцом эволюционного процесса, связанного с Жизнепотоком, образующим погружную орбиту (рассмотренную в подразд.2.1.2) можно считать переход множественного циклического материального бытия в духовную целостность.
Этот процесс охватывает все проявления эволюции и обретает свой финальный смысл, когда «духовная трансмутация» венчает высшие творческие достижения человечества.
Процесс этот столь же тотален, как сама эволюция, во всем многообразии ее известных нам земных форм. И именно это делает образ погружной орбиты тем символом, в котором он выступает моделью, позволяющей осмыслить на его примере многие скрытые пока от внешнего взгляда стороны человеческого бытия. И выявить в них все тот же верховный принцип трансмутации материального в духовное.
Рассмотрению этого явления, в котором погружная орбита выступает самостоятельным объектом - эволюционно-аннигилятивным циклом, и посвящен этот подраздел.
В мире широко распространена концепция Троицы, породившей множественную вещественность и господствующую в ней. В Христианстве - это Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой; нечто подобное присутствует в иных мировых религиях. В системе Таро Троица символизируется тернером: две парные взаимодействующие сущности снимают свои противоречия в третьей (вершина треугольника). Однако в мирах, в которых присутствует течение времени (только они постижимы для земного человека), мы в замаскированном виде получаем как бы динамическую развертку во времени этой Троицы, которая здесь названа эволюционно-аннигилятивным циклом.
Автономные многоуровневые системы проявляются в замкнутых циклах как целое тотально на всех уровнях реализации. Это скрыто от нашего ограниченного осознания и спрятано в пространстве и времени из-за несоответствия масштабов наблюдателя в ту или другую сторону. Вместе с тем каждый отдельно взятый цикл является динамической разверткой Триадного Базового Модуля. Он составляет универсальный прообраз, т. е. некую топологическую фигуру, представленную на рис.2.2.13.
На рисунке показан пример некоторых видов реализации динамической развертки Базового Модуля нашей реальности I и II - соответственно нисходящая и восходящая ветви замкнутой циркуляции проявлений модуля. III - скрытый центральный канал (аннигилятив-ный канал: путь к Богу, к Единому, к Первому Логосу и т. д.; или к выходу из системы для «малой системы», ведущий к ее конечной дематериализации) -, +[ и так называемые примеры аннигилирующих точек на ветвях модуля (стрелки показывают условное направление к центральному аннигилятивному каналу). Центральный канал активно вступает в действие по прошествии ряда циклов. Движение влияния (потока энергии, информации и т. п.) по любому каналу всегда двухсторонне. Однако одно из направлений скрыто, и по доминирующему проявлению кажется, что канал работает в одном направлении.
Приведу краткую универсальную характеристику динамической развертки эволюцион-но-аннигилятивного цикла, а затем примеры его проявлений в нашей реальности.
1. Динамическая развертка эволюционно-аннигилятивного цикла может быть представлена топологической фигурой, описываемой относительно замкнутым циклическим бесцентровым движением некоего активного элемента или потока, абстрагированных от их содержания.
2. Каждый цикл такого движения для наблюдателя в мире форм соединяется на своей вершине. Он замыкается на ней через свою непроявленную составляющую вне поля зрения наблюдателя.
3. Развертка такого цикла образует топологически симметричные ветви, изначально заданное движение в которых противоположно направлению и свойства которых полярны в определенном качественном отношении.
4. В циклическом процессе идет постепенное накопление некоего интегрирующего качества, ведущего в конечном счете к аннигиляции ветвей и дематериализации данного цикла, выполнившего свою задачу.
5. При этом возможна постепенная (как процесс) или быстрая (как скачок) аннигиляция симметрично расположенных элементов из противоположных ветвей цикла.
6. Результатом является качественный переход аннигилирующих составляющих, сливающий их в единую субстанцию в непроявленном состоянии, каковой она трактуется наблюдателем в мире форм.
7. Указанный процесс в зависимости от полноты его проявления ликвидирует полностью материальное воплощение элементов, образующих цикл, или частично «дематериализует» его по соответствующим фазам.
8. Новая единая субстанция как результат аннигиляции более не связана с проявленными ветвями цикла и ассоциируется с уходом образующих его элементов из мира форм по центральному аннигилятивному каналу, не принадлежащему пространству, в котором проявлен данный эволюционно-аннигилятивный цикл.
9. В каждом цикле завершение активности нисходящей ветви (I) модуля активизирует в восходящей ветви (II) направление активности процесса снизу вверх (в принятом обозначении), в сторону непроявленного (к фазовому переходу к невидимой вершине).
10.Это обеспечивается тем, что обе ветви пересекают одни и те же уровни (мировые планы, например, и т. п.), но процесс в восходящей ветви уже использует опыт прохождения тех же уровней в нисходящей фазе цикла.
11.В конечном счете возникает резонанс «прошлого» с «будущим» и наступает цикло-вый момент, когда процесс готовности к фазовому переходу в восходящей ветви достигает критической величины. Резонанс переходит в аннигиляцию симметричных элементов на ветвях, проявленных в противоположных знаках (если смотреть глубже - в противоположно направленных микровихрях).
12.Названная готовность в циклическом процессе нарастает «снизу вверх», и аннигиляцию начинают симметричные элементы в «нижних» частях ветвей (например, -¡1 и +1Х, но пока еще не -¡2 и - И2).
13.Это означает начало проработок нижней части срединного аннигилятивного канала, что может постепенно закрепиться, как бы «прорисовать» эту часть канала, открывая ее для процесса и для психической работы с этой частью канала.
14.Вышеприведенная и рассматриваемая далее структура эволюционно-аннигилятив-ного цикла является его принципиальной проекцией в мир сознания, данного внутреннему наблюдателю.
15.Процесс в цикле, как некое комплексное движение с фазовыми переходами, не принадлежит реальностям сознаний в пространствах с вырожденными размерностями или ограниченных восприятием субстанций своих миров.
16.Проективное отображение такого процесса в проявленную трехмерную реальность в зависимости от учета наблюдателем количества центров относительных совместимых вращений представляется описывающим окружность, спираль, тор, сфероид и т. д. (при наращивании учета совместных движений). Но это суперпозиция нескольких Базовых Модулей, которую соответственно нужно и рассматривать.
Прежде чем переходить к примерам, упомяну иерархическую суперпозицию модулей, порождающую фактальность (что важно для понимания нашей реальности). С этим связана внемасштабная голографичность мира (резонанс между циклами разного иерархического масштаба, входящих в состав более крупных циклов). Иначе - мультипликация цикла, порождающая миры, подобие их элементов, топологический резонанс (породивший астрологию, и др.)
Говоря о цикле, мы рассматриваем только первый порядок, отбрасывая более мелкие порядки фрактального повторения его формы. Здесь природа фрактальности связана с иерархией масштабной мультипликации топологической внемасштабной структуры (цикла) на соответствующих «этажах» многоуровневого структурного многообразия. Так, топологическая структура цикла в себе внефрактальна. Но в мировой динамике, в реальности, она фрактализуется. Мало того, она «зашумлена» тысячами повторов, составляющих элементы микро - и макроуровней мировой материи.
Это отчетливо видно в теософском рассмотрении космогенезиса. Цикл представляется замкнутым для внутреннего наблюдателя (не рассматривая процесса аннигиляции, так как это следующий уровень рассмотрения). Цикличность выступает как спираль, или как фрактальная реализация еще более крупной спирали, если учитывать суперпозицию многих цикловых движений, идущих совместно.
Это может быть постепенное погружение «циклового колеса» в более глубокие слои многоуровневой иерархии «этажей» или планов реальности, а затем восхождение к начальному слою, замыкая таким образом цикловую спираль в большое «колесо», охватывающее совокупность мировых планов, и т. п.
Но в каждом мировом плане онтогенез повторяет филогенез, и в этом, собственно, и воспроизводится фрактализация макрорисунка в микроуровни и подуровни. Такая схема - только принципиальное пояснение, так как она «зашумлена» в каждом «этаже» свободной волей сознаний в мирах, действующей на бифуркациях.
Пример 1.
Рассмотрим рис.2.2.14, на котором приведен фрагмент схемы из журнала «Теософист» (январь 1900 г.). На рисунке показаны «жизневолны эволюции», исходящие из Логосов солнечной системы. Схема известна. Она приведена в «Трактате о космическом огне» Алисы Бейли.
Здесь в наших обозначениях (по модулю) I канал - нисходящий, II канал - восходящий. Инволюция-эволюция одним циклом, приведенным на рисунке, не ограничивается, так как в схеме написано, что она относится только к нижнему космическому плану. Не все элементы потока жизни, вообще говоря, прекратят свое циклическое движение, дойдя с первого раза до каузального тела, слившись с «излиянием духа», как это показано на рисунке, когда эта схема перестанет для них работать. Поток состоит не только из тех элементов, которые сразу «аннигилируют». Если рассматривать рис.2.2.14 как эволюционно-аннигилятивный цикл, то он должен работать и дальше. Тогда можно говорить, что цикл замыкается (Жизнепоток в нем вращается, как в «колесе»).
Контроль Первым Логосом © есть всегда. Он все породил, и все идет через него. «Колесо» проходит инволютивные стадии (канал I) с последовательной фрактальной проработкой по циклам в каждом из нисходящих мировых планах. На схеме эти малые циклы не показаны. Естественно, что уход в форму (порождение формных миров) требует от Первого Логоса своего формного посредника (это Второй Логос ©). Здесь все на месте.
Только на нашем рис.2.2.14 было показано, что Первый и Второй Логосы изначально замкнуты - как луч и его зеркальное отображение (стрелка от Первого Логоса ко второму здесь необходима).
На канале II (восходящая ветвь) показано, что поток формы, «одухотворяясь», восходит навстречу Первому Логосу («излияние духа»). Но, во-первых, при соединении со спускающейся сверху (от духа) стрелкой поток формы никуда не исчезает, т. е. либо он весь (или частично) восходит далее (тогда нижняя стрелка в свою очередь должна быть продолжена вверх), либо, если дух и форма полностью слились (что маловероятно) и стали тем, что ушло из рисунка, то где же тогда канал ухода? Но поскольку все-таки не с первого цикла происходит полная аннигиляция, восходящая стрелка должна выйти в вершину (встречно, т. е. рядом с нисходящей стрелкой) и снова замкнуть цикл. Духовное излияние здесь действительно всегда имеет место, по всем каналам (о чем уже упоминалось), т. е. любому потоку всегда отвечает - иногда скрытый - встречный противоток. Когда аннигиляция произойдет, целостная субстанция (духовное «Я») действительно уйдет из цикла (возможно, к Первому
Логосу, т. е. слившись со стрелкой, идущей от Первого Логоса, но не по этой ветви цикла). Поэтому данная схема просто не полна. Она очень условна.
Теперь о третьем канале (эволюция материи). Материя формна. Тогда это эволюция чего? Это эволюция материального субстрата, так сказать, «глины», из которой лепится форма. Поэтому ей «ведает» Третий Логос (©) (в человеческих представлениях - посредник посредника). Это и есть самое плотное в вещественности. Это то самое, где мы имеем максимум «компактизации» (где концентрируется максимальная плотность духа в единице пространства). Отсюда и через это только и возможно «распечатывание» всех главных завязок духа, и только здесь находится «пропуск» на полное освобождение. Без этого никакая истинная аннигиляция невозможна.
Это и есть тот «перевертыш», где максимальная привязка становится максимальной свободой. Это место аннигиляции, т. е. тот потенциальный канал, который на стадии создания доктрины на уровне его осознавания еще не проявился. Мы знаем, что для достижения вершин работать нужно снизу. Именно этот канал III в другом его подпространстве является аннигилятивным и «отмыкается» самым плотным своим «ключом», так как «плотное» уходит последним.
Так что схема, приведенная в «Теософисте», верна по ориентации частей, но не по связям между ними, и функционально не полна, поскольку не завершена хронально (во временном отношении она не замкнута).
Пример 2.
Джун-Юань-Цигун (высшая система Цигун). Системе от 3 до 5 тыс. лет.
Система предусматривает включение в теле человека циркуляции энергии Ци по замкнутой схеме, состоящей из нисходящего канала (ЖЭНЬ-МАИ) и восходящего канала (ДУМАЙ), образующей «малый небесный круг». С помощью специальных упражнений (большое дерево и др.) Ци постепенно накапливается в нижней части нисходящего канала (в Ся-даньтянь), затем в средней части (в Джун-даньтянь) и наконец в верхнем «котле» (в Шан-даньтянь) на уровне лба («третьего глаза»). При этом ведется работа по открытию центрального невидимого канала ДЖУН-МАИ (который даже не упоминается на занятиях и в методиках первой ступени Цигун). Этот канал прорабатывается последовательно от нижнего котла к среднему и от него к верхнему, как путь для «выхода души».
На высших ступенях дается знание о том, что «Янские» и «Иньские» энергии Ци на каналах ДУ-МАЙ и ЖЕНЬ-МАЙ соответственно при их определенном уравновешенном накоплении исчезают в своей ипостаси и возникает нечто иное, которое звучит примерно как «ДЖУН БЕРНС», не имеющее проявленной дуальной природы.
Канал ДЖУН-МАЙ при этом должен активно функционировать.
Комментарии здесь практически не нужны, так как тело человека выступает как модель Универсума и работает в точном соответствии с полной разверткой эволюционно-аннигилятивного цикла.
В приведенных примерах тело человека, как и «тело» Вселенной, демонстрирует циркуляционные процессы, при которых совершается первичное накопление качества, которое открывает «высший путь» к первооснове Всего Сущего.
Однако это не единственный принцип восхождения к целостности по рассмотренной схеме циклической развертки. Миру, как, впрочем, человечеству и человеку, присуще отображение (копирование) топологической структуры эволюционно-аннигилятивного цикла. Она скрыто, как потенция, которая проявится во времени и пространстве, присутствует в «летописи» мира (в его «хрониках»), в ноосфере планеты и, как статическая проекция, в культурном семантическом поле человечества. Это обеспечивает возможность параллельного восхождения по обеим ветвям цикла, как по проторенному треку возможностей, как по двум крайним полярным направлениям, реализуемым различными группами в человечестве. В области познания (см. погружную орбиту), это реализуется в изучении «микромира» и «космоса». Синтез накопленного продвижения трансцендируется и выражается в общем духовном продвижении человечества. Он осуществляется в человеке и человечестве последовательными проработками горизонтальных срезов, суммирующих все накопленное во внутреннем пространстве эволюционно-аннигилятивного цикла, стягивая его к крайним полюсам, а затем взаимно аннигилируя их. Пример 3.
Душевный маятник и символ креста.
Человек может стремиться к материальному благополучию, утоляя в разных формах одну и ту же душевную потребность: наращивание предметов быта, благополучия и, наконец, роскоши. Но наступает момент (может быть, в этой же жизни!), когда все начинает тускнеть. Наступает своего рода насыщение. И впервые человек смотрит на корешки книг не только как на украшение интерьера. И постепенно маятник душевной потребности меняет направление «слева направо». Теперь человек зачитывается книгами. Он перешел по «горизонтальной перекладине», символизирующей жизненные интересы, к духовному накоплению через материальные возможности жизни. Его интересы теперь ушли в философские и религиозные проблемы. Проходят годы, и в какой-то момент происходит нечто существенное. Этот интерес гаснет. Все уже в нем самом. Правая половина «перекладины» пройдена до конца: она уравновесила левый откат душевного насыщения в этом участке цикла бытия. Наступила тишина: обе ветви, оба накопления жизни уравновесили друг друга. Произошла неосознаваемая аннигиляция того качества, которое «гнало» душу, заставляя ее отрабатывать «горизонтальную часть распятия» между двумя полюсами земных возможностей. Теперь человек находится как бы в центре «перекладины», в нулевой точке, через которую проходит вертикальная «перекладина креста» (рис.2.2.15). Центр жизненной ориентации поднимается по вертикальному направлению на отрезок О—О', отвечающий тому духовному потенциалу, который был «возвращен духу» душевной жизненной работой за соответствующую протяженность земного проживания.
На новом уровне открывается снова подобная возможность. Таким образом, «крест» - это часть цикла, отражающая динамику аннигиляции на соответствующем уровне или плане реализации.
Пример 4.
В социуме реализуется тот же механизм в различных проявлениях. Духовное восхождение человечества идет по ветвям эволюционно-аннигилятивного цикла, но финальный аннигилятивный процесс требует слияния достигнутого на ветвях. В опыте человечества четко прослеживается множество движений или рывков по каждой ветви, но «за кадром» остается финальный процесс их последнего слияния, так как он не лежит в рамках одной жизни или одной культуры. Уходящее всегда невидимо. Но без этого мы бы не имели Великих Мировых Учителей, да и самой эволюции.
На ветвях лежат два противоположных восходящих пути к пределу, замыкающему реальность в точке их аннигиляции: в бесконечность и в ноль, которые суть одно. Первый путь - стать Всем, второй - Ничем. Сознание удерживается в Реальности благодаря неполноте ее присутствия. Войти в полноту - значит, отпустить Реальность. Последовательный выход сознания из предметного мира, переживаемый как его движение через размерности бытия при парадоксальном возрастании его интенсивности, венчает тот же результат. Это выход из времени - «остановка мира», исчезающего в любой завершенности. В этом суть Адвайта Веданты и всех мировых религий, всех эзотерических школ. Первый путь - позитивный. Он венчает последний предел Индуизма, Ислама, Иудаизма, Христианства и, наконец, Суфизма. Второй путь - негативный. Он венчает Буддизм и Дао и сплавлен в Дзен. Суфизм и Дзен - два предела, замыкающих реальность. За ней То, что понятийно неопределимо. Оно «соприкасается» с подготовленным сознанием через спонтанность (которая есть внепространственная вневременная категория). Но все внутренние движения этого тотального вселенского процесса происходят в различных последовательностях все по тем же векторным направлениям, которые заполняют пространство эволюционно-аннигилятивного цикла во всех его фрактальных мультипликациях.
Пример 5.
Человек тройственен. Его составляют: «духовная компонента», «душевная компонента» и земное «я» человека. Каждая из этих компонент имеет свою «задачу бытия». Земное «я» стремится к бессмертию в своем качестве (если не к телесному, то к психическому, с сохранением непрерывности памяти), так как это «я» обычно смертно. «Душа» бессмертна, но ее фрагменты могут проходить «Большую Смерть», что рассмотрено в этой книге. Для души стремление земного «я» к бессмертию может обернуться негативными результатами, так как это задержка развития. Смерть тела освобождает духовное накопление «Души» от дисгармоничных наработок земного «я» в конкретной жизни (в том отношении, которое могло бы препятствовать новому духовному накоплению). Задержка на подобных «привязанностях» (в любом материальном мире) «заземляет» душу и ведет ее к Большой Смерти в данном своем качестве. А это не оптимально и для монады, которая через «вееры» цепей духовных, душевных и телесных фрагментов раскрывает свои аспекты «Божественной Программы». Таким образом, бессмертие в земном понимании - это не «Божественная Программа». Однако в земных условиях человечество движимо программами телесного «я» с его страхом смерти и мечтой вырваться к «вечной» жизни в иных мирах. Этот ничтожный мелкий взгляд кажется естественным для земного психического восприятия. Достижение такого «бессмертия» (и могущества в придачу!) возможно только через наращивание упорядоченного самоосознания, которое ведет к наращиванию «энергии», которая, в свою очередь, ведет к раскрытию новых качеств и возможностей дальнейшего наращивания упорядоченного самоосознания. Этот процесс ведет к достижению данного вида бессмертия, так как упорядоченность отвечает природе структурирующего мышления, господствующего в земном сознании. С таким подходом можно встретиться в практиках К. Кастанеды, учениях мастеров магических кланов и других подобных школ на Земле, направленных на наращивание упорядоченного самоосознания. Он не отвечает основе подлинного учения Толтеков, ориентированных на полноту осуществления. Это трудно предвидеть, не зная дуальности рассматриваемого процесса. Это только одна ветвь еще одной ипостаси, в которой предстает эволюционно-аннигилятивный цикл.
Упорядоченное самоосознание - это янская ветвь цикла. Вторая ветвь не выводит на бессмертие в земном понимании, (т. е. не выходит к нему сама по себе) и поэтому не только не эксплуатируется, но и не замыкается. Это Иньская (женская) ветвь - ветвь разупорядо-ченного и при этом континуального самоосознания. В пределе это ветвь Хаоса, противостоящего Порядку. Но только гармоничный синтез упорядоченного и разупорядоченно-континуального самоосознаний, их аннигиляция трансцендирует разум в его высшую сущностную ипостась. И только так он становится «Божественным Разумом» и обретает истинное бессмертие в Едином.
Знание структуры эволюционно-аннигилятивного цикла помогает понять не только это. Раскрывается еще одно явление. Когда отдельные ученики на Земле наращивали упорядоченное самоосознание, учителя работали с ними, так как их «янский» прорыв не носил планетарной угрозы «Божественной Программе», требующей трансценденции обеих ветвей сознания, особенно на ответственной серединной части пути ученичества. Когда лет 20 назад этим начали заниматься большие группы людей, такая угроза возникла. И было наложено ограничение на подобную работу учителей с одиночками, поскольку работа с группой содержит полифонию, которая ближе к трансценденции. При этом суммируются различные отклонения по «широте цикла» у отдельных членов группы, которые, интегрируясь, делают группу менее однобокой. Прекращение работы учителей с одиночными учениками общеизвестно1.
Согласие с «Божественной Программой» при наращивании упорядоченного самоосознания возможно и действительно оправдано в двух случаях. Во-первых, когда в предыдущих материальных жизнях пройден путь по континуальной (Иньской) ветви цикла (музыка, поэзия, трансцендентальная философия, интуитивное творчество и т. п.). Тогда человек уже рождается с расширенным осознанием. Он добр, терпим к чужому знанию и легко трансцендирует обе ветви цикла, хотя занят вроде бы только на одной, т. е. упорядоченным самоосознанием.
Во-вторых, когда именно «континуальный» учитель руководит учеником, он иногда одним своим присутствием может вести ученика на периодическую тренсценденцию его сознания, т. е. периодически «женит» его на другой Иньской (т. е. женской) ветви цикла, вплоть до такой подготовки его судьбы, что ученик вступает в физический брак по любви на континуально-духовной партнерше, которая дает мощную трансценденцию их объединенного сознания.
Мы, по-видимому, подходим к тому моменту, когда работать приходится со всем человечеством и по множеству направлений (что уже и наблюдается), и это снимает опасность свалиться в однобокий поиск земного бессмертия.
Пример 6.
Как известно (см. Големан Д., 1993), путь концентрации сознания (самадхи) через овладение восемью дхианами (материальными и бесформенными) вводит в состояние нирваны, в котором сознание перестает иметь цель. Но существует и другой путь - путь проницательности (инсайт), который через свою последовательность достигаемых состояний после достижения проницательности без усилий также достигает состояния нирваны. Однако те, которые прошли эти различные пути до вершины, не могут более быть подвержены какому-то одному из них, а становятся привержены к обоим. Это важный момент, так как он пока -
«Контактерство» к этому не имеет отношения.
зывает, что на самой вершине обе ветви сходятся (хотя очень мало кто достигает этой вершины). Здесь, когда различие между путями исчезает, открывается новая возможность, достигается Ниродха - состояние полного прекращения сознания, которое называют «реальное по-иному». В определенном отношении это уже аннигиляция.
Можно полагать, что это соответствует топологически нераскрытому в этом описании эволюционно-аннигилятивному циклу.
Пример 7 (обобщенный).
В человечестве можно обнаружить системы, составляющие полярные содержания опыта. Но они скорее закрепляют систему как идею, чем раскрывают живое движение их создателей между «крыльями цикла», которые «берут от двух, чтобы формализовать одно». Те же, кто прожил жизнь в этом одном, проживет иное свое бытие в том, что в этом одном отсутствовало. Примером таких полярностей может служить путь Льва Толстого через преодоление материального путем непосредственного духовного роста (с одной стороны) и ликвидация материальных завязок с помощью овладения механизмами, управляющими этими «завязками» и устраняющими путы материальности (Симарон, Фэн-Шуй, биотехнология Обласова и др.) - с другой стороны. Однако эволюционно-аннигилятивный цикл говорит о том, что оба эти пути должны быть трансцендированы в своем пределе в то, где нет ни того, ни другого. Однако, как уже говорилось, это может произойти при прохождении каждого из этих путей в их полноте до своей вершины.
Иное дело, что духовное развитие может на определенной стадии включить в себя полноту овладения вторым путем.
Это, кстати, следует учитывать при занятиях в любой школе (включая и школу Симо-рон, на чем я не сделал акцента в свое время). Если нет готовности к трансценденции в целостность с помощью инструмента данной школы, т. е. если «кармическая структура» индивида не может быть эффективно «гармонизирована» данным инструментом, школа может оказаться не эффективной.
В случае, если ученик настаивает на однобоком утилитарном использовании возможностей школы, это может привести к психическим срывам или иным провалам. Но в этом будет «виновата» не столько школа, сколько осознанная (или не осознаваемая) совокупность прошлых выборов, определивших сегодняшнее взаимодействие ученика со школой. Таков удел «не жестких» школ. Они ответственность оставляют «ученику». Этот путь тоже отвечает определенным ученикам на Земле. Он также «законен».