Алмазно-расточной станок 2А78Н
Станок состоит из основания 1 (рис. 2), на котором установлена колонна 2, имеющая призматические направляющие, по которым в вертикальном на- правлении перемещается шпиндель 23. В нижней части колонны расположена коробка скоростей и подач. На горизонтальных направляющих основания уста- новлен стол 24. Управление рабочими органами станка включает в себя: руко-
ятки 6, 7 переключения ручных, рабочих и ускоренных перемещений шпин- дельной бабки, рукоятку 4 переключения скоростей, рукоятку 8 переключения полюсов электродвигателя, маховик 18 ручного перемещения стола, рукоятку 25 включения шпинделя, а также кнопок 10, 11 пуска (остановки) станка и кно- пок 15, 16 подъема (опускания) бабки.
Рис. 2.Алмазно-расточной станок 2А78:
1 – основание, 2 – колонна, 3 – электродвигатель, 4, 6, 7 – рукоятки пере- ключения скоростей, 5 –пакетный выключатель, 8 – рукоятка переключения, 9
– лампа освещения, 10, 11, 14, 15, 16 – кнопки пульта управления, 12, 13 – упо- ры продольного и поперечного перемещения стола, 17, 19 – стопорные рукоят- ки продольного и поперечного перемещения стола, 18 – маховик ручного пере- мещения стола, 20, 21 –концевые выключатели продольного и поперечного хо- да стола, 22 – шпиндельная бабка, 23 – шпиндель, 24 – стол, 25 – рукоятки включения шпинделя.
Главный привод станка осуществляется пакетным выключателем 5.
Приспособление для установки и закрепления гильзы цилиндра двигателя при растачивании показано на рисунке 3.
Рис. 3. Приспособление для установки гильз:
1 – прихват, 2 – болты, 3 – корпус приспособления, 4 – накладка, 5 – гиль-
за, 6 – шарнир, 7 – крышка, 8 – ось, 9 – гайка
Приспособление состоит из корпуса 3 с отбрасывающейся на шарнирах 6 крышкой 7. Чтобы установить накладку 4 в приспособление, нужно вставить ее в корпус, закрыть крышку, пропустить сквозь ушки корпуса и отверстия в вин- тах в ось 8, после чего равномерно обжать все гайки 9.
Подача и распределение охлаждающего средства из резервуара (полость основания) в зону хонингования осуществляется электронасосом 18 и с помо- щью приспособления 17.
Примечание. В числителе мощность основного электродвигателя, в зна- менателе – суммарная мощность основного и вспомогательного двигателей.
Доводка цилиндров производится хонинговальной головкой. Корпус го- ловки с помощью штанги соединен со шпинделем станка и совершает вместе с
ним вращательное движение. Шарниры обеспечивают правильное положение головки в цилиндре при несовпадении оси последнего шпинделя.
В корпусе головки имеются направляющие, в которых устанавливаются 5 ... 6 держателей абразивных брусков. Камнедержатель с абразивными бруска- ми перемещается в направлении под воздействием 3-х стягивающих пружин к центру и разжимающих конусов от центра.
Перемещение конусов (разжатие камнедержателей) производится с по- мощью винта вращением маховика, имеющего 40 делений. Оборот маховика соответствует разжатию камнедержателей по диаметру на 0,2 мм.
Хонинговальные головки имеют различные размеры в зависимости от диаметров и длин обрабатываемых цилиндров.
Для хонингования рекомендуется применять бруски из зеленого корбо- рунда на керамической связке с зернистостью 180 и твердостью СТ для предва- рительной доводки, и с зернистостью 300 ... 400 и твердостью СМ I или МЗ для окончательной доводки. Однако уже в настоящее время накоплен значительный опыт использования при хонинговании гильз и цилиндров синтетических алма- зов на механической связке (80 % Сu и 20 % Sn).
Для чернового хонингования (при припуске 0,5 мм на диаметр) применя- ют бруски АБ×100×8×3,5×1,5-Р50-АС6-М1-100-5,2 (АБ – алмазный брусок; 100×8×3,5 – размеры бруска, мм; 1,5 –толщина алмазного слоя, мм; Р – радиус округления бруска, равный 50 мм; АС6-М1-100-5.2 – алмазный слой (АС) зер- нистостью 6 на металлической связке М1 при 100% концентрации содержит в 1 см3 4,39 карата алмаза).
Припуск на доводку определяется половиной разницы между ремонтным размером и действительным измерительным размером.
Для установки и закрепления растачиваемого блока цилиндров и гильз применяют технологическую оснастку.
Контроль гильзы и цилиндра блока после ремонта производится с тем, чтобы определить соответствие техническим требованиям показателей точно- сти размеров, геометрической формы и чистоты обработанной поверхности.
Овальность и конусообразность отремонтированной гильзы или цилиндра блока не должны превышать 0,02 мм (для тракторных двигателей). Шерохова- тость поверхности должна быть в пределах 1,6 ... 1,0 мкм (для тракторных двигателей). Шероховатость поверхности должна быть в пределах 0,8 ... 0,5 мкм для автомобильных двигателей.