Химия и технология лакокрасочных покрытий
ПОЛУЧЕНИЕ ДОРОЖНО-РАЗМЕТОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ
Расширение дорожного строительства и повышение требований к безопасности движения определили значительный спрос на лакокрасочные материалы для разметки дорог. Ежегодная потребность в таких материалах в нашей стране составляет порядка 400 тыс. т.
Особенность изготовления и эксплуатации разметочных покрытий: разнообразие субстратов (асфальт, бетон, новое и старое дорожное полотно), постоянное воздействие механических факторов и атмосферных влияний, - обусловили высокие требования к материалам для их получения.
Лакокрасочные материалы должны быть технологичными при нанесении, быстро высыхать (по ГОСТ 51256-99 время высыхания не более 20 мин) и образовывать прочные с высокой адгезией покрытия. Последние должны обладать достаточной шероховатостью. Они должны быть хорошо видны при любых погодных условиях, быть износостойкими, соле-, масло-, бензостойкими, проявлять устойчивость к атмосферным воздействиям; в ночное время видимость разметки при дальнем свете фар должна быть не менее 100 м. Поэтому толщина разметочно-дорожных покрытий составляет от долей миллиметра до нескольких миллиметров (не менее 250 мкм).
В качестве материалов для разметки дорог нашли применение: 1) консистентные составы (краски и эмали), 2) твердые (порошковые), формирующие покрытия при нагревании расплавов (термопласты) и 3) формованные ленты из термопластичных полимеров с адгезивом. Наиболее широко применяют жидкие составы - одноупаковочные, формирующие покрытия за счет испарения летучего компонента (растворителя или воды), и двухупаковочные* образующие покрытия трехмерного строения.
Последний тип материалов позволяет обеспечить наиболее надежные и долговечные покрытия со сроком службы от 2 до 7 лет. Их получают на основе ненасыщенных полиэфиров и сомоно - меров, полиакрилатов, отверждаемых пероксидами, эпоксидных олигомеров с аминными отвердителями. К ним относятся составы ЭП-5155, "Лимбороуд" и др. Для их нанесения используются установки безвоздушного распыления с двумя емкостями и дозаторами компонентов.
Более дешевы и удобны для применения, однако, одноупаковочные составы, представляющие собой растворы термопластичных пленкообразователей с относительно небольшой молекулярной массой (30-100 тыс.) в органических растворителях. Пленкообразовате - лями в них преимущественно служат акрилатные полимеры и сополимеры, акрилатностирольные сополимеры. Массовая доля нелетучих в композициях 50-75 %. Примером такого состава является краска АК "Кронос". Она имеет вязкость по ВЗ 246 >120 с, пригодна для нанесения маркировочными машинами и образует покрытия удовлетворительного качества.
В последнее время по экологическим соображениям все более привлекают для разметки дорог водоразбавляемые составы. В США и в странах Скандинавии достаточно широко применяют воднодисперсионные краски на полиакрилатной основе. Срок службы такой разметки из-за повышенной эластичности покрытий нередко превышает показатели покрытий из органорастворимых составов.
Все разметочные составы для обеспечения видимости и цвета содержат высококроющие пигменты, а для удешевления - наполнители. С целью достижения световозвращающих свойств поверхности на свеженанесенную (не высохшую^ разметку нередко напыляют микростеклошарики (до 400-500 г/м ), а для улучшения сцепления покрытия с колесами машин дополнительно наносят кварцевый песок в количестве не менее 100 г/м2.
Разметку наносят на очищенную и обязательно сухую поверхность дорожного покрытия.