ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Подготовка высококвалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства начинается в высшей школе. Молодой человек, поступивший в институт, попадает в новую социальную среду, которая в дальнейшем пополняет ряды советской интеллигенции. Термин «студент» в переводе с латинского означает усердно работающий, занимающийся, т. е. овладевающий знаниями. Главное направление в жизни каждого студента — учиться, развивать свой интеллект, расти духовно, нравственно, физически. Необходимо, чтобы знания, приобретаемые студентом в вузе, стали его личной точкой зрения, глубоким убеждением специалиста.
Процесс обучения в вузе, формы его организации, методы и требования в значительной мере отличаются от школьных. В школе основной формой обучения был урок, к которому нужно* было каждый день готовиться, в институте — это лекции, семинары, лабораторные занятия, курсовые и дипломные работы и т. д. Поскольку отчет о своей работе студенты представляют только раз в семестр, то большинство из них оказываются неподготовленными к ежедневной самостоятельной работе с учебным материалом. Это обусловливает ряд трудностей, с которыми сталкиваются студенты в начале учебы. Их можно разделить на три группы [25].
Дидактические трудности связаны с изменением методов обучения в вузе, со сложностью и большим, чем в средней школе, объемом лекций, слабой довузовской подготовкой или длительным перерывом в учебе и, конечно, отсутствием навыков самостоятельной работы.
Социально-психологические трудности обусловлены изменением жизненного стереотипа учащихся. Многие меняют место жительства, в связи с чем становится иным круг друзей, возникает необходимость ведения самостоятельного хозяйства. Требуется время, чтобы наладить привычный уклад жизни.
Профессиональные трудности возникают у вчерашних школьников часто из-за непонимания того факта, что уже с первого курса начинается процесс формирования будущего специалиста. Учебный процесс в вузе построен таким образом, что независимо
От будущей специальности все студенты изучают общественно - политические дисциплины, иностранный язык, ряд общенаучных дисциплин. И только с третьего курса студенты начинают более углубленно изучать профилирующие дисциплины.
Чтобы стать высококвалифицированным специалистом, необходимо овладеть целым комплексом знаний по разным дисциплинам, успешно пройти учебно-производственную практику, участвовать в научно-исследовательской работе и общественной жизни института, работать в студенческих отрядах, уметь руководить коллективом.
Профессорско-преподавательский состав института активно содействует формированию у студентов осознанного интереса к будущей профессии в целях сокращения процесса адаптации первокурсников к новым условиям обучения. И все-таки особое внимание студенты должны уделять навыкам самостоятельной работы и умению планировать свою учебную деятельность. Для этого необходимы настойчивость, привычка к самостоятельному труду, что достигается только в повседневной работе.
Следует также помнить, что из-за сильного переутомления (нервного и физического), связанного со сдачей экзаменов в школе и вузе, первокурсники обладают более низкими возможностями восприятия и усвоения учебного материала. Ежедневные занятия студентов (аудиторные и самостоятельные) длятся 8—9 ч, что превышает занятость рабочих на производстве. Это также создает определенные трудности в начальный период обучения в вузе. Сокращение сроков адаптации будет в значительной мере способствовать успешному обучению первокурсников.
Период развития человека в возрасте от 18 до 25 лет называется поздней юностью. Затем наступает период зрелости. Справедливо отмечают, что поздняя юность — время максимального расцвета личности. Психологи установили, что в этом возрасте наблюдается наиболее интенсивное изменение ряда психических функций и развитие интеллектуальных возможностей человека [5]. Этому возрасту присущи также максимализм и категоричность суждений. В этот период происходит становление мировоззрения формирование активной жизненной позиции. Возможны конфликты, поскольку юности свойственна повышенная социальная активность. Возникает экономическое противоречие между многообразием желаний и возможностью их осуществления, так как студенты находятся в материальной зависимости от родителей и администрации вуза. Определенные трудности связаны и с переработкой информации, поток которой непрерывно увеличивается, а возможности студента остаются прежними. Зачастую материал усваивается поверхностно.
В возрасте от 18 до 25 лет наблюдается неравномерный характер развития памяти, внимания, мышления и интеллекта в целом. Так, в 18 лет, когда память достигает высокого уровня развития, можно запомнить большой объем информации, но сложнее осуществить ее переработку, так как мышление в этот период отстает от памяти. Вот почему успеваемость студентов в 3-м семестре более низкая.
Каждому студенту следует знать и учитывать свои индивидуальные особенности — памяти, внимания, мышления и т. д. Известно, например, что существует четыре основных вида памяти: зрительная, слуховая, моторная и смешанная.
При зрительной памяти, чтобы запомнить текст и даже представить размещение материала по страницам, достаточно прочесть текст. В этом случае при изучении материала следует шире использовать подчеркивание, отчеркивания цветными карандашами и т. д.
Люди с хорошо развитой слуховой памятью могут, не утомляясь, слушать лектора и легко запоминать содержание прослушанного. Таким студентам следует «прорабатывать» материал вслух: читать, рассказывать, повторять, спрашивать и т. д.
При моторном виде памяти рекомендуется больше работать с карандашом: составлять план изученного, чертить схемы, диаграммы и т. д.
Смешанный тип памяти определяется тем, что человек одинаково хорошо запоминает материал, пользуясь разными методами.
В отношении внимания следует помнить, что в течение первой половины дня происходит постепенное нарастание активности внимания, а во второй половине дня — утомление и снижение. Вот почему лекции предпочтительнее проводить в первой половине дня.
Существуют также определенные различия людей по типу темперамента, конституции, полу, возрасту и т. д. Даже эмоциональное состояние человека сказывается на результатах его умственной деятельности: если у человека хорошее настроение, то продуктивность работы будет выше.
Знание своих психофизиологических особенностей и учет их в работе с учебным материалом позволяет студентам более рационально использовать свои возможности, развивать положительные черты и устранять недостатки.
Важное место в системе общественной жизни вуза занимает студенческий коллектив. В начале обучения студенческую группу можно охарактеризовать как «диффузную». В ходе социальнопсихологической адаптации студентов на I курсе идет приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения. Характер взаимоотношений в студенческом коллективе зависит от поставленных перед ним задач, стабильности его состава, психологической совместимости студентов и т. д. В процессе структурирования, развития коллектива происходит распределение ролей и статусных позиций, симпатий и антипатий. В результате выделяются подгруппы, групповые лидеры и т. д.
Чем больше будут совпадать мнения, оценки, установки членов студенческой группы по отношению к наиболее важным для нее событиям, тем сплоченнее будет и коллектив. На характер взаимоотношений в коллективе влияет и его количественная характеристика. Естественно, что внутри студенческого коллектива могут возникнуть несколько неофициальных подгрупп, в которых будут поддерживаться тесные, дружеские отношения. Для их возникновения важна степень однородности коллектива по таким признакам, как пол, возраст, образование, и наличие на этой основе общности интересов, потребностей и т. д. В каждом студенческом коллективе и в подгруппах, складывающихся внутри него, существуют свои социальные нормы, которые регулируют поведение студентов.
Правильный выбор официального лидера группы (старосты, комсорга и т. д.) способствует лучшей организации учебной, трудовой и общественно-политической деятельности коллектива.
Для успешной деятельности в группе необходимо знать особенности взаимоотношений между студентами, умело влиять на развитие контактов, совершенствовать их содержание и форму.