Введение в специальность

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И НЖЕНЕРОВ-ХИМИ КОВ-ТЕХНОЛОГОВ ПО ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Февральский (1988 г.) Пленум ЦК КПСС подчеркнул, что задачи коренного повышения качества подготовки специалистов необходимо решать на основе укрепления связей высшей школы с производством, с практикой, создавая совместные учебно-про - изводственные комплексы вузов и предприятий. Примером этого может служить передача Ленинградскому технологическому институту целлюлозно-бумажной промышленности (ЛТИ ЦБП) Ленинградской бумажной фабрики № 1 им. М. Горького в качестве учебно-опытной экспериментальной базы на действующем обору­довании.

Решениями этого же Пленума рекомендуется создание научно - исследовательских институтов и лаборатории двойного подчинения (академий наук и Минвуза), а при разработке концепции эконо­мического и социального развития СССР на период 1991—2005 го­дов намечается увеличение доли государственных ассигнований на развитие научных исследований в высшей школе. Предусмот­рено существенное укрепление материальной базы высшей школы, разработка и расширение производства современных, отвечающих мировому уровню технических средств обучения, учебного и учебно-научного оборудования, коренное улучшение дела подго­товки и издания учебников и учебных пособий.

Специалист подготавливается для производственно-техноло­гической, организационно-управленческой, проектно-конструк - торской и исследовательской деятельности в области технологии очистки и рекуперации отходов промышленных производств и раз­работки экологически безопасных и ресурсосберегающих про­цессов.

Специалист предназначен для работы на промышленных пред­приятиях, в научных, конструкторских и проектных организа­циях в первичных должностях, предусмотренных для замещения специалистами с высшим образованием.

В соответствии с требованиями теории и практики коммунисти­ческого строительства советский специалист должен иметь высо­кий уровень профессиональной подготовки, обладать хорошим знанием основ марксистско-ленинского учения, широкой эруди­цией и культурой, быть убежденным патриотом и интернациона­листом, достойным представителем общенародной социалистиче­ской интеллигенции.

Советский специалист обязан активно проводить в жизнь политику КПСС, обладать высокими гражданскими и нравствен­ными качествами, ответственно относиться к порученному делу, стоять на страже общенародных интересов, быть готовым к защите социалистической Родины.

Советский специалист должен сочетать широкую фундамен­тальную научную и практическую подготовку, в совершенстве владеть специальностью, непрерывно пополнять знания, расши­рять общественно-политический кругозор, уметь на практике применять принципы научной организации труда, владеть пере­довыми методами управления трудовыми коллективами, навыками политико-воспитательной работы среди трудящихся.

Специалист должен знать:

Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения производственных, проектных, конструкторских и научно-исследовательских задач;

Общеинженерные и общехимические дисциплины: инженерную графику, теплотехнику, основы энергохимической технологии, электротехнику и основы электроники, прикладную механику, общую и неорганическую химию, органическую, аналитическую, физическую и коллоидную химию, химические процессы и реакто­ры, общую химическую технологию и др.;

Специальные дисциплины, включая: введение в специаль­

Ность, основы микробиологии и химии воды, промышленную эко­логию, технологию защиты окружающей среды, оборудование и основы проектирования, инженерную экологию и др.;

Физико-химические основы гидродинамических, тепловых, массообменных и реакционных процессов химической технологии, в том числе каталитических; методы химического и инструмен­тального анализа веществ и контроля их качества;

Основы моделирования и оптимизации химико-технологических процессов; принципы построения технологических схем и выбора технологического оборудования процессов рекуперации, вопросы создания ресурсосберегающей технологии; расчет и конструкцию аппаратуры по улавливанию и переработке газообразных, жидких и твердых промышленных отходов; состояние и перспективы развития сырьевой базы отрасли и смежных отраслей промышлен­

Ности; требования, предъявляемые к эффективности производства, качеству сырья и продукции;

Экономику отрасли и предприятия, основы организации, планирования и управления производством и качеством продук­ции; вопросы охраны труда; основы советского права, патентове­дения и научной организации труда.

Специалист должен уметь:

Разрабатывать и внедрять технологию улавливания газо­образных, жидких и твердых промышленных отходов, обеспечивая оптимальные условия ее осуществления на промышленных пред­приятиях; моделировать и математически описывать технологию рекуперации вторичных материалов промышленности; поль­зоваться современными методами контроля технологических опе­раций улавливания и переработки;

Проектировать технологические системы и рекуперативные установки, производя необходимые расчеты и осуществляя ав­торский надзор за реализацией проектных решений; анализиро­вать условия и режим работы технологического оборудования, оценивать уровень автоматизации и механизации процессов рекуперации;

Рассчитывать экономическую эффективность внедряемых тех­нологических решений и проектов; проводить исследования и эксперименты в области улавливания и переработки вторичных материалов как в заводских, так и в лабораторных условиях и на опытно-промышленных установках; обрабатывать и анали­зировать полученные результаты;

Использовать современную вычислительную технику; осуществлять мероприятия по предотвращению производст­венного травматизма и профессиональных заболеваний;

Владеть рациональными приемами поиска и использования научно-технической информации.

Постановления партии и правительства ставят перед высшей школой новые задачи по дальнейшему расширению подготовки специалистов в области защиты окружающей природной среды, совершенствованию преподавания основ охраны природы, а такжё усилению научно-исследовательской работы в вузах по пробле­мам охраны, комплексного использования и восстановления при­родных ресурсов.

Этим требованиям отвечает новая специальность «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

Проект нового учебного плана предусматривает 39 курсов, которые можно разбить на пять циклов: социально-экономический (600 ч.) с государственным экзаменом по научному коммунизму, общетеоретический (876 ч.), химический (1006 ч.), общеипженер - ный (1032 ч.) и специальный (707 ч.). Последний включает следующие дисциплины: введение в специальность, основы микро­биологии и химии воды, основы промышленной экологии, тех­нология защиты окружающей среды, оборудование и основы проектирования, дисциплины по выбору, инженерная экология, а также курсовую работу и курсовой проект и защиту дипломного проекта или дипломной работы с расширенным курсовым проектом.

Основной специальной дисциплиной является «Технология за­шиты окружающей среды». Она преподается студентам в 7 и 8 се­местрах и включает четыре части: «Технология защиты водных объектов», «Технология защиты атмосферного воздуха», «Тех­нология рекуперации и утилизации твердых отходов производст­ва», «Инженерное прогнозирование состава окружающей среды». Поданной объединенной дисциплине предусмотрены два экзамена и два зачета.

В качестве «дисциплины по выбору» в 9 семестре включена дисциплина «Охрана окружающей среды на промышленных пред­приятиях, в проектных и научно-исследовательских работах», которая подразделена на несколько направлений. Студент вы­бирает одно или два направления с учетом распределения на работу.

Ускорение и перестройка народного хозяйства требуют перестройки и высшей шчолы, направленной на повышение качества подготовки молодых специалистов. Ее особенность со­стоит в том, что часть обучения будет совмещаться с производи­тельным трудом. Работа должна опираться на знания, и наобо­рот — знания должны интенсифицировать труд. Тогда труд будет и производительным, и профессиональным.

Имеется в виду расширение прав вузов в перестройке учеб­ного процесса, развитие инициативы. Предполагается вводить дчнтельпую производственную практику, совмещая обучение с производительным трудом на рабочих местах.

С целыо повышения уровня профессиональной подготовки студентов и специалистов предусматривается увеличение общей |родолжительности производственной практики до 32 недель, результате которой каждый студент не только приобретает юочую профессию — лаборанта или оператора с получением 1остоверения о сдаче соответствующих экзаменов, но и проходит гажировку в отделе охраны окружающей среды или неноеред - !ценно на установках очистки и рекуперации промышленных выбросов.

Новый учебный план предусматривает значительное увели­чение различных видов самостоятельной работы студентов (СРС) за счет сокращения числа часов аудиторных занятий. Она заключается в выполнении различного рода творческих заданий — рефератов, ответов на контрольные вопросы, практических расчет­ных заданий и экспериментальных работ, курсовых работ и про­ектов.

Всего на СРС по новому учебному плану отводится почти пятая часть общего числа часов.

Базой для организации подготовки специалистов нового про­филя явились начатые 40 лет назад исследования воздушной среды на промышленных предприятиях. Некоторые технологические про­цессы целлюлозно-бумажной промышленности связаны с неиз­бежным выбросом вредных газов и сточных вод, поэтому логичным продолжением исследований явились работы по их очистке. Пер­вые работы относятся к 1954 г., т. е. к периоду, когда вопросы очистки рассматривались как задачи второстепенного характера. Однако перспективность этих проблем была ясна уже тогда. В последующем сформировалось четыре направления ис­следований:

1. Технологические методы уменьшения производственных вы­бросов н утилизация ценных продуктов из них (ресурсосберегаю­щая технология).

2. Очистка газопылевых выбросов.

3. Очистка сточных вод.

4. Прогнозирование допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Научная работа ведется в три этапа: теоретические разработ­ки; проверка теоретических разработок на стендовых и опытных производственных установках, а также методами имитационного моделирования на ЭВМ; внедрение в промышленность.

В целях лучшего сочетания учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) с учебным процессов все больше включаются в задания элементы теоретических и экспериментальных ис­следований, выполняемые в лабораториях. Таким образом, науч­ная работа органически входит в учебный процесс и становится наиболее надежным путем формирования у студентов навыков научно-исследовательской работы.

Студенты, снециализирующисся по очистке м рекуперации промышленных выбросов, проходят факультативную научно- исследовательскую лабораторию, где ведут научную работу при индивидуальной форме консультации и руководства со стороны преподавателей.

Большая часть лабораторных работ носит научно-исследо­вательский характер. Их количество составляет примерно 70 % от общего числа поставленных лабораторных работ.

С целью более глубокого изучения предмета студенты, помимо основной тематики, готовят небольшие доклады, с которыми вы­ступают па лекциях или семинарах. Подготовка к этим 10— 15-минутным сообщениям ведется с использованием дополнитель­ных литературных источников. На этих выступлениях студенты приобретают навыки работы с литературой, умение глубоко и логично мыслить, а также выступать публично.

Большой популярностью пользуются среди студентов ленин­градских вузов ежегодные олимпиады по охране природы.

Формы связи научно-исследовательских работ студентов с учебным процессом зависят от степени их подготовки. Так, студен­ты I—III курсов получают главным образом теоретическую подготовку, а студенты IV—V курсов привлекаются к выполнению самостоятельных научно-исследовательских работ (НИРС) как непосредственно в лабораториях института, так и на предприятиях в период производственной практики, принимают активное участие в испытаниях многочисленных пилотных и опытно-промышленных установок.

Научно-исследовательская работа значительно повышает уровень подготовки студентов, расширяет их кругозор, знакомит с современными методами исследований, а также с новыми при­борами и оборудованием.

Для повышения эффективности научно-исследовательских ра­бот студентов и лучшего усвоения теоретических дисциплин (например, некоторых разделов прикладной математики, физи­ческой химии и др.) целесообразно привлекать к этим работам студентов младших курсов. Студенты, участвующие в научно - исследовательской работе младших курсов, значительно легче справляются с учебным процессом не только при выполнении дипломных работ (проектов), но также курсовых работ и других заданий. Следует отметить, что эти работы выполняются на зна­чительно более высоком уровне и, как правило, представляются в качестве докладов на конференциях, а в дальнейшем — на го­родских или всесоюзных конкурсах. Лучшие работы награждаются дипломами. Высшая награда — медаль «За лучшую студенческую работу» на Всесоюзном конкурсе ЦК ВЛКСМ и Всесоюзного совета научно-технических обществ (ВСНТО).

Среди типовых курсовых проектов появились проекты, вклю­чающие элементы научной работы. Темы курсовых проектов обычно выдаются студентам перед технологической практикой. Одна из задач этой производственной практики — сбор мате­риалов для курсового проекта, на что отводится определенное время. Поэтому студент имеет возможность провести некоторые исследования, результаты которых впоследствии включаются в курсовой проект.

Иногда для курсовых проектов предполагают темы, связан­ные с проектированием установок для учебных лабораторий. Так, спроектированы лабораторный вертикальный отстойник и уста­новка для очистки серусодержащих сточных вод методом эвапорации.

Наиболее тесная связь научно-исследовательской и учебной работы студентов проявляется при выполнении дипломных работ и дипломных проектов с элементами исследования.

Часть преддипломной практики, имеющую исследовательский характер, студенты проходят не только на производстве, но и в кафедральных научных лабораториях. На преддипломную практику выдается индивидуальное задание каждому студенту,

И собранный материал он использует в дальнейшем при выполне­нии дипломного проекта (работы).

Около половины студенческих дипломных проектов (работ) в области охраны природы выполняется по заданию промышлен­ности. Свыше 50 % студенческих дипломных проектов рекомен­дуется государственной экзаменационной комиссией к внедрению в промышленность и практику проектирования.

Свидетельством значительного масштаба научной деятельности студентов ЛТИ ЦБП является издание семи выпусков сборников студенческих научных работ «Очистка и^рекуперация промышлен­ных выбросов целлюлозно-бумажного производства», а лучшие студенческие работы публикуются в межвузовском сборнике науч­ных трудов «Охрана окружающей среды от загрязнения про­мышленными выбросами».

Введение в специальность

Мотор-редуктор – назначение, преимущества разных типов

Основное назначение мотор-редуктора в приводной системе - увеличить крутящий момент и понизить скорость редуктора при необходимости.

Магазин спецодежды. Спецодежда в Москве оптом.

Покупка и производство медицинской спецодежды в Москве Медицинская одежда – это товар, который всегда пользовался большим спросом. Наиболее популярные ее виды – это халаты, костюмы и колпаки. Использоваться медицинская спецодежда …

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ И ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

В зависимости от профиля предприятий и требований, предъ­являемых к качеству производственной воды, на промышленном предприятии могут быть следующие системы водоснабжения: свежей водой, механически очищенной, отфильтрованной, умяг­ченной, обессоленной, теплой, холодной. Сг …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.