Основные термины и понятия
Рост потока научно-техничес - кой информации потребовал создания соответствующей системы информационного обслуживания. В связи с этим возникли и сложные проблемы систематизации, обработки, хранения информации для быстрого и полного обеспечения научно-технических работников необходимыми им сведениями. Те времена, когда было достаточно, просмотрев каталог, подобрать нужную литературу, безвозвратно ушли. Современный специалист зачастую не знает ни где (в каком именно хранилище) находится конкретная работа, ни того, какие именно работы вышли в последние месяцы в мире по его тематике.
Все это привело к необходимости создания специальной службы, занимающейся информационной работой. В результате возникла новая научно-информационная деятельность, под которой согласно ГОСТ 7.27—80 понимают область народнохозяйственной деятельности по удовлетворению потребностей в научно-технической информации. В функции научно-информационной деятельности входят сбор, аналитико-синтетическая переработка, хранение, поиск и распространение научной информации.
Любая из перечисленных функций должна осуществляться по определенной методике и программе, обеспечивающей своевременную обработку поступающей информации, быстрый и точный поиск. А это уже требует специальных исследований, совокупность которых превращается в науку о научно-информационной деятельности. Такая наука стала интенсивно развиваться на междисциплинарном уровне с конца 40-х годов и получила название информатики. Этот термин впервые был предложен в 1968 г. в следующей формулировке: «Информатика — это научная дисциплина, изучающая структуру и свойства (а не конкретное содержание) научной информации, а также закономерности научно-информационной деятельности, ее теорию, историю, методику и организацию» [17].
Информатика разрабатывает способы и средства записи, сбора, переработки, поиска, хранения и распространения научной информации.
В настоящее время формируется фундаментальная отрасль науки об информации, которую предлагают называть информо - логией, т. е. наукой о процессах и законах передачи, распределения, обработки и преобразования информации.
Таким образом, объектом информатики является информация, но не всякая, а только научная.
Научная информация — это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно (соответственно, правильно) отражает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике. Понятно, что далеко не любую информацию можно считать научной. К ней не относят, например, материалы, содержащие религиозные представления о сотворении мира, и т. д. С другой стороны, значительная доля сведений, накопленных и хранящихся в виде книг, статей, тезисов докладов и т. д., не обладают новизной, дублируют друг друга, а порой содержат ошибочные положения или полученные по неточным методикам данные. Обилие подобной информации осложняет поиск действительно нужных сведений и фактически образует то, что можно назвать «загрязнением информационной среды» (по аналогии с загрязнением окружающей среды). Подобная информация в терминах кибернетики представляет собой совокупность помех (или шумов) в информационно-поисковой и научной работе.
Вся научная информация делится на массовую и специальную, документальную и фактографическую, первичную и вторичную. По содержанию различают четыре класса информации: класс А — информация о научных фактах; класс В — информация о научных гипотезах, концепциях и теориях, а также об их взаимосвязи;
Класс С — информация, объединяющая некоторую совокупность научных фактов, гипотез, теорий и законов, т. е. образующая основу данной науки или области знания;
Класс О — информация мировоззренческого уровня, т. е. отображающая общий подход к познанию и изменению окружающего нас мира.