ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ
ХРАНЕНИЕ ЖИДКОГО ВОДОРОДА ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ
Впервые жидкий водород был получен еще в 1898 г., однако тех
нология производства и хранения больших объемов сжиженного водорода была разработана лишь недавно благодаря усилиям исследователей из NASA.
Самая крупная установка из существующих расположена на мысе Канаверал и имеет емкость 3375 м3. Плотность жидкого водорода составляет 71 кг/м’, поэтому данная установка может аккумулировать 240 ООО кг жидкого водорода, что эквивалентно 34 ТДж, т. е. лишь немногим меньше энергоемкости Лудингтонской станции.
Существует две модификации молекулы водорода — пара - и ортоводород.
В молекуле параводорода ядерные спины атомов, составляющих молекул' направлены противоположно, а в молекуле ортоводорода ядерные спины сона - правлены. В жидком состоянии параводород (р-Н2) имеет более низкое значение энтальпии, чем ортоводород (о-Н2). При температуре кипения (20,4 К) при атмосферном давлении (0,1 МПа) разница энтальпий составляет 1,406 МДж/кмоль.
Реакция конверсии пара - и ортоводорода
(2) |
р-Н2 <г■> о-Н2
протекает непрерывно и зависящие от температуры равновесные концентрации компонентов известны. При нормальных условиях равновесные концентрации пара - и ортоводорода составляют 25 и 75 % соответственно, а при температуре нормального кипения 20,4 К равновесная концентрация р-Н увеличивается до
99,7 9%. Из-за небольшой скорости реакции конверсии концентрация молеку о-Н2 в водороде непосредственно после ожижения существенно превышает равновесную. Превращение ор/яомолекул в яо/ммолекулы водорода протекает с выделением теплоты, что приводит к испарению жидкого водорода даже пр отсутствии внешнего подвода теплоты.
Жидкий водород сразу после конденсации теряет 1 % массы в течение первогг часа и 50 % массы в течение первой недели, даже если находится в идеально адиабатических условиях. Для того, чтобы уменьшить эти потери, ортомолекулы прсос разуется в парамолекулы каталитическим способом в процессе ожижения водорода Желательно, чтобы концентрация р-Н2 в процессе конверсии достигала 95 %.
Рассматривалась возможность использования жидкого водорода как топлива дтя самолетов. Компанией Lokhid проводились исследования характеристик сверхзвукового пассажирского самолета, предназначенного для перевозки 234 пассажиров на расстояния до 7800 км на скоростях, соответствующих числам Маха М = 2,7. Общая масса самолета, использующего в качестве топлива керосин, составляет 232 т, из которых 72 т — масса топлива.[21]* Самолет с такими же техническими характеристи
ками, летающий на водородном топливе, будет иметь общую массу всего 169 т, из которых на топливо будет приходиться менее 22 т.
Коммерческие модели водородных самолетов вряц ли появятся в обозримом будущем. Существующие сегодня разработки сверхзвуковых самолетов, рассчитанных на полет с числом Маха М = 3, ориентированы на реактивные самолеты, использующие в качестве топлива керосин. Однако вполне вероятно, что двигатели самолетов, предназначенных для полета в космосе, будут работать на водороде. Проект такого самолета был предложен недавно. Это будет гиперзвуковой самолет (число Маха М = 8), который может совершать орбитальный полет при взлете с подходящей взлетно-посадочной полосы[22]*.
Одна из проблем, которая возникает при движении в атмосфере Земли с высокой скоростью, это высокая температура. Температура торможения при движении тела в газе (температура, до которой нагревается газ в точке, где скорость ■потока относительно тела равна нулю) определяется как
(3)
Для воздуха коэффициент у = 1,4, и формула (3) преобразуется к виду
(4) |
— = 1 + 0,2М[23]. Т
О. С.
При М = 2,5 и у = 1,4 отношение Т/Тос = 3,25, а при М = 25 это отношение..оставляет 226. Это означает, что при этой скорости движения и температуре окружающей среды 300 К температура торможения будет равна 67 800 К.
Очевидно, что материалов, которые могли бы выдержать такую температуру, просто не существует. Таким образом, теплоту, выделяющуюся на лобовых поверхностях фюзеляжа, крыльев и управляющих элементах самолета необходимо интенсивно отводить. Часть тепла может быть отведена излучением и теплопроводностью, а часть — путем охлаждения. Водородное топливо в жидком состоянии может быть использовано для охлаждения наиболее термически нагруженных элементов самолета, прежде чем оно поступит в двигатель в виде газа.
Сжижаемый водород должен быть высокой степени чистоты, так как примесные газы кристаллизуются в процессе сжижения водорода и могут засорить трубопровод. Если образуются кристаллы кислорода, могут происходить взрывы. Обычно технические условия требуют, чтобы концентрация кислорода не превышала 10 промилле.
В установках, используемых на практике, для того, чтобы сконденсировать 1 кг водорода, необходимо затратить 40 МДж энергии. Это невозобновляемые затраты энергии; таким образом, общая эффективность цикла равна
143/(143+40) = 0,78 (78 %).
Зависимость стоимости установки по ожижению водорода от ее производительности нелинейна; стоимость пропорциональна М0,7, где М — производительность установки.
Температура торможения
Сумма энтальпии и кинетической энергии движущегося газа есть величина постоянная:
(5)
В приведенной формуле все величины отнесены к единице массы. Положим температуру Тг постоянной и равной температуре окружающей среды Ne с, а скорость потока и, = v равной постоянной скорости движущегося объекта. В точке полного торможения потока скорость газа, по определению, равна нулю. Таким образом,
(6)
(7> |
Т, 1 Vі
— = 1 +--------------------------
Скорость звука с = yffRToc, поэтому
(8)
где М = м/с — число Маха. Принимая во внимание, что
(9>
и
(10)
получаем
(11)