ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ
ТИПЫ ДВИГАТЕЛЕЙ
Работа всех механических тепловых двигателей включает четыре основных процесса (стадии):
1) компрессия (сжатие);
2) подвод тепла;
3) расширение,
4) отвод тепла.
На рис. 3.4 показаны эти четыре процесса, происходящие в двигателе, работающем по замкнутому циклу Ренкина. В этом случае процесс расширения происходит в турбине или в специальных поршневых механизмах, применявшихся на первых железнодорожных локомотивах.
Жидкость _. W_ |
Котел |
Пар |
Турбина |
Пар W. I |
Конден |
г |
I ^ 1 |
Р 1 |
сатор |
||
Подвод теплоты |
Расширение |
Насос |
Отвод теплоты |
Жидкость |
Рис. 3.4. Четыре стадии цикла Ренкина. При замкнутом цикле сконденсированное рабочее тело снова подается на вход
Паровые двигатели начала XX в. имели эффективность менее 10 %. В результате количество отводимого тепла было огромным: около 9 Дж на каж - ■ їй джоуль полезной работы [см. уравнение (7)].
Для того чтобы не использовать громоздкие конденсаторы, на таких локомотивах применялся сброс пара непосредственно в окружающий воздух (рис. 3.5)
В машинах открытого цикла используемая вода не возвращается обратно в цикл. Поэтому в паровозах требовался большой запас воды, который периодически пополнялся на железнодорожных станциях. Размер водяного бака ограничивался лишь размерами самого локомотива.
Рис. 3.5. В открытом цикле Ренкина отработанный пар отводится в окружающую среду. При этом требуется большой запас подводимой в систему волы |
Теплота должна быть подведена в цикл от внешнего источника. Так, например, в цикле Ренкина используется внешнее сжигание топлива.
Другим примером двигателей открытого цикла является турбина, работающая по циклу Брайтона с внутренним сжиганием топлива, которая нашла широкое применение в авиации (рис. 3.6).
Сжатие |
Подвод теплоты |
Расширение _ Возврат теплоты |
Воздух —У—Компрессор — |
Камера сгорания |
в систему I—у—1 Турбина --------- ^ Выхлоп |
А |
||
Топливо |
||
Рис. 3.6. Цикл Брайтона, используемый в турбореактивных двигателях с открытым |
||
циклом |
Примеры двигателей, работающих по замкнутому циклу:
паровой двигатель, работающий по циклу Ренкина, двигатель Стирлинга.
Примеры двигателей с открытым циклом:
двигатель Отто (с искровым зажиганием),
двигатель Дизеля (с поджигом топлива за счет компрессии),
двигатель с открытым циклом Брайтона.
Для цикла Ренкина характерно то, что рабочее тело претерпевает изменение агрегатного состояния (пар-жидкость). При этом рабочие тела могут быть различными. Для работы при очень низких температурах (например, когда температура нагрева составляет всего 25 °С, как при использовании океанской тепловой
энергии) в качестве рабочего тела может применяться аммиак. Для работы при меренных температурах, например в случае использования солнечных нагре - ателей, можно применять фреоны. В паровых машинах, работающих по циклу Ранкина на традиционных электоостанциях, где сжигается ископаемое топливо, рабочим телом служит вода, хотя, возможно, эффективнее было бы использо - ать более опасную ртуті Паровые двигатели не применяются в автомобилях из-за того, что они нуждаются в громоздком конденсаторе или в баке с водой. Брайтоновские турбины открытого цикла выводят тепло вместе с рабочим телом и не требуют дополнительных устройств для отвода тепла, в результате чего их применяют в авиации. Двигатели, использующие в качестве рабочего тела газ, имеют несколько мо- -фикаций (табл. 3.4). Важнейшей особенностью газовых двигателей является. что для получения высоких значений КПД требуется обеспечить высокие степени сжатия рабочего тела.
В газовых турбинах могут быть два типа компрессоров: осевые и радиальные шентробежные). Ступень центробежного компрессора может обеспечить сте - ень сжатия около 3:1. Поэтому для получения степени сжатия 9:1 потребуется с пользовать две ступени. Недостатком такого типа компрессоров является от - юсительно невысокая эффективность, которая снижается с увеличением числа к следовательно установленных ступеней. Это связано с тем, что в радиальных • мпрессорах требуется изменять направление потока газа при перепуске шгз одной ступени в другую, что сопряжено с высокими газодинамическими герями: значительная часть энергии входящего потока теряется при вихре эбразовании.
Осевые компрессоры имеют небольшую степень повышения давления в ступи (около 1,2 1), Однако этот недостаток компенсируется последовательной Ьновкой нескольких ступеней с малыми газодинамическими потерями. Так, лшационный газотурбинный двигатель «Тупе» производства компании Rolls - Ro. ce имеет суммарную степень повышения давления 13,5:1. Компрессор этого - лгателя состоит из 15 ступеней, средняя степень повышения в каждой из ко - ых 1,189:1. В случае осевого компрессора потери при переходе потока между пенями минимальны, поскольку выходящий из одной ступени поток сразу поступает в последующую без изменения направления. Одним из недостат - в использования осевых турбин является снижение их эффективности при еныпении габаритных размеров турбины, что обусловлено увеличением по - >ь. связанных с перетеканием потока через радиальный зазор между лопатками корпусом турбины. По этой причине в газотурбинных двигателях небольшой шности, работающих по циклу Брайтона, используют, как правило, радиаль - компрессоры.
Таблица 3.4. Природа четырех основных стадий в различных типау двигателей
|
Газовые турбины в перспективе можно будет эффективно применять совместно с твердооксидными топливными элементами: горячий газ из топливных элементов может быть направлен в газовую турбину для дополнительного срабатывания его температурного потенциала.
В двигателях, работающих как по циклу Ренкина, так и по циклу Брайтона, каждый из четырех процессов протекает в отдельном устройстве. Компрессор обеспечивает сжатие рабочего тела, турбина — расширение, а подвод теплоты производится в специальной камере сгорания. Таким образом, в этих двигателях можно отдельно проводить оптимизацию каждого из элементов.
В двигателях Отто и дизельных двигателях все основные процессы, за исключением отвода тепла, происходят в одном устройстве (цилиндре). Отвод же теплоты осуществляется в отдельном устройстве. Такая многофункциональность работы цилиндра требует поиска компромиссов в оптимизации всех процессов для получения наибольшей суммарной эффективности.
В то время как в двигателях Ренкина и Брайтона горение осуществляется в непрерывном режиме в камере сгорания, в двигателях Отто и Дизеля оно происходит периодически. При этом, в связи с тем что длительность отдельных процессов крайне мала, возможно иметь достаточно высокую температуру горения. Кроме того, теплота сгорания выделяется непосредственно в рабочем теле, а не подводится через теплообменники, что дает несомненное преимущество двигателям с внутренним сгоранием по сравнению с двигателями внешнего сгорания.
Двигатель внешнего сгорания Стирлинга, про который более детально будет рассказано в конце этой главы, хотя и был разработан давно, но не нашел пока широкого применения. По крайней мере, теоретически этот двигатель имеет достаточно большую по сравнению с остальными типами двигателей расчетную эффективность. Он является экологически более чистым, чем двигатель Отто, из-за того что сгорание происходит вне его. Кроме того, поскольку в двигателе Стирлинга не происходит взрывного сгорания, он работает плавнее и бесшумнее других двигателей. Несмотря на то что в данном двигателе используется замкнутый цикл, в связи с высоким КПД двигателя не требуется установки сложного теплоотводящего оборудования.
Таблица 3.5. Некоторые характеристики наиболее популярных типов двигателей
|
Цикл Стирлинга сегодня находит практическое применение в холодильной -- :нике. И поскольку его рабочими телами являются гелий, водород или воздух, • спличие от фреоновых холодильных машин он является экологически более - Ч опасным.
Сравнительные характеристики наиболее популярных тепловых механических s.-гателей приведены в табл. 3.5.