ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ
ФУНКЦИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ НА РЫНОК
Новые технологии и устройства, конкурируя с уже имеющимися на рынке, не могут сразу занять значительную долю рынка из-за влияния большого числа факторов. Рассмотрим вопрос о том, каким образом происходит внедрение инновационных товаров на рынок, т. е. как изменяется спрос на них с течением времени.
Пусть / — это часть максимального уровня внедрения, который может иметь новый товар на рассматриваемом рынке. С течением времени /увеличивается от нуля до значения, равного или меньшего единицы. После достижения уровня, равного единице, данная технология или устройство становятся «старыми» и их нужно заменять более новыми. В ходе замены старого изделия / уменьшается от единицы до нуля.
График/в зависимости от времени, построенный по эмпирическим данным, представляет собой S-образную кривую, представленную на рис. 1.5 (слева). Время внедрения на рынок АТ, определяется как АТ = (th - /j), где th — это время, за которое функция /становится равной 0,5 = fh, и 1Х — это время, за которое функция / изменяется от нуля до 0,1 = tv Величина АТ может иметь отрицательное значение в том случае, когда данная технология устаревает и её заменяют новой. В этом случае она называется временем вывода с рынка. Фишер (Fisher, 1971) и При (Pry, 1973) показали, что зависимость /и-—— от времени
представляет собой линейную функцию, возрастающую с течением времени. На
рис. 1.5 (справа) показано, как эмпирические данные коррелируют с данными,
1.7. Функция проникновения на рынок
полученными по теории Фишера-При. На данном графике представлена кривая внедрения на рынок сталелитейной технологии кислородного дутья в четырех различных странах. Прямые линии на графике изображают функцию, полученную по уравнению
In - |
/
(1) |
= at + b,
1 -/
где константы а и b характеризуют особенности рынка и конкретную техно-
1 d/
логию. Можно ожидать, что темп продвижения технологии на рынок, — —,
/ а/
будет пропорционален разности (1 -f) для участка, соответствующего началу продвижения на рынок:
(2)
Уравнение (2) полностью удовлетворяет эмпирическим данным графика 1.5 (справа) и данным, полученным из уравнения (1), поскольку последнее является интегралом первого.
Годы |
Годы |
Рис. 1.5. Типичная функция проникновения на рынок (слева). Функция внедрения новой сталелитейной технологии в различных странах (справа) по фактическим данным и по закону Фишера-При |
Величины а и b зависят от самой технологии и от рынка, на который она вводится. В общем случае в уравнении Фишера-При можно избавиться от постоянных а и Ь.
Для t = th, /= 0,5
Для / = tvf= 0,1
= я/, + b = -2,2 |
(4)
Совместим полученные уравнения:
2 2
(5) |
2,2 = a(th - /,) = aAt, или а =
Таким образом, формула для функции проникновения новой технологии на рынок может быть записана в следующем виде:
(6)
Уравнение (6) представляет собой функцию от безразмерной независимой переменной (ґ - th)/At. Оно дает возможность отобразить данные для зависимостей с различными коэффициентами а и b на одном графике. Пример такого графика показан на рис. 1.6. Видно, что 17 эмпирических точек для различных продуктов и рынков имеют достаточно малый разброс относительно кривой Фишера-При.
На рис. 1.5 показана скорость внедрения метода кислородного дутья на рынках Японии (5 лет), Германии и США (6 лет) и СССР (8 лет). Скорость внедрения в некоторой степени зависит от особенностей страны, определяющих внедрение новых технологий (например, от особенностей технической политики и законодательства в этой области), и от технических возможностей замены старых технологических ЛИНИЙ НОВЫМИ
Закон продвижения новой продукции на рынок применим также и для энергетических технологий. На рис. 1.7 показано изменение предложения различных источников энергии на рынке США. Из графика видно, как к концу XIX в. человек переходит от использования дров к использованию угля в качестве основного топлива.
Уголь после достижения максимума использования в середине XX в. начинает вытесняться нефтью и природным газом. Как видно, ввод и вывод энергетических продуктов с рынка занимают гораздо большее время, чем для большинства остальных товаров и технологий. В табл. 1.3 показано характерное время продвижения и выведения с рынка различных источников энергии (время вывода имеет обратный знак).
• Г |
Таблица 1.3. Время продвижения и вывода с рынка различных источников энергии
|
Таблица 1.4. Коэффициенты Фишера-При для дерева, угля и газа
|
Рассмотрим период времени с началом в 1920 г. Дерево, уголь и природный газ характеризуются данными, полностью соответствующими модели Фишера - При. В течение этого периода потребление энергии, производимой гидроэлектростанциями, остается примерно постоянным и составляет около 3,6 % общего
.) |
X. |
|
■у* * ш ' / о/%1 |
ЧР '' О S ш, Л |
и х +,+ X'Xj |
• 1* ■ • ъу |
і |
1850 1900 1950 2000 Голы |
энергопотребления. Регрессионные коэффициенты Фишера-При для древесины, угля и газа имеют значения, приведенные в табл. 1.4. Поскольку для каждого момента времени ^ / = 1, часть рынка, занимаемая нефтью, может быть определена путем вычитания из единицы других частей рынка, относящихся к другим источникам энергии. График для нефти построен на рис. 1.7 с использованием именно такого подхода. JL ---------------------------------- т-------------------------------- т-------------------------- , і -/ . |
од |
0,01 |
Рис. 1.7. Изменение предложения различных источников энергии на рынке США в течение XIX и XX вв.
Коэффициенты Фишера-При были получены на основе данных за период с 1920 по 1950 гг., остальная информация — путем экстраполяции линейных зависимостей. Расчетная кривая для нефти показывает, что снижение потребления нефти должно было начаться в 1970 г., что и случилось в действительности. Чрезвычайно интересен тот факт, что снижение уровня потребления нефти начиная с 70-х годов могло бы быть предсказано еще в 1950 г., т. е. до создания ОПЕК! Таким образом, можно прийти к выводу, что снижение потребления нефти должно было произойти независимо от действий ОПЕК! Создание ОПЕК повлияло лишь на уровень цен на нефть и другие энергоресурсы!