2. ТИПЫ ПАРОВЫХ КОТЛОВ
Паровые котлы — это устройства для получения водяного пара с определенным рабочим давлением. Современные паровые котлы появились не сразу, они совершенствовались постепенно и долго.
Первый паровой котел, нашедший практическое применение, изобретен в 1680 г. французским врачом Дени Папйном (рис. 2, а). Из рис. 2, а видно, что этот котел имел форму вертикального цилиндра с массивной крышкой, прикрепляемой к котлу при помощи натяжной скобы. Папйн изобрел и снабдил свой котел предохранительным клапаном, который применяется и в настоящее время. Устройство клапана видно из рис. 2, а: к концу рычага подвешен груз, между грузом и точкой опоры помещен клапан, на который опирается рычаг. Пар своим давлением стремится приподнять клапан, чему противодействует вес груза. Клапан рассчитан так, что когда давление пара слишком велико (опасно), то клапан приподнимается, часть пара выпускается и давление понижается. Предохранительный клапан служил также и указателем
Рис. 2. Схема развития паровых котлов: А— кслел Папина и его предохранительный клапан; б — котел начала XVIII века; в — сундучный котел; г — цилиндрический котел; д — жаротруб - ный котел; е — котел с дымогарными трубами; ж — локомобильный котел; З — пароходный котел; и — паровозный котел; к — батарейный котел; Л — горизонтально-водотрубный котел; м — вертикально-водотрубный котел с прямыми кипятильными трубами; н — вертикально-водотрубный котел с изогнутыми трубами; о — малые вертикальные (самоварные) котлы. |
Величины давления пара, так как других измерительных приборов в то время еще не было.
Паровые котлы более позднего периода (XVIII век), вырабатывавшие пар для изобретенных тогда паровых машин, имели полушаровое верхнее днище (рис. 2, б) и вогнутое нижнее, которые лучше, чем плоские, сопротивлялись давлению пара. Эти котлы достигали огромных размеров: высота и диаметр свыше 3-х метров. Но несмотря на это они давали мало пара.
Большим шагом вперед были так называемые сундучные котлы с полуцилиндрической верхней и вогнутыми боковыми стенками и вогнутым днищем (рис. 2, в). Такие котлы предложены в конце XVIII века известным изобретателем паровой машины Д. Уаттом. Они были значительно проще в изготовлении и имели большую обогреваемую поверхность (поверхность нагрева). Однако они имели существенный недостаток: почти плоские боковые стенки не выдерживали высокого давления пара. Поэтому их приходилось укреплять связями, загромождавшими котел внутри.
Первым котлом, пригодным для получения пара достаточно высокого давления и удобным для обслуживания, был котел (рис. 2, г), состоящий из цилиндрического барабана, склепанного из нескольких звеньев. Недостатки цилиндрического котла — громоздкость (длина до 20 метров); на изготовление требовалось много металла; поверхность нагрева недостаточна для выработки большого количества пара; осадки скопляются над топкой и вызывают аварии (выпучины). Цилиндрический котел давно уже вышел из употребления, но он послужил прототипом позднейших паровых котлов.
На рис. 2 показано, как постепенно изменялась конструкция котлов. Задачу усовершенствования паровых котлов решали двумя путями.
Первый путь. Внутри барабана помещали так называемую жаровую трубу, в которой устраивалась топка (рис. 2, д). Продукты горения (газы) из жаровой трубы направлялись так, чтобы они омывали барабан с боков и снизу и лишь после этого уходили в дымовую трубу. Такие котлы названы жаротрубными. Их строят с одной, двумя и тремя жаровыми трубами. Эти котлы эконо-
2 Г. С. Бобровский Мичны, хорошо производят пар. Поэтому они и до настоящего времени имеют большое распространение. Все же жаротрубные котлы занимают много места, требуют много металла и поэтому дороги.
Для устранения этих недостатков уменьшили диаметр труб и увеличили их чдсло. Так возникли паровые котлы с дымогарными трубами (рис. 2, е). Топка у этих котлов помещается под котлом, а продукты горения (горячие газы) сначала омывают нижнюю часть котла, затем проходят через дымогарные трубы и, наконец, по сторонам котла. Эти котлы занимают меньшую площадь и требуют меньшей затраты металла, чем жаротрубные котлы. Однако у них так же, как и у цилиндрических котлов, осадки скопляются над топкой, что вызывает аварии. Поэтому котлы с дымогарными трубами применяются сейчас главным образом в комбинации с элементами других котлов. Такими комбинированными котлами являются котлы локомобильный, пароходный и паровоз^ ный.
На рис. 2, ж показан локомобильный котел, в корпусе которого помещается так называемая трубная система, состоящая из жаровой трубы и дымогарных труб. Трубная система крепится к корпусу болтами и может быть выдвинута для очистки от накипи.
У пароходного котла (рис. 2, з) газы после жаровой трубы также направляются в дымогарные трубы, но в обратном направлении, а затем через металлический дымоход в дымовую трубу.
Паровозный котел (рис. 2, и) сходен с локомобильным котлом, но вместо жаровой трубы имеет огневую коробку, окруженную со всех сторон водой, и большое число дымогарных труб. Чтобы плоские стенки огневой коробки и ее наружного кожуха не выпучивались, их соединяют связями — короткими металлическими стержнями.
Второй путь усовершенствования паровых котлов. Вместо одного длинного цилиндрического котла, ставили один над другим два или три более коротких барабана меньшего диаметра (рис. 2, к). Верхний барабан лишь частично заполнен водой и служит паросборником; нижние — полностью заполнены водой и служат кипятильни*
ками. Комбинация из одного или двух кипятильников и одного паросборника называется батареей, поэтому и котлы называются батарейными. Занимая меньше места, чем цилиндрические, батарейные котлы также требуют много металла и легко повреждаются. По этим причинам они давно уже сняты с производства.
В прошлом веке появились и получили очень широкое распространение горизонтально-водотрубные котлы (рис. 2, л). В них барабаны заменены большим количеством кипятильных труб небольшого диаметра, омываемых горячими газами. Трубы поставлены с небольшим наклоном. Концы труб укреплены в двух плоских ящико - образных камерах, соединенных с барабаном-паросборником. Вода из барабана-паросборника поступает в заднюю (правую) камеру, оттуда в кипятильные трубы, вытесняет из них более легкую смесь воды и пара в переднюю (левую) камеру, а оттуда опять в барабан-паросборник. Пар, отделившись от воды, поступает в пароперегреватель — змеевик, в котором нагревается до требуемой температуры и направляется к месту потребления. А вода, смешавшись с подаваемой в котел питательной водой, опять совершает круговое движение: паросборник — задняя камера — кипятильные трубы — передняя камера — паросборник, т. е. вода в котле циркулирует. Циркуляция воды для парообразования в котлах имеет огромное значение. Благодаря циркуляции воды коэффициент полезного действия и экономичность котла повышаются. Циркуляция может быть естественной и искусственной (принудительной).
2 |
19 |
На рис. 3 изображена схема естественной циркуляции. Левая часть изогнутой трубки, подсоединенной к барабану, обогревается, а правая часть не обогревается. Поэтому вес воды в левой части трубки меньше, чем в правой. Вследствие этого ненагретая вода (справа) будет вытеснять горячую воду (слева) в барабан и во всей системе установится круговое движение воды. Чем больше высота столбов в нагретой воды (левая часть) и непагретой (правая часть), тем больше разница их весов, интенсивнее происходит циркуляция, лучше смываются с обогреваемой поверхности пузырьки пара, пристающие к ней, и в результате тем больше образуется
пара и тем лучше предохраняются стенки котла от перегрева.
Оценивая с этой точки зрения различные типы котлов, приходим к заключению, что в цилиндрических котлах циркуляция будет самая плохая; у жаротрубных котлов циркуляция значительно лучше и поэтому паро-
§ыход пара Рис. 3. Схема естественной циркуляции. |
Образование также лучше. Хорошо организована циркуляция у горизонтально-водотрубных котлов, к которым относится также котел известного инженера, почетного члена Академии наук СССР В. Г. Шухова (рис. 4). Эти котлы собраны из отдельных секций, каждая из которых образована из кипятильных труб, укрепленных концами в днища двух небольших барабанов-головок. Наружные днища головок съемные, что облегчает осмотр и очистку котлов. Две секции с расположенным наверху паросборником образуют батарею. Котел может состоять из одной, двух, трех или четырех батарей. Котел Шухова появился в 1895 г. и, благодаря ряду достоинств, получил у нас очень широкое распространение. Движение дымовых газов и воды в этом котле такое же, как описано выше.
Наиболее интенсивно происходит циркуляция у появившихся в начале текущего века вертикально-водотрубных котлов с круто поставленными трубами (рис. 2, м и 2, н).
На рис. 2, м показан котел с прямыми трубами, укрепленными непосредственно в барабанах. Трубы разделены перегородкой, не доходящей до верхнего барабана. Продукты горения, выйдя из топки, омывают передние ряды труб, затем проходят через змеевидный пароперегреватель и по другую сторону перегородки опускаются вниз
Рис. 4. Горизонтально-водотрубный котел В. Г. Шухова: 1 — барабан; 2 — головки; 3 — кипятильные трубы; 4 — пароперегреватель; 5 — сухопарник; 6 — грязевик. |
И уходят в атмосферу. Вода из верхнего барабана опускается в нижний по наружной, так называемой циркуляционной трубе (не показанной на рисунке), а по кипятильным трубам поднимается вверх пароводяная смесь. Благодаря тому, что кипятильные трубы установлены почти вертикально, разница весов менее нагретой воды в циркуляционной трубе и пароводяной смеси в кипятильных трубах весьма значительна; поэтому циркуляция в вертикально-водотрубных котлах происходит очень интенсивно и они дают значительно больше пара, чем котлы других типов при той же поверхности нагрева. У них отсутствуют плоские камеры, сложные в изготовлении и опасные при эксплуатации, и, наконец, они занимают меньше места и требуют меньше металла, чем все прежние типы котлов. Поэтому вертикально-водотрубные котлы стали преобладающими. Изогнутые кипятильные трубы (рис. 2, н) удобнее для укрепления их в барабанах; кроме того, они обладают упругостью, что предотвращает повреждение котла при его расширении от нагревания. Вертикально-водотрубные котлы строятся не только с двумя барабанами, но и с большим числом их, но так как барабаны являются наиболее дорогой частью котлов, то чаще всего строят котлы с одним-двумя барабанами.
Помимо обеспечения наиболее интенсивной циркуляции, современные паровые котлы строятся и с учетом физических законов передачи теплоты. Как передается теплота в паровом котле? Наружная поверхность котла получает тепло двумя способами — соприкосновением с горячими дымовыми газами и воспринятием тепловых лучей, испускаемых горящим топливом (рис. 5). Воспринятая теплота, благодаря теплопроводности стенок котла, передается внутренней поверхности стенок и затем уже расположенным непосредственно около нее частицам воды. Нагревшиеся частицы воды отрываются от стенки и, как более легкие, поднимаются вверх, а их место занимают более холодные: возникают токи перемешивания. Чем выше температура топочных газов, чем свободнее наружная поверхность стенки от загрязнений (сажа и зола), а внутренняя — от накипи, чем сильнее движение горячих газов, «сдувающих» отдавшие свою теплоту газовые частицы, и чем сильнее циркуляция воды, «смывающая» нагревшиеся частицы, тем больше тепла будет передано от газов воде. При проектировании котлов все это и учитывается для того, чтобы получился хорошо работающий котел.
Кроме этого, принимают во внимание еще следующее. Подобно тому как Солнце своими лучами нагревает Землю, так и раскаленный слой горящего топлива и пламя излучают тепло, причем количество излучаемого тепла значительно превышает количество его, содержащееся в нагретых до высокой температуры продуктах горения, и эту теплоту необходимо использовать в возможно большей степени.
В топке лучистую теплоту воспринимает только та часть поверхности нагрева, которая «видима» для тепловых лучей: у цилиндрических котлов и котлов с дымогар-
Передача теплоты Прохождение дсей бослриня. Токами перемешиваний той теплоты через стенку Рис. 5. Схема передачи теплоты в паровом котле. |
Ными трубами это будет нижняя часть барабанов, расположенная над топкой, у жаротрубных — передняя, верхняя часть жаровых труб, у водотрубных — передняя сторона первых двух рядов труб (трубы располагаются в шахматном порядке). Таким образом, в этих котлах лучистую теплоту воспринимает только небольшая часть поверхности нагрева. Ясно, что если под тепловые лучи подставить достаточно большую поверхность, то можно значительно повысить паропроизводительность котла, т. е. его мощность.
С этой целью вдоль стенок топки устанавливают близко друг к другу трубки, по которым циркулирует вода. Эти трубки и образуют экраны, воспринимающие лучистую теплоту, и в них получается почти все, а иногда
Пароперегреватель |
Экономайзер |
Питательная О- |
Воздухолодо - - греватель Холодный "воздух |
^mxsA Продукты горения |
Коллекторы <экранных труб |
Рис. б. Схема котла с экранированной топкой. |
И все количество пара, вырабатываемое котлом. Такие котлы называются экранными.
На рис. 6 изображена схема экранного котла, в котором имеется только один барабан, служащий паросборником. Вода по наружным трубам опускается из него в два коллектора (барабаны небольшого диаметра), из которых поступает в экранные трубы, расположенные по внутренним стенкам топки, и по ним поднимается вверх (в барабан). При этом происходит интенсивное парообразование. Экранирование важно еще в том отношении, что оно сохраняет от разрушения кирпичную обмуровку топки.
Продукты горения (горячие газы) также отдают тепло. Они из топочной камеры попадают в пароперегреватель, а затем выходят через подогреватель воды (экономайзер) и подогреватель воздуха в дымовую трубу.
В экономайзере воду предварительно подогревают, прежде чем она поступает в котел. Понятно, что, чем выше температура, до которой нагрета вода, поступающая в котел, тем меньше теплоты потребуется для ее нагрева до температуры кипения и тем меньше потребуется топлива. В подобном же устройстве подогревают и воздух, подаваемый в топку, что улучшает процесс горения.
Пройдя экономайзер и воздухоподогреватель, дымовые газы удаляются в атмосферу с относительно невысокой температурой 150—200° С и поэтому уносят с собой лишь небольшую долю тепла. Все это повышает коэффициент превращения химической энергии топлива в тепловую энергию до 85—90 %.
При очень высоком давлении стенки барабанов приходится делать очень толстыми — до 100 мм и толще. Изготовление таких барабанов очень сложно и дорого.
Лишены этого недостатка прямоточные котлы. В принципе прямоточный котел представляет собою трубчатый змеевик, винтообразно расположенный по внутренним стенкам топки. Вода входит в змеевик снизу, поднимаясь, она подогревается и затем испаряется. Полученный пар в пароперегревателе нагревается до требуемой температуры.
Мысль о прямоточном способе получения пара высказывалась еще в XVIII веке. В 20-х годах прошлого столетия и позже в России делались успешные попытки сооружения прямоточных котлов, но, не встречая поддержки у царского правительства, они не пошли дальше постройки опытных установок. По-настоящему прямоточное котлостроение начало у нас развиваться с 1931 года, когда был построен первый прямоточный котел системы проф. JI. К. Рамзина. Движение воды и газов в прямоточном котле показано на рис. 7.
Достоинствами прямоточных котлов являются отсутствие дорогостоящих барабанов и простота их изготовления. Благодаря этому прямоточные котлы получили боль
Шое распространение на наших крупных электростанциях. Современные экранные и прямоточные котлы имеют огромные размеры топок. Высота топок иногда превышает 20 метров, т. е. равна высоте 4—5-этажного дома.
Для чего же делают такие высокие топки, удорожающие все строительные работы? Это объясняется характером горения топлива. Дело в том, что при горении из топлива первоначально выделяются горючие газы, которые, соединяясь с кислородом воздуха, сгорают. Видимое нами пламя есть не что иное, как факел горящих газов. Для их полного сгорания необходимо, чтобы газы хорошо перемешались с воздухом и чтобы их сгорание закончилось в топочной камере, так как вне топки температура недостаточно высока для полного сгорания газов. Поэтому необходимо, чтобы путь, на котором происходит перемешивание газов с воздухом и их сгорание, был достаточно длинным, т. е. чтобы топка была достаточно высокой.
Раньше, когда процесс горения еще не был хорошо изучен, неправильно считали, что, чем меньше расстояние между колосниковой решеткой и поверхностью нагрева и чем сильнее пламя «лижет» котел, тем, лучше будет отдаваться тепло. В действительности же горящие газы при соприкосновении со стенками котла с температурой 150— 200° С охлаждаются и разлагаются, причем содержащийся в них углерод выделяется в виде сажи. В результате из трубы выходит густой черный дым. При полном сгорании газов в больших топках дыма не будет.
В XX веке начали сжигать топливо в виде очень мелкой пыли, которая вдувается в топку и сгорает на лету. Для этого требуется особенно тщательное перемешивание пыли с воздухом и длинный путь, чтобы пыль успела полностью сгореть. Если учесть, что в современном котле сжигается в час до 25—50 тонн угольной пыли, то будет понятно, почему топочная камера должна быть объемистой и высокой.
Кроме описанных котлов со значительной паропроиз - водительностыо, существуют многочисленные типы мелких вертикальных или, как их иногда называют, «самоварных» котлов. Наиболее распространенные вертикальные котлы изображены на рис. 2, о. Устройство и их действие не нуждаются в особом пояснении. Эти котлы не имеют обмуровки, не требуют отдельно стоящей дымовой трубы и применяются для отопления (например, вагонов) и в очень мелких производствах.
Есть еще своеобразные котлы, хотя и мало распространенные, но интересные по принципу работы и устрой
ству. Это котлы беспламенного горения (рис. 8, а). В передней части каждой трубы этого котла находится камера,
Огнеупорная набивка |
Газ а воздусл |
Водяное пространство |
Вода |
Паровое пространство Привод от электродвигателя |
2) Газ и воздух |
Рис. 8. Схемы необычных котлов: А — котел беспламенного горения; б — вращающийся котел; в — котел «Атмос»; г —горелка для сжигания топлива под водой. |
л3)
Пар
В которой производится сжигание смеси газов и воздуха; остальная часть трубы заполнена кусками огнеупорной
Массы. Во время работы котла эти куски раскаляются добела и излучают теплоту стенкам трубы. Отдача тепла при этом происходит настолько интенсивно, что с каждого квадратного метра поверхности трубы снимается большое количество пара, а температура газов в конце короткой трубы лишь немного превышает температуру воды в котле.
Котел беспламенного горения имеет большое сходство с самоваром. В последнем уголь точно так же раскаляется добела и вода закипает гораздо скорее, чем при разведении самовара чурками.
Идею интересного турбокотла предложил в России в 1898 г. В. А. Вольский; позже эту идею использовал в Германии Форкауф. Турбокотел — это вращающийся котел (рис. 8, б). Представим себе изогнутую вращающуюся трубку, заполненную водой и нагреваемую только с одной стороны (в данном случае с правой), где будет образовываться пар. При вращении трубки центробежная сила воды в левом колене будет больше, чем в правом колене, где находится легкий пар. Поэтому в трубке возникает давление. Можно сделать так, чтобы образующийся пар приводил в движение паровую турбину, которая будет вращаться вместе с парообразователем.
К вращающимся котлам относятся также котлы «Атмос», изобретенные шведским инженером Блумкви- стом. В первоначальном виде эти котлы состояли из нескольких труб (рис. 8, в), вращающихся со скоростью около 300 оборотов в минуту. Вода впускается в один конец трубы в таком количестве, чтобы она только частично заполняла трубу и вращалась вместе с ней. Вследствие центробежной силы вода прижимается к поверхности трубы подобно тому, как вода прижимается к дну быстро вращаемого рукой ведра. Прижимаясь к поверхности трубы, вода смывает образующиеся на ней пузырьки пара, и он скопляется в середине трубы, выходя через другой конец ее. Таким образом, пар находится не над водой, а внутри нее. В более поздние конструкции котла внесены значительные изменения, в частности, уменьшено число оборотов ротора.
Наконец, познакомимся еще с одним типом котла — с котлом подводного горения. Действует этот котел так.
Смесь газа и воздуха под давлением сжигается в горелке с дырчатым диском из огнеупорного материала (рис. 8, г). Этот диск накаливается и поддерживает равномерное горение. Пламя выходит из отверстий в боковой поверхности горелки, опущенной в воду, и испаряет ее. Разумеется, что давление горящей смеси внутри горелки должно быть выше, чем давление слоя воды над ней. Подводное горение может найти лишь ограниченное применение, например для испарения вредных жидкостей, и непригодно в тех случаях, когда требуется чистый пар.
Общее развитие техники за последние десятилетия отразилось и на совершенствовании паровых котлов. Если в 1913—1915 годах давление 12—15 атмосфер считалось высоким, то в настоящее время давление до 30 атмосфер считается низким.
Современные паровые котлы имеют давление выше 100 атмосфер и вырабатывают до 300 тонн пара в час. Однако и это не предел. Директивами XX съезда КПСС предусмотрено строительство котлов, каждый из которых обеспечит паровую турбину мощностью 300 000 киловатт. Давление пара в этих котлах будет 300 атмосфер при температуре перегрева 650° С, выработка пара до 1000 тонн в час. Высота таких котлов будет не ниже десятиэтажного дома; в сутки каждый из них будет сжигать угля около 50 железнодорожных вагонов.
Обслуживание огромных паровых котлов теперь механизировано, Доставка топлива в котельное помещение производится почти без участия человека: из вагонов оно поступает в бункера, а из них вагонетками или посредством непрерывно движущейся ленты подается непосредственно к котлам. Ручная загрузка топлива в топку производится только в мелких установках, на передовых же электростанциях освоена автоматическая подача топлива, воды и воздуха в зависимости от количества пара, вырабатываемого котлом.
Тяжелая работа по очистке топки от золы и шлаков и их транспортирование механизированы: шлак и зола смываются из сборников и сильной струей воды передаются по трубам на большое расстояние.