ВНУТРЕННИЕ УСИЛИЯ И ДЕФОРМАЦИИ ПРИ СВАРКЕ
Напряжения и деформации от продольной усадки в сварных двутаврах
Сварная двутавровая балка представляет собой два сварных тавра, соединенных в одно целое поверхностями наружных торцов своих стенок (фиг. 89, а). Определение активной зоны поясных смежных швов и активного внутреннего усилия Р, порождаемого продольной усадкой этих швов, производится по ранее приведенным формулам.
Активное внутреннее усилие поясных смежных швов двутавровой 'балки
Р = от Fc, (226)
где Fc — поперечное сечение активной зоны двух поясных смежных швов;
от — остаточное напряжение растяжения в активной зоне, равное пределу текучести металла.
Активные внутренние усилия каждой пары поясных смежных швов при одном и том же сварочном режиме их выполнения будут одинаковы по величине и по направлению.
Реактивное напряжение осевого сжатия о2, действующее в поперечном сечении двутавровой 'балки, за исключением поперечного сечения активных зон определится по известной формуле
где F — поперечное сечение двутавровой балки;
Fc — поперечное сечение активной зоны двух поясных смежных швов;
Р — активное внутреннее усилие от продольной усадки двух поясных смежных швов.
Фиг. 89. Сварочные напряжения в двутавровой балке: а — сварная балка; б — эпюры остаточных напряжений в полках и стенке. |
На фиг. 89, б .показаны эпюры остаточных напряжений от продольной усадки в поясах и стенке сварной двутавровой балки.
Поясные угловые швы в сварных двутавровых балках расположены симметрично относительно обеих ее центральных осей, поэтому при одинаковом сварочном режиме их выполнения продольные активные и реактивные внутренние усилия будут симметрично расположены относительно центра тяжести ■поперечного сечения балки и будут равны между собой. Равнодействующая активных внутренних усилий всех швов будет приложена в центре тяжести поперечного сечения балки, поэтому результирующий изгибающий момент от действия продольных внутренних усилий равен нулю. Прогиб в сварной двутавровой балке, ввиду отсутствия изгибающего действия остаточных продольных внутренних усилий, порождаемых сваркой, теоретически тоже должен отсутствовать.
Общая остаточная деформация сварной двутавровой балки от продольной усадки поясных швов проявилась бы только в укорочении ее длины Д/, которое легко определить по формуле
Д/ = = s I, (228)
где 02 — остаточное реактивное напряжение осевого сжатия от действия продольной усадки;
Е — модуль упругости металла балки;
I — длина балки.
Фактически прогиб в сварной двутавровой балке был бы устранен, если бы все четыре поясных шва были выполнены одновременно или если бы при выполнении поясных швов соблюдалась такая последовательность, при которой деформация изгиба, вызванная наложением одних швов, полностью устранялась бы наложением последующих швов.
На самом деле при изготовлении сварных двутавровых балок выполнение поясных швов производится 'неодновременно, а правильная рациональная последовательность наложения поясных швов, приводящая - к минимальному, мало заметному прогибу, практически неївсегда выполнима.
Сварочные деформации изменяются после наложения каждого шва или его участка при изготовлении сварных соединений и сварных конструкций. Остаточные деформации накапливаются в процессе всего дикла сборки и сварки, и величина их в значительной мере зависит от технологической последовательности сборочных и сварочных операций при изготовлении сварных конструкций.
Правильная последовательность выполнения параллельных швов двутавровой балки в целях уменьшения остаточного прогиба 'будет такая, когда прогиб, вызванный в конструкции наложением одного шва, устраняется обратным прогибом после наложения другого (последующего) шва. Нуіжно учитывать, что для полного устранения прогиба сварной конструкции, образовавшегося после выполнения какого-либо шва, необходимо, чтобы изгибающий момент, вызванный внутренними усилиями последующего шва, действовал в той же плоскости изгиба, имел противоположное направление и мог вызвать в сварной конструкции обратный прогиб, величина 'которого равна прогибу от предыдущего шва. Если в конструкции имеется несколько параллельных швов, то момент инерции сваренного поперечного сечения, противодействующего деформации изгиба, постепенно возрастает после выполнения каждого шва, что весьма затрудняет установление рациональной последовательности выполнения швов.
Рассмотрим возможные варианты технологической последовательности выполнения поясных швов при изготовлении сварных двутавровых балок и выясним влияние этой последовательности на образование остаточного прогиба в сварных балках. Возьмем вариант выполнения каждой пары поясных смежных швов двутавровой балки при вертикальном положении ее стенки. Этот вариант наиболее удобный в целях уменьшения количества трудоемких и громоздких кантовок собранной для сварки двутавровой балки. В собранной балке (фиг. 90, а) выполняют в нижнем положении поочередно или одновременно с обеих СТО-' рон стенки первую пару поясных смежных швов 1 и 2. Изгибающий момент от продольных внутренних усилий этих швов действует в плоскости стенки двутавровой балки и определяется по формуле (І222) или (224), как для сварки таврового соединения. Верхняя полка балки присоединена к стенке только прихватками, которые почти никакого противодействия изгибу свариваемой балки оказать не могут. По сути изгибающий момент М от внутренних усилий первой пары смежных швов І и 2 действует только на тавровое сечение. Остаточный прогиб /і после 184
выполнения первой пары смежных швов 1 и 2 определится ПО’ формуле (205) и будет равен
А = ш, ’ (229>
где Ml — изгибающий момент внутренних усилий, возникших после выполнения первой пары смежных швов 1 и 2;
I — длина балки;
/1 — момент инерции таврового сечения, составленного нижним поясом и стенкой;
Е — модуль упругости металла.
Прихватки |
Фиг. 90. Варианты последовательности наложения поясных швов при сварке двутавровой балки: а — заварка первой пары поясных смежных швов; затем второй пары; б — заварка поясных швов накрест; в — сварка в лодочку; г — сварка односторонних швов; д — одновременная прихватка на обоих односторонних швах; е — одновременная сварка обоих односторонних швов. |
д) е) |
Затем балка будет перекантована на 180° и в нижнем положении будет заварена вторая пара - поясных смежных швов 3 и 4. Принимая расстояние от центра активной зоны швов 3 и 4 до
центра тяжести двутавра. приближенно равным, определим
изгибающий момент М2 от действия внутренних усилий швов 3 и 4 по формуле (224)
где Р02 — условное начальное усилие швов 3 и 4, определяемое по формуле (МО); h — высота стенки двутавровой балки.
Момент М2 будет действовать в противоположном направлении по отношению к моменту от первой пары смежных швов Ml. Изгибающему действию момента М2 будет противодействовать момент инерции поперечного сечения сварной двутавровой балки, который значительно превышает момент инерции поперечного сечения таврового соединения. Прогиб, вызываемый действием момента М2, будет
(231)) |
f __ М212 '2 ~
где I — длина балки;
J — момент инерции поперечного сечения сварной двутавровой балки.
Для устранения остаточного. прогиба в сварной двутавровой ■балке после выполнения всех швов необходимо, чтобы прогиб /2 от второй пары смежных швов 3 и 4 по абсолютной величине был (равен прогибу fi, образовавшемуся после заварки первой пары смежных швов 1 и 2. Так как активные внутренние усилия Р каждой пары смежных швов будут (равны между собою, а остаточное реактивное напряжение осевого сжатия о2 после выполнения всех четырех поясных шеов сварной балки будет по величине мало превышать реактивное напряжение осевого сжатия, которое было в одном поясе и стенке после выполнения первой пары смежных швоїв / и 2, то в первом приближении мо - жіем считать, что условные начальные усилия каждой пары смежных швов равны между собой, т. е. Ро = Ро2• Учитывая это условие и исходя из формул (229) и (231), установим соотношение между прогибами f и f2
fi Mil28EJ Р oi i/o J 2і/0У
f2 ~ 8Е^М21* ~ P020,5hJ1 ~
где уо — расстояние от центра тяжести поперечного сечения таврового соединения до центра тяжести сечения активной зоны двух смежных поясных швов;
/1 — момент инерции поперечного сечения таврового соединения;
J — момент инердии поперечного сечения двутавровой 'балки;
h — высота стенки.
Величина уо для тавровых соединений сварных двутавровых балок составляет примерно одну четверть или одну треть высоты стенки, т. е. ї/о=(0,25--0,33)й (см. фиг. 86). Момент инерции поперечного сечения сварной двутавровой балки превышает момент инерции поперечного сечения сварного таврового соединения больше, чем в два раза, в чем легко мо'жно убедиться путем соответствующих подсчетов. Из этих условий вытекает, что зна - 2 ynJ
чение отношения, составляющее вторую часть уравнения
(232), больше единицы, т. е.
Tj[ = (0.50 ч-0,66) -£ > 1, (233 а)
поэтому отношение прогибов
(233 6)
Таким образом в сварной двутавровой балке, у которой в первую очередь заваривали оба смежные поясные швы, всегда будет остаточный прогиб /0 © сторону полки, на которой выполняли первые поясные швы. Величина остаточного прогиба в сварной двутавровой балке равна разности абсолютных значений прогибов fi и /2, т. е.
Для уменьшения остаточного прогиба fo поясные швы двутавровой 'балки целесообразно выполнять в крестообразном порядке, при котором внутренние усилия только одного первого шва будуг вызывать изгиб таврового соединения (фиг. 90,6). Внутренние усилия остальных трех поясных швов будут действовать на двутавровое поперечное сечение «и прогибы, вызываемые противоположными швами, будут соответственно друг друга исключать. Остаточный прогиб после сварки двутавровой балки при крестообразном порядке выполнения поясных швов почти не наблюдается. Крестообразный порядок наложения поясных швов требует увеличения числа кантовок собранной двутавровой балки, так, как после выполнения каждого поясного шва необходимо кантовать балку для выполнения в нижнем положении противоположного ему шва. іПри автоматической сварке под флюсом наиболее целесообразно угловые швы тавровых соединений выполнять в лодочку (фиг. 90, в). Выполнение углового шва в лодочку обеспечивает равномерный нагрев полки и стенки таврового соединения, хороший провар вершины углового шва и удобное положение балки для удержания флюса. Указанные преимущества автоматической сварки под флюсом угловых швов в лодочку оправдывают добавочное число кантовок для сварки двутавровой балки.
Если при изготовлении двутавровой балки первыми варить односторонние швы 1 и 2 при горизонтальном положении стенки (фиг. 90,г), а после кантовки вторую пару односторонних швов 3 и 4, то остаточный прогиб в плоскости стенки почти не наблюдается. Прогиб из плоскости стенки тоже мало заметный. Это объясняется тем, что внутренние усилия обеих пар односторонних швов действуют на двутавровое поперечное сечение, поэтому остаточный прогиб из плоскости стенки, вызванный первой парой односторонних швов 1 и 2, будет устранен обратным прогибом после выполнения второй пары односторонних, швов 3 и 4 (фиг. 90, г).
В целях увеличения несущей способности сварных двутавровых и коробчатых балок высоту их увеличивают, причем для поясов берут листовой прокат более толстый, а для стенок сравнительно тонкий. После сварки балки ее стенка, будучи сжатой активными внутренними усилиями поясных швов, теряет устойчивость и коробится в виде вьгпучин и волнистости. Весьма эффективным мероприятием против коробления является 'предварительное растяжение стенки перед сваркой двутавровой балки. В настоящее время существуют механизированные поточные линии для изготовления сварных двутавровых балок с предварительным растяжением вертикальной стенки. Стенка балки в горизонтальном положении растягивается до заданного упругого удлинения и к ней приставляются пояса. Производится односторонняя прихватка растянутой стенки к поясам двумя автоматами сплошными малокалиберными швами (фиг. 90, д). После
187
прихватки стенка освобождается от действия механизма растяжения и 'производится сварка собранной балки в лодочку двумя автоматами при горизонтальном положении стенки, как показано на фиг. 90, е.
Для повышения жесткости. сварных двутавровых балок ставят ребра жесткости. При оборке балки для ручной сварки ребра жесткости приваривают по мере выполнения поясных швов.
При автоматической сварке поясные швы выполняют до расстановки ребер жесткости, а после сварки поясных швов устанавливают ребра жесткости и приваривают их. Следует указать, что заварка поясных швов до расстановки и приварки ребер жесткости целесообразна с точки зрения уменьшения остаточных напряжений в поясных швах. При приварке ребер жесткости от поперечной усадки возникают внутренние усилия, под влиянием которых происходит поперечное сокращение стенки и поясов е местах приваренных ребер, вследствие чего балка укорачивается. При этом снижаются остаточные напряжения растяжения в поясных швах, вызванные продольной усадкой.