Внезапное изменение момента нагрузки при постоянной скорости ветра
Предположим, что во время работы ветродвигателя при постоянной скорости ветра момент нагрузки внезапно изменился и в течение всего периода переходного процесса сохранялся постоянным. Тогда в соответствии с уравнением (2-21) § 2-4 частное решение по координате Х запишется в виде:
Х10 = — 7------ ^------- . f(t), (2-38)
Где f(t) — зависимость функции времени, характеризующая изменение момента нагрузки.
Для этого случая в качестве начальных условий могут быть приняты: л:1(0) = 0, х,(0) = 0, /7Ла(0) = 0 или л:!(0) = 0, л:2(0)'=0,/72л-а(0) = 0. Такие начальные условия равнозначны и не противоречат исходной системе уравнений.
Так как процесс движения рассматриваем при v — = cons(, т. е. рь = 0, исходная система уравнений (2-20) § 2-4 после подстановки в нее начальных условий ^(0) = 0, х2(0) = 0, /7Л2(0) = 0 дает:
ТіРХі (0) = —/(0. 7І/Лка(0) = 0,
Откуда
Как следует из (2-37), для определения произвольных постоянных необходимо иметь значения первой и второй производной как для частного, так и для общего решения.
Так как в данном случае внешнее возмущение рассматривается в виде мгновенного скачка момента нагрузки от одного постоянного значения к другому, согласно выражению (2-38) все производные от хо 'будут равны нулю.
Чтобы найти значение второй производной от хх, продифференцируем пёрвое уравнение исходной системы (2-20):
TiP**i + ЛпРХі а1грх, = 0.
Подставляя в него принятые начальные условия и значение первой производной из (2-39), получим:
7-^-^/(0 = 0,
Откуда
Р*Мfit)- ' і
После подстановки в (2-37) значений х1 (0), л-10 (0) и их производных получим следующую систему уравнений для определения произвольных постоянных:
C-f А = .----- ^------ Г fit);
— СЯ — Aw - j - Bq = — ;
11
Ti
Величины Я, w и q определяются по корням характеристического уравнения (2-26) § 2-4.
Определив таким образом произвольные постоянные, можно вычислить общий интеграл движения:
^ = Се~и +е~« (A cos qt + В sin qt) - ■ fl ^ г f (t)
11 22 "2112/
(2-40)
И построить график изменения хх в функции времени.
Для координаты х2 будем иметь соответственно:
= сге~и +e~wi (A, COS qt 4- Вг sin qt) +
(2-41) |
F(0- |
(апаг, — a2lan)
Принимая те же начальные условия, получим следующие уравнения для определения произвольных постоянных Av Ct:
С. 4-л1== —,------------------ 7 F(t,
1 ' 1 (апа22~ а21а12)
-C1X+B1q-rA1w = 0; 4 А1 (w2 — q2) — 2B, qw = 0,
Где w и q имеют прежние значения.
Результат применения формул (2-40) и (2-41) показан на кривых рис. 2-21, которые на примере ветродвигателя 1D-18 характеризуют движение системы после полного сброса нагрузки.
Внезапное изменение скорости ветра при постоянном моменте нагрузки
Скорость ветра внезапно изменяется на величину ц и далее во время переходного процесса остается постоянной. При таком условии частное решение по коорди-
Натам х, и х2 будет иметь следующий вид:
(Mag —Mia)
Х. |
(аіі«22 — а21а12) |
_ — feta21) |
С точки зрения физического понимания процесса регулирования при наличии внешнего воздействия со стороны ветра начальные условия: (0) =0, х2ф)=0, рхг(0)=0 ближе к действительности. Поэтому будем принимать их как здесь, так и в дальнейшем.
Подставляя начальные условия в исходную систему (2-20) § 2-4, получим:
' і
Напишем уравнения для определения произвольных постоянных, полагая всё производные от Хю и х20 равными нулю:
/ |
— СЯ — Aw --Bq = ~ щ ' і Cr - f A(w3 — q2) — 2Bqw = — Ц-1 ц; |
Для координаты х,
С+л=
(feta22 — k2a12) |
Общие интегралы движения соответственно по координатам и хл будут:
(2-42)
-f В, sin qt) 4- (*'"»-*'"»>
11 7/1 (0,^22 — a2la,2
Характер движения системы при внезапном увели-
1
■■ Се~и+е~ш (A cos qt+ и 22 — агіаіг) Хг = e~wt (At cos у / - f - |
Чении скорости ветра на величину р,= -^показан на кривых рис. 2-22 для того же режима работы ветродвигателя, при котором исследовался сброс нагрузки. Внезапное увеличение скорости ветра мгновенно вызывает
Соответствующее увеличение и движущего момента
Ветродвигателя х3= При этом точка, характеризу
Ющая режим работы ветродвигателя, перемещается по исходной характеристике движущего момента, соответствующей углу фо, в направлении уменьшения числа моду
лей, так как в первое мгновение обороты ветроколеса еще не успевают измениться. Таким образом, степень увеличения движущего момента при таком внешнем возмущении будет в основном определяться аэродинамическими свойствами самого ветродвигателя (его аэродинамическими характеристиками) и кратностью порыва ветра.
Возможность появления на валу ветроколеса избыточного момента необходимо учитывать при определении запаса прочности отдельных элементов конструкции ветродвигателя и при исследованиях, связанных с обеспечением устойчивости работы генератора, когда ветроэлектрическая станция предназначается для параллельной работы с другими неветровыми электростанциями. В рассмотренном выше случае увеличение движущего момента не связано со снижением запаса прочности передачи, так как при заданных условиях (Жн = const) избыточный момент полностью будет расходоваться на ускорение системы. Однако при наличии в схеме передачи .мощности от ветродвигателя к генератору маховика (инерционного аккумулятора) увеличение движущего момента будет связано с соответствующими перегрузками передачи, а следовательно, и со снижением запаса прочности.
Возмущение рассматриваемой здесь системы в виде мгновенного увеличения скорости ветра при постоянном моменте нагрузки является до некоторой степени условным, так как в природных условиях нарастание скорости ветра при порывах происходит с ускорением, имеющим конечные значения, а время действия порыва часто меньше времени переходного процесса системы от данного возмущения. Поэтому результаты вычислений, характеризующие изменение регулируемой величины, в данном случае должны получаться несколько завышенными.