ВЭС, работающие параллельно с системами соизмеримой и несоизмеримой мощности
Введение ветроэлектростанций в баланс мощности или энергии энергетической системы дает, естественно, ощутимый энергетический эффект в том случае, если суммарная мдщность ветроэлектростанции будет составлять определенную относительно большую величину. Наращивание такой суммарной мощности ветроэлектростанции за счет отдельных агрегатов приводит к образованию многоагрегатньих ветроэлектростанций, на которых отдельные одноагрегатные ветроэлектростанции
Будут территориально достаточно удалены друг от друга. Для удешевления и упрощения эксплуатации та/ кие ветроэлектростанции должны быть полностью автоматизированы и допускать возможность управления ими на расстоянии.
Характерной особенностью кинематической схемы ветроэлектростанции с синхронным генератором^ работающей в системе соизмеримой и несоизмеримой мощности, является наличие в ее кинематической схеме устройства для ограничения мощности со стороньи ветроколеса.
Различные конструкции ветродвигателей, а также различные возможные принципы работы их регулирования хотя и приводят к нескольким вариантам кинематических и электрических схем ветроэлектростанций, но позволяют свести необходимое основное оборудование ветроэлектрической станции для общего случая к следующему: а) ветродвигатель с регулятором скорости; б) муфта свободного хода; в) ограничитель мощности; г) синхронный генератор; д) элементы первичной и вторичной электрических схем.
Электрические схемы первичных и вторичных цепей ветроэлектростанции с электромагнитной муфтой скольжения, работающей на более мощную сеть, показаны на рис. 4-20. Схема приводится в качестве примера, показывающего возможность автоматизации ветроэлектростанции на основе широко используемой на практике электрической аппаратуры с использованием переменного оперативного тока. Схема предусматривает наличие сборных шин генераторного напряжения. В случае перехода на схему блок генератор—трансформатор схема вторичных цепей в основе своей остается прежней и добавляются соответствующие реле защиты трансформатора рзт
Положение контактов на схеме показано дЛя условий, когда генератор ветроэлектростанции отключен от сети, а ветроагрегат остановлен. Включение схемьи производится от руки кнопкой или дистанционно при помощи контактов ДВ, находящихся в цепи катушки реле 1РП. Промежуточное реле 1РП срабатывает и своими пятью контактами включает следующие цепи:
1) через контакты 1РП-1 цепь собственной катушки, обеспечивая ее питание оперативным током после размыкания контактов ДВ;
2) через контакты 1РП-2 цепь катушки магнитного нускателя 1МП, включающего двигатель механизма пуска ветродвигателя;
3) через контакты 1РП-3 обмотку индукционноЛ) реле частоты 1ИРЧ к напряжению сети АсСс;
4) через контакты 1РП-4 обмотку индукционного реле частоты 2ИРЧ к остаточному напряжению генератора АгСг;
5) через контакты 1РП-5 цепь катушки магнитного
|
Т/гго |
ХсШоЬного Злентро - ' Тмагнигпная Муфта скольжения |
Рис. 4-20. Электрическая схема коммИ |
ЗР/7-5 |
ЗРП-І |
BM-t 11— |
'Zt" |
АЛ/— |
Пускателя, включающего устройство, подающее напряжение постоянного тока на обмотку возбуждения электромагнитной муфты скольжения. %
Будучи включенным с помощью магнитного пускателя 1МП, механизм пуска ветродвигателя обеспечивает возможность начала вращения ветроколеса под действием ветра. В цепи катушки 1МП установлен нормально замкнутый контакт ЗМП-1, размыкающий цепь питания 1МП и прекращающий действие механизма пуска ветродвигателя, если вслед за командой «пуск» непосредственно последует команда «останов», выполняемая путем замыкания контактов дистанционного отключения ДО, находящихся в цепи питания промежуточного реле дистанционного отключения 7РП.
Магнитный пускатель 1МП после окончания действия механизма пуска ветродвигателя отключается от сети посредством контактов конечного выключателя 1КВ-1, вмонтированных в механизм пуска.
В результате действия механизма пуска ветродвигатель разворачивается и достигает нормальной скорости вращения, при которой вступает в действие регулятор, скорости, ограничивая скорость вращения ветроколеса. Вместе с ветроколесом вращается ведущая часть электромагнитной муфты скольжения (индуктор), увлекая за собой ведомую часть, соединенную с генератором.
В процессе разворота ветроколеса и генератора и при самосинхронизации электромагнитная муфта скольжения работает в режиме недовозбуждения. Это обеспечивается путем введения последовательно с обмоткой возбуждения электромагнитной муфты скольжения добавочного сопротивления ДС ЭМС, которое гасит часть напряжения, подаваемого от источника постоянного тока. В связи с этим генератор разворачивается под действием небольшого момента с плавным подходом к синхронной скорости. Когда разность частот сети и генератора станет равна уставке реле ИРЧ, последнее срабатывает, и замыкает цепь реле 2РП.
Реле 2РП срабатывает и контактами 2РП-1 шунтирует кратковременно замыкающийся контакт реле ИРЧ.
Вторыми своими контактами 2РП-2 реле 2РП замыкает цепь обмотки реле ЗРП. После срабатывания реле ЗРП размыкает своими двумя парами контактов ЗРП-1 и ЗРП-2 депи обмоток 1ИРЧ и 2ИРЧ, предотвращая попадание полного напряжения на обмотку 2ИРЧ в момент включения генератора выключателем мощности ВМ в сеть. Двумя другими парами контактов ЗРП-З и ЗРП-4 замыкаются цепи включения выключателя мощности и одновременно автомата гашения поля' генератора АГП. Последний обеспечивает подачу возбуждения генератору путем закорачивания своими контактами АГП-2 сопротивления в цепи обмотки возбуждения возбудителя генератора. В цепь обмотки автомата гашения поля генератора АГП введены нормально разомкнутые контакты выключателя ВМ-3, предотвращающие возможность срабатывания АГП при выключенном выключателе генератора. Такая блокировка позволяет подавать возбуждение генератору при самосинхронизации только после включения его в сеть.
Блок-контакты выключателя мощности ВМ-1 и ВМ-2 . после его включения разрываются, благодаря чему обесточиваются обмотки промежуточных реле 1РП и 2РП. Этим обеспечиваются отсутствие постоянного обтекания оперативным током обмоток реле и подготовка схемы к повторной самосинхронизации.
Следующей операцией после осуществления самосинхронизации является набор агрегатом мощности. При использовании на ветроэлектрической станции электромагнитной муфты скольжения автоматизация загрузки станции осуществляется путем автоматической подачи полного напряжения на зажимы обмотки возбуждения электромагнитной муфты скольжения после включения генератора в сеть. Подача сигнала о закорачивании реостата гашения поля электромагнитной муфты осуществляется пятой парой Контактов реле ЗРП-5, находящихся в цепи реле 4РП, одновременно с подачей сигнала о включении выключателя ВМ. Постоянная времени нарастания тока возбуждения электромагнитной муфты близка по величине ко времени протекания процесса самосинхронизации, поэтому для предотвращения ухудшений условий самосинхронизации, связанных с появлением избыточного механического момента на валу генератора, подача напряжения на обмотку возбуждения электромагнитной муфты скольжения должна производиться после втягивания генератора в синхронизм, что в схеме достигается использованием реле времени 1РВ. В цепь обмотки этого реле введены блок-контакты ВМ4 выключателя, допускающие выключение гашения поля электромагнитной муфты только после включения генератора в сеть.
Для защиты генератора от сверхтоков, обусловленных короткими замыканиями, применены максимально токовые реле РТ с независимой характеристикой и реле времени 2РВ. Реле защиты действует через общее выходное промежуточное реле защиты 6РП, которое обеспечивает выполнение следующих операций: отключение генератора от сети (контакты 6РП-6 в цепи отключения выключателя), отключение автомата гашения поля генератора (контакты 6РП-1), отключение питания обмотки возбуждения электромагнитной муфты (контакты 6РП-2 в цепи 2МП).
После отключения выключателя и останова ветродвигателя разрываются блок-контакты выключателя ВМ5 и контакты конечного выключателя механизма останова ветродвигателя 2КВ-1, обесточивая выходное реле защиты 6.РП. Сигнальное реле ЗРУ, включенное последовательно с реле 6РП, действует одновременно с ним. Размыкающиеся контакты этого реле ЗРУ-1, включенные в цепь обмотки 1РП, не дают возможности включить схему пуска станции, пока вручную не будут возвращены на место повернувшиеся флажок и контактная система этого реле. Регулятор напряжения, используемый на ветроэлектрической станции, должен иметь устройство токовой стабилизации, предотвращающее при регулировании возбуждения перегрузку генераторов реактивными токами. Одновременно регулятор напряжения должен обеспечить максимальное (потолочное) возбуждение при кратковременных аварийных режимах, сопровождающихся снижением напряжения. Если автоматический регулятор напряжения не может обеспечить потолочное возбуждение, то в схему автоматики ветроэлектрической станции должно быть введено релейное устройство форсировки возбуждения по типу, описанному выше при изложении электрической схемы ветроэлектрической станции с резервным неветровым двигателем равной мощности.
Описанная выше схема автоматики в части пуска ветродвигателя и набора агрегатам мощности предполагала наличие в качестве регулятора момента ветродвигателя электромагнитную муфту скольжения. В случае применения на ветроэлектростанциях ветродвигателей с другими типами регуляторов числа оборотов 'и момента вращения или в целом имеющих другие конструктивные схемы, естественно, отдельные узлы схемы автоматики изменятся в зависимости от характера технологических операций, связанных с пуском ветродвигателя и набором агрегатом мощности, а также в связи с появлением необходимости контроля различных неэлектрических величин в отдельных узлах ветроагрегата.