TOC o «1-3» h z СИНХРОНИЗАЦИЯ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИИ *
•Применение на генераторах ВЭС точной синхрониза - ] ции весьма затруднительно и фактически не имеет места. I
Успешное включение синхронного генератора в сеть
По методу точной синхронизации предполагает, что под - |
Ключаемая машина после включения не выпадает из син - j
Хронизма, и толчок тока, возникающий при включении, ^
Не превосходит допустимого значения. Условие сохране - J
Ния устойчивости предопределяет предельные значения |
Скольжений, 'которые могут быть допущены в момент |
Включения (здесь скольжение определяется разностью в момент включения угловых скоростей, работающего и приключаемого генераторов). Условие предельного толчка тока приводит к определенной величине угла 6, допустимого в .момент включения (угол 5 является углом сдвига вектора е. д. с. за синхронным реактивным сопротивлением относительно вектора наїпріяжения).
На рис. 4-4 приведены диаграммы! предельных сюоль-
Жепий s= ---- , найденные, исходя из условия устойте
Чивой синхронизации ВЭС D-18, и таїм же нанесена зона допустимых углов включения, полученная по условию допустимого толчка тока при включении (заштрихованная площадка). Из рис. 4-4 видно, что даже при отсутствии избыточного момента область успешной синхронизации, ограниченная двумя указанными выше семействами кривьих, определяет малые величины допустимых скольжений и углов включения. Появление на валу генератора избыточной мощности Р (обозначенной в долях от номинальной) заметно суживает область успешной синхронизации. Между тем вследствие практически непрерывной пульсации скорости ветра неизбежно наличие на валу генераторов ВЭС избыточного момента той или иной величины.
Из рис 4-4'также следует, что допустимые по условию устойчивости величины скольжений обратно пропорциональны величине механической ПОСТОЯННОЙ инер-
Ции Тг= —-, увеличение которой, характерное для /ин
Ветроагрегатов, суживает область успешной синхронизации.
Метод самосинхронизации по сравнению с точной синхронизацией позволяет расширить пределы допустимых скольжений при включении генератора в сеть, а также не требует проверки фазы включения. На этих основаниях, а также имея в виду простоту операции включения и надежность ее осуществления, самосинхронизация является практически единственным способом синхронизации генераторов ВЭС.
Обычно при самосинхронизации принимается, что действующее значение периодической составляющей тока
'к |
Tr-43,6 сек Тг= 25,6 Сек |
Рис. 4-4. Области успешной синхронизации. |
Переходного процесса при включении должно удовлетворять условию
И-
3,5, (4-2)
Xd + хс
Где Uс — напряжение сети; /
Xd — переходное реактивное сопротивление генератора;
О
— реактивное сопротивление Связи между генератором и сетью.
Здесь и в дальнейшем тексте этого параграфа все величины, если нет оговорки, даны в системе относительных единиц.
Нахождение предельных значений скольжения и ускорения при самосинхронизации требует рассмотрения движения ротора генератора при включении в сеть. Методика такого исследования достаточно сложна, являясь одним из специальных вопросов теории синхронных машин. Для практических целей оценка начальных условий, допустимых при самосинхронизации, может быть произведена на основе сопоставления электромагнитных и механических моментов, действующих на вал синхронного генератора.
При отсутствии возбуждения вхождение в синхронизм для явнополюсных генераторов определяется наличием реактивного момента синхронного генератора. При включении генератора с частотой вращения, меньшей частоты сети (скольжение генератора s<0), самосинхронизация будет успешной при условии, что величина избыточного момента со стороны ветродвигателя будет не больше максимальной величины реактивного момента генератора:
Изб г макс 2 . xdx • С4-"4)
В случае, когда s>>0, избыточный механической момент должен дополнительно удовлетворять условию
М <М k—~- Xd~Xd. $Td
Тязб ср-ас* 2 „ ' ■ , ,qT' » ' ^
Xdxd п
Где U — напряжение сети;
Xdи xq~ синхронное реактивное сопротивление генератора соответственно по продольной и поперечной осям;
Мср. ас — постоянная составляющая асинхронного момента синхронного генератора при наличии скольжения ротора, называемая средним асинхронным моментом;
K — коэффициент, учитывающий наличие периодических составляющих асинхронного момента
Синхронной машины, обусловливающих снижение величины допустимого избыточного момента и имеющий величину порядка fe = 0,8;
Td = Td - * ^ £—постоянная времени обмотки возбуждения генератора (ротора) по продольной оси в переходном режиме (при короткозамкну - той обмотке статора), сек Td —постоянная времени обмотки ротора при холостом ходе (разомкнутой обмотке статора), сек.
По предельному избыточному моменту, определенному по (4-3) и (4-4), находится допустимое ускорение при включении генератора по методу самосинхронизации. Величина допустимого ускорения определяется из уравнения движения системы ветродвигатель—генератор по формуле:
Где / — частота сети; Л1изб — избыточный механический момент;
Тг— механическая постоянная инерции агрегата, сек.
Так ка, к реактивный момент имеет период в 2 раза меньший периода синхронного момента, то в случае вхождения генератора в синхронизм за счет реактивного момента при последующей подаче возбуждения возможен поворот ротора в пространстве на 180° (электрических). При этом будут наблюдаться качания ротора и толчок тока.
Во избежание указанного обстоятельства рекомендуется производить возбуждение ротора непосредственно после подключения обмотки статора генератора к сети. Возникающий при этом синхронный момент в конечном итоге и втягивает ротор генератора в синхронизм. Опасаться возникновения каких-либо толчков при подаче возбуждения не следует, так как синхронный момент нарастает постепенно, согласно выражению
Где Ed — э. д. с. генератора за синхронной реактивностью по продольной оси;
8 — угол сдвига вектора э. д. с. Ed относительно вектора напряжения U.
Рекомендуемая при самосинхронизации форсировка возбуждения должна обеспечить напряжение возбудителя, равное 75—100%' его напряжения при номинальном режиме генератора. Тогда максимальный синхронный момент по величине значительно больше реактивного, и величина допустимого избыточного момента может определяться только из условия (4-4).
Следует отметить, что форсировка возбуждения при самосинхронизации оказывает благоприятное влияние на характер переходного процесса, сокращая длительность и глубину /посадки напряжения, особенно когда мощность подключаемого генератора соизмерима с. мощностью системы. Вместе с там при значительном увеличении возбуждения возможно возникновение качаний, что снижает эффект, достигаемый 'благодаря форсировке возбуждения.
Важное значение по соо-браженияім прочности конструкции имеет наибольшая величина момента вращения, возникающего при самосинхронизации.
Приближенно у генератора, не имеющего успокоительных обмоток, этот момент, называемый ударным, составляет:
Муа ~ 2----------- • (4-7)
Где в значения сопротивлении х и xd включено также сопротивление внешней сети.
Возникающий момент 'вращения частично воспринимается креплениями активной стали и станины статора к фундаменту, частично передается на вал между генера - тором и его первичным двигателем.
Отношение величины момента, переданного валу, к величине всего момента ;в первом приближении равно отношению махового момента первичного двигателя к маховому моменту всего агрегата.
Поскольку у ветродвигателей момент инерции вращающихся частей во 'много раз превосходит момент инерции генератора, на вал ветродвигателя будет передаваться почти весь момент вращения, возникающий при самосинхронизации.
Обычно включение генератора ветроэлектростанции в сеть производится во время разгона агрегата. Характер разгонных характеристик зависит от настройки регулятора ветродвигателя, а также скорости ветра в период разгона. На рис. 4-5 представлены возможные разгонные характеристики ветроагрегатов при скорости ветра, постоянной в процессе пуска. Кривая 1 соответствует настройке регулятора ветродвигателя на пониженную скорость вращения со1<<а)н, кривая 2—на по
Вышенную ю2>о)н и кривая 3 — на номинальную скорость вращения сон.
Наиболее простой и быстрой явилась бы самосинхронизация при пуске ветроагрегата по нормальной разгонной характеристике 3, если ускорение при подходе к номинальной скорости вращения в" не выходит за пределы, допускаемые по условиям самосинхронизации. Однако для ветродвигателей с центробежно-аэродинами - ческим стабилизаторным регулированием ©тот способ пуска применен быть не может, так как в конструкции регуляторов не предусмотрена возможность изменять на ходу предварительное натяжение пружины (уставку) регулятора. В самом деле, в случае затяжки пружины регулятора для поддержания скорости вращения, равной синхронной, ветродвигатель в момент синхронизации будет работать на характеристике, соответствующей углу поворота стабилизаторов р, определяемому моментом потерь холостого хода и скоростью ветра. В дальнейшем при синхронной работе центробежный регулятор не сможет проявить своего действия. Ручное же регулирование путем воздействия на муфту отводки, начиная с момента включения, будет возможно лишь в сторону уменьшения нагрузки. Таким образом, ветродвигатель будет работать по характеристикам, соответствующим углу р, фиксированному в момент синхронизации. Поскольку этот угол будет заведомо отличаться от нормального, соответствующего расчетным характеристикам, ветродвигатель не сможет развить полной мощности, определяемой скоростями ветра.
При пуске по сниженной разгонной характеристике/ после достижения агрегатом скорости вращения сої требуется, увеличивая натяжение пружины регулятора, начиная с точки а', обеспечить медленное повышение скорости вращения до момента включения генератора в сеть (точка б'). Таким образом, и в этом случае необходимо иметь возможность менять на ходу предварительное натяжение пружины (уставку) регулятора.
При настройке регулятора на скорость вращения выше номинальной 2 ветродвигатель после синхронизации сможет развить номинальную мощность. Причем это справедливо и для двигателей с центробежно-аэродина - мичееким регулированием, так как теперь угол стабилизатора до и в пределах синхронной скорости вращения не меняется и может оставаться равным первоначально установленному нормальному углу. Однако при подходе к номинальной скорости вращения (точка в') практически при любой рабочей скорости ветра неизбежно наличие избыточного момента той или иной величины, исключающего успешную самосинхронизацию. В связи с этим при пуске по повышенной разгонной характеристике, дав ветродвигателю разбежаться до числа оборотов начала регулирования со2, необходимо затем воздействовать на уставку регулятора (если это предусмотрено в его конструкции) или на муфту останова (у двигателей с цен - тробежно-аэродинамическим регулированием) и, начиная с точки а" медленно снижать скорость вращения ветроагрегата до момента включения генератора в сеть (точка б').
Быстрым и надежным для ветродвигателей с центро - бежно-аэродинамическим регулированием является пуск ветродвигателя по сниженным аэродинамическим харак-
Теристикам (кривая 4), перенеся начало регулирования
На СКОРОСТЬ ВращеНИЯ ВЬГШе СИНХРОННОЙ ( С02><°н)> что
При параллельной работе позволит ветроагрегату развить номинальную мощность.
Процесс пуска в целом* будет протекать следующим образом: применяемые на ветроэлектростанциях ветродвигатели быстроходного типа обладают малым начальным пусковым моментом, поэтому они пускаются по наилучшей аэродинамической характеристике. Этим обеспечиваются требуемый начальный пусковой момент на ветроколесе и большая величина ускорения агрегата в начале разбега. После того как ветродвигатель в процессе разбега пройдет число оборотов, соответствующее минимальному моменту его моментной характеристики (точка г рис. 4-5), воздействием на муфту останова ветродвигатель переводится на соответствующие сниженные аэродинамические характеристики в зависимости от наблюдаемой скорости ветра и медленно подводится. к номинальной скорости вращения с последующим включением (точка б). После осуществления самосинхронизации система регулирования ветродвигателя переводится в состояние, обеспечивающее возможность режима нормальной параллельной работы.