Расчет аэродинамических характеристик і ветродвигателя >и моментов, действующих на лопасти ветроколеса
Аэродинамической характеристикой ветродвигателя называют зависимость отвлеченного момента ветроколеса Мв и коэффициента использования энергии ветра
От числа модулей Z. Число модулей характеризует быстроходность ветродвигателя. Определяется оно отношением окружной скорости вращения ветроколеса радиусом R к скорости ветра, т. е Коэффициент
Использования энергии ветра мойсет быть найден из аэродинамической характеристики моментов:
Рис. 1-9. Изменение идеального коэффициента использования энергии ветра в зависимости от е. |
NR2 р ~2~ *R3 р ~2~
При расчетах и исследованиях работы ветродвигателя с электрогенераторами, приходится иметь дело со следующими величинами, определяемыми по аэродинамической характеристике (рис. 1-10) и характеризующими его аэродинамические свойства.
__ 1. Начальный момент иди момент трогания с места Мтр определяется точкой пересечения характеристики моментов с осью ординат
2. Максимальный момент, который может развить ветродвигатель, Лімакс. _
3. Нормальный (номинальный) момент Мн, развиваемый ветродвигателем при нормальном числе модулей ZH.
4. Нормальное число модулей ZH. Это число модулей, при котором коэффициент использования энергии ветра имеет максимальное значение £ = £ с.
Рис. 1-Ю. Аэродинамическая характеристика ветродвигателя. |
"н |
£цакс |
О |
5. Номинальная. скорость вращения ветродвигателя % определяется из выражения Zh = ; где vu — ско-
"н
Рость ветра, соответствующая началу регулирования.
З* |
35 |
6. Синхронное число модулей Z0 определяется точкой пересечения характеристики моментов с осью абс
цисс. По номинальным значениям ZH, шн, ии, Ми ветродвигатель рассчитывается на длительный режим работы.
Рассмотрим один из наиболее распространенных способов расчета аэродинамических характеристик быстроходных ветродвигателей, основанный на теории Г. X. Сабинина [Л. 2].
Разрежем площадь, ометаемую ветроколесом, цилиндрическими поверхностями, концентрическими с осью ветроколеса, на ряд кольцевых струй, которые вырежут из лопастей элементарные отрезки. Таким образом-, лопасть представится разрезанной на отдельные элементы длиной dr. На каждый такой элемент, находящийся на расстоянии г от оси ветроколеса, действуют аэродинамические силы dQ и dPa (рис. 1-7), которые создают моменты, стремящиеся повернуть его относительно двух осей: оси ветроколеса и продольной оси лопасти.
Аэродинамические характеристики вычисляют для каждого элемента лопасти отдельно, используя для этого следующие соотношения [JT. 2]: первое
Е і
Ibc^ = 8%r -77-:—ту;----------- г;-------------- j— , (1-38)
У (1 + е)(1 — ef (ctgp + (i)V 1 + ctg»p' V '
Позволяющее по выбранным геометрическим параметрам лопасти и заданным углам ее установки найти коэффициент торможения потока е на данном радиусе г в зависимости от угла атаки а, второе
Ш Dr., (1-39)
В 1 + е Ctgg + n *'
Определяющее характер изменения отвлеченного момента по радиусу; третье
Служащее для определения числа модулей Z по найденным значениям е и р-
Расчет производится обычно ^в следующем порядке. Задаются различными значениями угла а. Так как
Р = <р —f - a, a <р — угол установки лопасти задан конструкцией ветроколеса, то из соотношений (1-38)—(1-40) последовательно определяют е, dMB и Z. Чтобы получить полную характеристику, следует вести расчет для таких углов а, при которых коэффициент подъемной силы с изменяется от нуля до максимума.
По данным расчета сначала строят кривые, характеризующие изменение элементарного отвлеченного мо - Щ
Рис. 1-11. Характер изменения Рис. 1-12. Характер изменения ДЛЇ в зависимости от Z. в зависимости от г.
Ментач ДМв на каждом радиусе в функции числа модулей (рис. 1-11). Затем для определенных значений Z строится диаграмма распределения ДМв вдоль лопасти (рис. 1-12). Наконец, путем графического интегрирования кривых ДMB = f(r) находят значения отвлеченных
моментов Мв для всей лопасти при различных числах модулей, по которым строится аэродинамическая характеристика ветродвигателя.
Следует отметить, что подсчитанные таким образом значения Мв будут несколько завышенными, так как форму'лы, по которым производится расчет, не учитывают концевые потери, возникающие вследствие образования вихрей, сходящих с конца лопастей. Концевые потери определяются по формуле [JI. 2]
І |
4е2 |
Л1Г. |
2 (1 + е) |
(1-41) |
/ V |
8k
Где k — коэффициент, обычно принимаемый равным единице.
При подсчете концевых потерь значение коэффициента торможения е необходимо брать средним из его зна
Ем |
№ |
QJ0 |
Q06 |
От |
Оог |
Ю |
Рис. 1-13. Расчетная аэродинамическая характеристика ветроколеса ветродвиагателя 1D-18. I — с учетом концевых потерь; 2—без учета концевых потерь. |
4і |
Аг |
О |
Чении на радиусах конечного элемента лопасти. Формулой (1-41) можно пользоваться при Z > 2 (это вытекает из самого вывода формулы). На рис. 1-13 приведена расчетная аэродинамическая характеристика ветродвигателя 1D-18 с учетом и без учета концевых потерь. Как видим, концевые потери играют существенную роль. Их максимальная величина в ряде случаев доходит до 15—20% от максимального момента. Кроме концевьих потерь, имеются профильные іпотерм, потери на
Кручение уходящей струи и потери, происходящие вследствие неполного' использования всей ометаемой площади ветроколеса. Однако при определении аэродинамических характеристик ветродвигателей средней быстроходности (Z = 3—5) в первом приближении их можно не учитывать, так как они все вместе взятые по абсолютной величине Значительно меньше концевых потерь.
Аналогичным образом могут быть вычислены характеристики аэродинамических моментов, поворачивающих лопасти относительно их продольных осей. Необходимость в таких характеристиках появляется тогда, когда регулирование ветродвигателя осуществляется за счет поворота лопастей или их концов. Они нужны для расчета регулятора и исследования работы ветродвигателя в динамическом режиме. В этом случае как аэродинамические, характеристики, так и характеристики поворачивающих моментов на лопастях приходится рассчитывать для разных углов установки лопастей ср.
Расчетные углы ср обычно выбирают так, чтобы можно было исследовать работу ветродвигателя на режимах Z, соответствующих заданному диапазону изменения рабочих скоростей ветра. Как показывает опыт расчета, для этого оказывается достаточно рассчитать характеристики для трех углов ер 'при v = vH, f = f с и v =
= "H+3MaKC (например, 8, 12, 20 м/сек).
Как известно, выражение аэродинамического момента, стремящегося повернуть элемент лопасти относительно ее продольной оси, имеет вид:
И)?
DMa = mz0?-~-b2dr, (1-42)
Где т — коэффициент аэродинамического момента профиля относительно точки О (рис. 1-7), равный
С
Mz~mz — (xe cos a -f у0 sin ct.)-f —
~(х0 sin а— у0 cos а) .
В экспериментальной аэродинамике коэффициент аэродинамического момента профиля т задается отно
сительно передней кромки профиля как функция коэффициента с, т. е. mz = f(cy)._ Так как относительная скорость набегания потока на элемент лопасти равна:
= Vt + К+ uxJ= v (1 —Ђ)V 1 +Ctg2j3, выражение (1-42) можно записать в следующем виде: dMa = m^-f(l~-eV(l+ctg^) ЬЧг.
Q14
Чтобы получить отвлеченное значение этого момента, разделим обе части этого выражения на рR3-^-:
DK = m?0bl (1 - е? (1 + ctg2 Р) dr., (і.43)
И b г
Где и. г#=——относительные значения хорды
2 4 6 8 Ю IZ Рис. 1-14. Характер изменения ДМа в зависимости от Z. |
И текущего радиуса. 40
Выражение (1-43) позволяет вычислить и построить такие же характеристики Ma~f(Z), как это было сделано для вращающего момента ветродвигателя Мв. Если
Выбрать одни и те же сечения лопасти и принять при вычислениях общие значения углов атаки, то оба расчета могут быть объединены.
Характер изменения элементарных моментов АМа в зависимости от'г^ и Z показан на рис. 1-14 и 1-15.
Q1B
Q14
0,02О? Q4 0,5 QS 1,0 г Рис. 1-15. Характер изменения АМа в зависимости от г,. |
*
0,12 ЦЮ 0,08 0,06 0,0k
На рис. 1-16 даны аэродинамические характеристики и характеристики моментов, поворачивающих лопасти относительно их продольных осей, для различных углов установки лопастей ветродвигателя 1D-18. Абсолютные значения аэродинамических моментов, действующих на ветроколесо Мв и лопасти Жа, могут быть подсчитаны
Для каждого режима работы ветродвигателя по формулам:
Помимо аэродинамического момента на поворотные части лопастей при вращении ветроколеса действуют еще центробежные силы. Для определения величины момента от центробежных сил, поворачивающих лопасть относительно ее продольной оси, рассмотрим силы, действующие на элементарное сечение вращающейся лопасти, расположенное под углом' <р к плоскости вращения ветроколеса (рис. 1-17). Оси координат расположим так, чтобы ось oz совпала с продольной осыо лопасти, ось оу — с осью вала ветроколеса, а ось ох была перпендикулярна плоскости yoz.
Центробежная сила элемента сечения площадью ds будет равна:
DP = dz ds po)2r,
Где г— ^х2 - f - z2 — расстояние элемента от оси вращения.
Разлагая силу dP на две составляющие, параллельные осям ох и oz, заметим, что сила dQ стремится повернуть сечение лопасти относительно оси oz, а сила dT — переместить его вдоль оси oz. Из геометрических соотношений нетрудно убедиться, что сила
DQ = dz ds ршЪг
Остается неизменной при перемещении сечения лопасти вдоль оси OZ.
Величина момента от центробежных сил элементарного сечения лопасти, приходящаяся на длину dz, равна:
ЙМц — JJ югр ds х у dz = dz,
Где / —центробежный момент инерции поперечного сечения лопасти на радиусе r = z.
Полный момент, поворачивающий лопасть относительно оси oz, при данном расположении ее в принятой системе координат (т. е. при данном угле <р) буде т
У—■£>
= ^ = П-45)
Г=г„
Интеграл этого выражения представляет собой центробежный момент инерции всей лопасти / относительно оси oz. Отсюда следует, что для определения зависимости Л/ц = /(<р) должны быть найдены центробежные моменты инерции лопасти для различных углов ее установки.
Так как лопасти ветроколес, как правило, делаются полыми с каркасом нервюр и стрингеров и тонкой металлической или полотняной обшивкой, определение центробежного момента инерции лопасти сводится к нахождению суммы элементарных центробежных моментов инерции ее отдельных сечений. Для этой цели лопасть разбивают на ряд сечений, нормальных к оси oz, и совмещают их с плоскостью хоу. При наличии крутки все сечения должны быть расположены под соответствующими углами друг к другу, причем корневое сечение желательно расположить так, чтобы его геометрическая •хорда соівпадала с направлением оси ох.
По каждому сечению находят элементарные суммы:
2Д тх2, ЕД ту2, ЕД тху.
Далее путем суммирования сначала по отдельным сечениям, а затем по длине лопасти определяют момент инерции всей лопасти.
По элементарным моментам инерции относительно принятых осей координат можно определить элементарные моменты инерции относительно новой системы координат (х, у і) с тем же началом, но повернутой относительно оси oz на положительный угол ф, используя для этого следующие формулы перехода:
X, = xcoscp4-ysin <р;
У г = у cos ер - f л: sin <р;
ІХі = L со§2 V + І у sin2 9 - !ху sin 2ср;
'у, К cos2 V + І у sifl2 ? + by sin 2cf'
І*,У, = 2?+ (/,-/,) sin^.
При тонких и нбкрученЫх лопастях или лопастях, имеющих сравнительно небольшую крутку, для определения момента Мц можно пользоваться формулой
И л 2
Где ср0 — угол между геометрической хордой сечения лопасти на радиусе г = 0,7/? и осью, относительно которой центробежный момент инерции равен нулю; /л — осевой момент инерции лопасти; to — скорость вращения ветроколеса.