ОСНОВЫ АЭРОДИНАМИКИ ВЕТРОКОЛЕСА
Из трех классов ветродвигател'ей—крыльчатые, карусельные и барабанные — для ветроэлектрических станций, как правило, используются крыльчатые, как наиболее эффективные и обладающие наибольшей быстроходностью.
На рис. 1-6 показаіна схема крыльчатого ветроколе - са быстроходного типа, состоящего из четырех крыльев,
Рис. 1-6. Схема крыльчатого быстроходного ветро - колеса. |
Закрепленных на общей втулке. Втулка с крыльями устанавливается на горизонтальном валу, свободно вращающемся в подшипниках. Крыло состоит из маха и закрепленной на нем лопасти. Лопасть образует с плоскостью вращения некоторый угол <р, который называется углом установки лопасти.
При воздействии на ветроколесо воздушного потока на лопастях возникают аэродинамические силы, приводящие ветроколесо во вращение. На каждый элемент лопасти воздушный моток набегает с. относительной скоростью Wi под углом а, называемым углом атаки.
Рассмотрим скоростной и силовой треугольники элемента лопасти, взятого на радиусе г (рис. 1-7).
(1-12) |
Пусть ширина элемента равна Ь, а длина dr. Тогда площадь этого элемента будет:
Ds — b dr.
Проектируя аэродинамическую силу dR на оси х и у, получим соответственно элементарное окружное усилие dQ и элементарную силу лобового давления dPл.
Ось поборота лопасти - dP, |
Плоскость Вращения ветроколеса |
Центр давления |
Рис. 1-7. Треугольники скоростей и сил, действующих на ^лемент лопасти. |
В экспериментальной аэродинамике принято аэродинамические силы, действующие на элемент крыла, выражать через профильное сопротивление dPх и подъемную силу dPy. Как показано на рис. 1-7, эти силы можно получить, если спроектировать аэродинамическую силу dRa соответственно на направление относительной скорости и на нормаль к этой скорости. Тогда
ЙРл = dPy cos р + dPx sin £ dQ = dP sin p — dP cos I
Значения dP и dPx определяются По формулам:
DPу - J - ds;
U/i •
DPx = cxp -j - ds,
Где с и cx — коэффициенты подъемной силы и профильного сопротивления; р — массовая плотность воздуха.
Коэффициенты с и с^ характеризуют аэродинамическое свойство данного крыла. Их значения получают экспериментальным путем при продувках моделей крыла в аэродинамических трубах. Задаются они для каждого профиля крыла в виде зависимости cy = f(a) и cx = f(a).
Подставляя (1-12), (1-14) в выражения (1-13) и вводя
С
Величину обратного качества крыла р = —, после неко-
Су
Торых преобразований получим:
2 ї
Щ
АРл — сур Ь (C0SN~ $)dr> і
И)?
DQ = е^р —2~ b (sin p — jj. cos P) dr.
)
Чтобы определить значения dPл и dQ на каждом элементе крыла, необходимо знать его ширину Ь, величину и направление относительной скорости wx и угол а, позволяющий определить величину коэффициента су. Однако, как это видно из треугольника скоростей (рис. 1-7), для нахождения величины и направления вектора скорости w1 необходимо знать, кроме величины скорости ветра v и окружной скорости тг, еще величины скоростей о1п и и1п, называемых индуктивными. Скорости о1п и «,п возникают в результате воздействия вращающихся лопастей на поток. ПоэТйму нельзя решить задачу расчета ветроколеса, не зная характера деформации потока, обтекающего ветроколесо.
Впервые связь сил, действующих на ветроколесо, с конструктивными параметрами лопастей и индуктивными скоростями, возникающими в потоке, была установлена проф. Г. X. Сабинииум. Созданная им импульсная теория ветряных двигателей широко применяется до 'настоящего времени.
Рассмотрим основные положения этой теории.
Представим себе, что равномерный поток воздуха подходит к ветроколесу со. скоростью v (рис. 1-8). Вращающееся ветроколесо создает подпор, вследствие чего скорость потока по мере приближения к ветроколесу и некоторое время за ветрэколесом падает. Таким образом
Рис. 1-8. Элементарная кольцевая струйка и кольцевые элементы лопасти. |
В сечении 1-І скорость будет v1 = v~vln, а в сечении II-II— v2 = v — v2n (здесь vln и v2n—индуктивные скорости в сечениях 1-І и //-//). Давление воздуха в струе по мере приближения к ветроколесу повышается, но при прохождении через ветроколесо резко падает. За ветро - колесом образуется некоторое разрежение, которое в дальнейшем постепенно исчезает.
Вырежем из струи, обтекающей ветроколесо (рис. 1-8), на радиусе г элементарную кольцевую струйку толщиной dr. Воздух, заключенный в эту кольцевую струйку, действует на лопасти ветроколеса, вызывая силу лобового давления dPn и окружное усилие dQ. Вместе с тем по закону противодействия элементы лопастей, расположенные в кольцевой струйке, с такими же силами будут воздействовать на воздушный поток, в результате чего в нем возникнут осевые Vla и окружные и1п индуктивные скорости.
Напишем выражение для импульса осевой силы. Импульс силы равен приросту количества движения воздуха, проходящего через кольцевую струйку. Для интервала времени в 1 сек будем иметь:
DPJi~vdm — vadm—(v — v2)dm, (1-16)
Где
Dm = 2яг dr = const (1-17)
Есть масса воздуха, проходящая через кольцевое сечение в 1 сек, т. е. массовый расход струи, который в силу неразрывности потока будет одинаковым во всех сечениях.
Так как скорость в сечении //-// равна va — v — и2п, то выражение (1-16) можно записать в следующем виде:
DP=dmv2a. (1-18)
Окружное усилие dQ можно определить, применяя теорему о моменте импульса силы. До подхода к ветроколесу струя не вращается, поэтому секундный прирост момента количества движения будет равен dm X X и',п > где ип — скорость вращения струи непосредственно за плоскостью вращения ветроколеса. - Для интервала времени 1 сек получим:
DQr = dm-tin-r, (1-19)
■ |
Или
DQ — dm-u.
"In'
С достаточной точностью можно считать, что — — и2п, где и2п — скорость вращения струи в сечении II далеко за ветроколесом. Таким образом, выражение (1-19) можно записать так:
DQ= dm - и2п. (1-20)
Подставляя (1-17) в выражения (1-18) и (1-20), найдем:
DPJl = 2^v1v2ardr, | - dQ = 2«fv1u3ardr. f
Итак мы получили два вида форму^ для осевой и окружной силы (1-15) и (1-21): первый, — исходя из про
филя лопасти, беря в основу формулы экспериментальной аэродинамики, второй, — исходя из струи по секундному количеству движения и по моменту количества движения. Приравняв полученные выражения, будем иметь:
Ш t
ЙРл — cy? i b (cos p - f jj. sin p) dr = = 2rcpv^j - dr,
DQ = сі ~y b (sin p — [A cos p) dr =
= 2npv1u2nr dr,
Где і — число лопастей.
Эти формулы импульсной теории проф. Г. X. Сабинина являются основой всех конструктивных теорий расчета ветроколес. Разница между существующими. конструктивными теориями, позволяющими рассчитать и спроектировать ветроколесо, заключается в тех допущениях, которые делаются при подсчете индуктивных скоростей Vin, v2n и и1п, и2п.
В соответствии є вихревой теорией Н. Е. Жуковского
V2n ~ 2vln и й2п = 2й1п. (1-23)
По теории Г. X. Сабинина, учитывающей наличие присоединенных масс в струе за ветроколесом, соотношение индуктивных скоростей vln и v2a получается несколько иным, а именно:
2й1п
И2п=--------- (1-24)
1 + — 1 V
Полная осевая сила и окружное усилие всего ветро - колеса могут быть найдены по формулам:
U г„
(1-22) |
Где г0 —радиус нерабочей части ветроколеса, не участвующей в создании этих сил; R — радиус ветроколеса.
Момент относительно оси ветроколеса аэродинамических сил, действующих на элемент лопасти, равен:
■ dMB = dQr.
Полный момент всего ветроколеса получим, проинтегрировав выражение
Го
Силы Ял, Q и момент Мв обычно выражаются в отвлеченных безразмерных величинах, причем силы отно-
V2 V2
Сят к —, а момент к тс/?3р - j - и вводят обозначение
Называемое относительным радиусом. Таким
Образом, отвлеченное выражение сил и момента запишем в следующем виде:
ItR2? ~Y 2P - g - "Я* ?~2
Практически интегрирование выражений (1-25) и (1-26) осуществляется графически, путем построения
Диаграмм ^л = /(0> 5Г = = W - Нахождение
Яг « ■ аг
* # #
Этих зависимостей производится на основе решений двух уравнений связи.
Выразим равенства (1-22) через параметры потока, соответствующие плоскости вращения ветроколеса. Если принять соотношение индуктивных скоростей по теории Н. Е. Жуковского (1-23), то равенства (1-22) примут вид:
Wj sw (1-28)
' І
Возводя в квадрат и сложив оба эти уравнения,
После некоторых тригонометрических преобразований получим:
DPx |
"" (1 (1-29)
Wf 8-Г
По условию откуда
I+^^l+tgp»------- ^
Где — угол между dPy и (IR (рис. 1-7)
Подставляя (1-30) в (1-29) и извлекая квадратньпч корень из обеих частей равенства, получим:
V. W
1 1п =kibcy, (1-31)
Где ш1п = /rv2ln-- ип—относительная индуктивная скорость;
K — —----------------- коэффициент.
Onr COS [J.0
Это соотношение называется первым уравнением связи. Оно связывает скорости в струе (левая часть) с характеристиками профиля и формой лопасти (правая часть).
Если выражения (1-28) поделить одно на другое и заменить sin р и cos {3 их значением из треугольника скоростей (рис. 1-7)
Г Ml. > mi
То будем иметь:
"in (о. —Р""" —01и) = »1пК + І»01 + Иіи)- . (I-32)
Это выражение связывает окружную индуктивную скорость и1п с осевой индуктивной скоростью и1п и называется вторым уравнением связи. С помощью этих двух уравнений связи и решаются аэродинамические задачи, связанные с расчетом и проектированием крыльчатых быстроходных ветродвигателей.
При проектировании ветроколеса обычно задаются законом изменения осевой индуктивной скорости v 1п по радиусу г в плоскости вращения ветроколеса. По зависимости р1п =/(/•) и второму уравнению связи (1-32) определяют характер изменения окружной индуктивной скорости м1п =/(г). Знание индуктивных скоростей vln и и1п дает возможность определить треугольники скоростей и сил (рис. 1-7), действующих на отдельные элементы лопасти. Далее, на основании первого уравнения связи (1-31) для каждого элемента лопасти подсчитывают необходимые значения произведения ibc, позволяющие для выбранного профиля определить форму лопасти, т. е. <р(г) и b(r).
Имеется целый ряд практических методов расчета быстроходных ветродвигателей, подробное изложение которых можно иайти в работах [JT. 1—3].
Теперь выясним, какую долю энергии воздушного потока, проходящего через ометаемую поверхность ветроколеса, можно будет практически использовать с помощью ветродвигателя.
Согласно (1-1) и рис. 1-8 кинетическая энергия воздушного потока перед ветроколесом равна At —
Та* „ , т(в — v2nf =—g-» а за ветроколесом А2 = g • Но закону неразрывности потока секундная масса воздуха в каждом сечении является величиной постоянной и равной:
M — ?Fv = ?F1v1 = ?Fava, (1-33)
Где F, Fa — площадь поперечного сечения струи, соответственно в сечениях 0-0, 1-І и //-//.
Если положить, что потери на ветроколесе отсутствуют, то энергия, снимаемая ветроколесом, будет:
Л^Л-Л^^-^^^т^ {v-Щ (1-34) Пусть
И2п=2и1п.
Тогда,, подставляя (1-33) в (1-34), получим:
А = ?Р^2п (v-^-pFAv-v^v^ .
Умножим и разделим правую часть этого выражений На 2У3:
Взяв отношение энергии, снимаемой ветроколесом, к полной энергии ветра, в сечении 1-І, получим идеальный коэффициент использования энергии ветра:
РРгУ3 Л _ "in у Чп
2 v J v
Р F^3 Fiu3
= - е) (1-35)
Где е = коэффициент торможения потока в плоскости ветроколеса.
Выражение (1-35) показывает, что зависит от величины потери скорости воздушного потока при прохождении его через ветроколесо. Оно получено нами при соотношении индуктивных скоростей, вытекающем из вихревой теории Н. Е. Жуковского (1-23). Если же соотношение этих скоростей візять по теории Г. X. Сабинина (1-24), то идеальный коэффициент использования энергии ветра примет вид:
На рис. 1-9 приведена диаграмма изменения £г в зависимости от коэффициента торможения потока е, рассчитанная по уравнениям (1-35) и (1-36). Как видим, максимальное значение коэффициента использования энергии ветра равно (?г )макс = 0,593—0,687. Это есть предел, к которому должен приближаться коэффициент использования энергии ветра реальных ветродвигателей.
При выводе формул (1-35) и (1-36) не учитывались различного рода потери мощности, связанные с вращением ветроколеса в воздушной среде. К ним относятся: потери за счет образования. вихрей, сходящих с концов ло-
3-2412 33
ЙЗстей; профильные потери, йызванныё трейиём струй за ветроколесом и равные живой силе уходящей струи; потери вследствие неполного использования площади, ометаемой ветроколесом.
Практически максимальное значение коэффициента использования энергии лежит тз пределах £макс — 0,45— 0,5.
QB
О 0.2 Q4 QS 0,8 1,0 |
Q2