ОПЫТНЫЕ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
Рис. 6-9. Ветроагрегат £>=53 м, 1 ООО кет, Смит-Яутнэм (США). |
ПОСТРОЕННЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ЭНЕРГОСИСТЕМАХ меньше, чем при трёх, при'значительно меньшей стоимости изготовления ветроколеса. Поворотные лопасти имели профиль с постоянной хордой. Махи лопастей имели две подшипниковые опоры, одна из которых 1 с упорным и направляющим подшипниками помещалась в вершине А-образной рамы 2, а другая 3 — с направляющим подшипником — в основании этой рамы. Лопасти удерживались в положении перпендикулярном валу ветроколеса подкосами 4, которые крепились к вылету втулки с помощью демпферов 5. Благодаря этому при порывах ветра лопасти имели возможность перемещения іпо направлению ветра на угол 20° вперед и до 3° назад, чем уменьшались ударные нагрузки на лопасти. Регулирование скорости вращения двигателя производилось центробежным регулятором, действующим на гидравлический привод, изменяющий угол установки лопастей к плоскости вращения ветроколеса, Регулятор обеспечивал неравномерность скорости вращения в 0,01% номинального числа оборотов. Гибкое соединение редуктора с генератором с помощью гидромуфты[6] обеспечивало возможность действия скоростного регулирования ветроколеса 'при параллельной работе ветроагрегата с энергосистемой и защиту агрегата от перегрузки. Гидромуфта срабатывала при 110% номинального крутящего момента генератора. Соединение генератора с повысительным трансформатором было выполнено через скользящие контакты. Управление агрегатом было автоматизировано по типу управления гидроагрегатами. Агрегат начинал отдавать мощность при скорости ветра v = 7—8 м/сек и развивал номинальную мощность при = 13,4 м/сек, Синхронизация производилась точным способом, когда рабочая скорость ветра становилась устойчивой (о >8,9 м/сек). При средней многолетней скорости ветра vr =12,8 м/сек, которая предполагалась в месте сооружения станции, агрегат должен был давать около 4 000 ч использования установленной мощности. Однако за.4 года своей эксплуатации и испытаний он работал в течение лишь 1 040 ч, так как эксплуатация часто прерывалась ремонтами. Кроме того, средняя скорость ветра оказалась значительно меньшей, чем предполагалось. Основным недостатком конструкции была непрочность лопастей-, которая приводила к образованию трещин в лонжеронах и частым разрывам обшивки, особенно во время морозов. Одним из существенных недостатков был также перегрев гидромуфты, из-за которого агрегат не мог длительно нести нагрузку более 800 кет. Разрушение подшипника главного вала вызвало перерыв в эксплуатации агрегата почти на 2 года. Установка эксплуатировалась всего в течение четырех лет, пока в 1945 г. не произошла авария с обрывом одной из лопастей вследствие поломки ее лонжерона близ внешней опоры. Авария имела местЬ при небольшой скорости ветра и нагрузке в 30% от номинальной, что указывает на то, что излом был вызван усталостными напряжениями в металле от переменной нагрузки и вибрацией лопастей, а также местными напряжениями, вызванными поперечным сварочным швом, сделанным при ремонте лопасти. После этой аварии агрегат не был восстановлен, так как было отказано в финансировании исследовательских работ, необходимых для дальнейшей эксплуатации установки.
2. ВЭС на мысе Коста-Хэд (Оркнейские о-ва. Великобритания) с ветроагрегатом мощностью 100 кет. ВЭС Коста-Хэд (рис. 6-10, табл. 6-1, п. 5) построена по заданию Управления гидростанций Северной Шотландии фирмой Д. Браун [JI. 29]. Она расположена на прибрежном холме в одном из наиболее ветреных районов Великобритании. Ветроагрегат сооружен, как модель более крупных агрегатов этого типа для работы в местной энергосистеме параллельно с крупными дизельными электростанциями. Трехлопастное ветроколесо диаметром 15,2 м соединено через редуктор с асинхронным ге
нератором трехфазного тока мощностью 100 кет, 50 гц, 415 в, «синхр =750 об/мин, с фазным ротором. Генератор и редуктор, объединенный в одном блоке с муфтой сцепления и тормозом, установлены на головке двигателя в машинной кабине. Электроэнергия от генератора передается через кольцевой токосъемник со скользящими ^контактами и повыси- тельньий трансформатор в сеть 11 кв. Ветроколесо работает за 'башней. Поворот головки на ветер 'производится электроприводом, управляемым от флюгера по образцу Балаклавской ВЭС (§ 1-6). Для того чтобы вибрация ветроколеса не передавалась на башню, опора головки имеет шаровую поверхность, на которой головка может смещаться на небольшой угол в вертикальной плоскости, удерживаемая амортизатором. Лопасти ветроколеса имеют деревянные каркасы, обшитые фанерой красного дерева и обтянутые сверху пластичным материалом, вследствие чего вес лопасти
Составляет всего 68 кг. Поскольку агрегат рассчитывался на тяжелые ветровые условия, лопасти крепятся к тройнику универсальными шарнирами с демпферами. Это дает возможность упругого перемещения лопастей по направлению ветра и в плоскости вращения ветроколеса, что уменьшает ударные нагрузки.
Рис. 6-10. Агрегат D= 15,2 м, 100 кет ВЭС Коста-Хэд (Великобритания). |
Пуск агрегата производится при отключенной муфте сцепления одновременно со стороны генератора и ветродвигателя по сигналу электроанемометра при достижении скорости ветра 10 м/сек. Генератор пускается от сети в режиме электродвигателя при включенных в цепь ротора сопротивлениях. Когда скорость вращения ведущего вала редуктора станет равной 1,1 номинальной
скорости генератора, включается муфта сцепления. После включения муфты сопротивления в цепи ротора постепенно закорачиваются при помощи реле мощности, которое удерживает нагрузку в пределах 0—5 кет. Далее контроль над нагрузкой агрегата переходит к токовому реле, с помощью которого агрегат набирает нагрузку в соответствии со скоростью ветра. При скорости ветра ниже расчетной агрегат работает без регулирования. При больших скоростях ветра регулирование скорости вращения агрегата и ограничение отдачи агрегата производится центробежным регулятором, действующим на систему гидропривода лопастей. Кроме того, имеется подрегулировка скорости вращения с помощью актюа - тора, на который действует токовое реле и которым изменяется уставка скорости. вращения агрегата в зависимости от частоты сети. Агрегат автоматически отключается и останавливается при скорости ветра
Умакс = 26 М/сек и Vuan = М/сек.
С 1955 г. ВЭС находится в опытной эксплуатации, хотя работала мало, так как подвергалась доводке и переделкам, особенно в части крепления лопастей к тройнику. Основные затруднения вызывали вибрация ветроколеса и башни, а также качания регулятора. В частности, при принятой высоте башни частота ее собственных колебаний попадала в резонанс с частотой генератора при скорости вращения, немного ниже синхронной, что увеличивало вибрацию. Серьезные затруднения вызывала коррозия металла. Выполненная конструкция агрегата (вес 20 г) считается несколько утяжеленной, что явилось следствием ее усложнения, как опытной модели более мощного агрегата.
3. ВЭС с ветроагрегатом мощностью 100 кет системы Андро с пневматической передачей (Великобритания) (рис. 6-11 и табл. 6-1, п. 6). Ветроагрегат этой установки системы Андро (Andreau), так же как и предыдущий, является моделью более мощного агрегата. Агрегат построй фирмой Энфильд и смонтирован в 1954 г. в Великобритании по заказу Управления электроснабжения. После предварительных испытаний он перевезен для постоянной эксплуатации в Алжир [JI. 30].
Агрегат имеет двухлопастное цельнометаллическое ветроколесо D = 24,4 м, выполненное из алюминиевых
Сплавов. Поворотные лопасти имеют поперечный профиль инверсии эллипса с постоянным углом хорды к плоскости вращения ветроколеса. С втулкой лопасти соединяются шарнирами, допускающими при порывах ветра отклонение лопастей по направлению скорости ветра. Агрегат имеет 'пневматическую передачу от ветроколеса к генератору, принцип 'Которой описан в § 6-4.
Вертикальная воздушная турбина имеет рабочее 'колесо диаметром 1,2 м и расчетный расход воздуха 23 м3/сек при 1 ООО об/мин и к. - п. д., равном 0,85. На одном валу с турбиной установлен синхронный генератор мощностью 100 кет, 50 гц, 415 в. Ветройолесо работает за башней. Поворот головки двигателя против ветра производится с помощью электропривода, управляемого флюгером. Трубчатая башня высотой 30 м и диаметром в нижней части 2,75 м выполнена ИЗ Рис. 6-11., Ветроагрегат D = листовой стали. Она = 24 м, 100 кет (Андро).
Укреплена 12 растяжками, которым дана предварительная затяжка іпо 6 т для уменьшения влияния пульсаций нагрузки. Ограничение скорости вращения ветроколеса производится электроанемометром, импульсьп от которого действуют на изменение угла установки лопастей - с помощью гидропривода. Расход воздуха, проходящего через турбину, может при больших скоростях ветра автоматически ограничиваться путем пропуска части его в обход турбины. Агрегат пускается в ход автоматически при достижении скорости ветра 6,9 м/сек и при 29 м/сек прекращает работу и останавливается. При испытаниях он развивал мощ
ность до 130 кет. Обращает на себя внимание его большой вес, составляющий 400 ке/квт.
4. Датские конструкции ВЭС. В 1957 г. в Дании вошла в эксплуатацию ВЭС с агрегатом Д = 24 м, оптимальной установленной мощности 200 кет, построенным компанией по электроснабжению SEAS под научным руководством датского Ветроэнергетического комитета [Л. 23 и 31]. Конструкция агрегата была предварительно исследована в работе на двух меньших образцах. Первая экспериментальная ВЭУ—модель, сооруженная в 1949 г. (в Вестер-Эгасборге), бьиа оборудована ветроагрега - том с двухлопастным ветроколесом D = 8 м, соединенным цепной передачей с асинхронным генератором мощностью 16 кет. Вторая ВЭУ — модель, построенная. SEAS в 1951 г. в Боге по образцу первой, имеет трехлопастное ветроколесо D = 13 м, соединенное с таким же генератором 45 кет через зубчатый редуктор. Оба агрегата имеют ветроколеса с жесткозакрепленными лопастями и поворотные части длиной которые применяются только для остановки агрегатов. Ограничение скорости вращения и мощности происходит путем саморегулирования ветроколеса благодаря подбору профиля лопастей, имеющих соответствующую аэродинамическую характеристику. Ветроколеса работают впереди башен. Величины установленной мощности и перегрузочного момента генераторов взяты с некоторьш запасом против расчетных, что при саморегулировании является необходимым. Проф. Ю. Юль считает, что эксплуатация двух ветроустановок — моделей — доказала возможность эффективной работы в энергосистеме ветроагрегатов с жесткими лопастями без регулирования и простой электрической частью при отдаче в энергосистему порядка 50—60% теоретически возможной для использования энергии • ветра. Работа агрегатов полностью автоматизирована. На рис. 6-12 приведена схема автоматики агрегата D=8m. При подаче напряжения сети на шины ВЭС открывается электромагнитный вентиль 8, который впускает сжатый воздух в цилиндр 7 сервопривода поворотных частей лопастей, благодаря чему они устанавливаются под рабочий угол и при наличии ветра начинают вращаться. По достижении синхронной скорости вращения генератор включается в сеть с помощью центробежного механизма 11. Отключение генератора от сети при уменьшении скорости ветра производится с помощью реле направления мощности 12. При оперативном или аварийном снятии напряжения с шин сжатый воздух выходит через вентиль 8 из цилиндра 7, вследствие чего концы лопастей поворачиваются в тормозное положение. Одновременно двига-
Рис. 6-12. Схема электромеханического оборудования датского ветроагрегата D = 8 м. 1 — лопасть; 2—тормозная часть лопасти; S—вал ветроколеса; 4—механический тормоз; 5—редуктор; 6—генератор; 7—воздушный цилиндр; 8—регулирующий клапан с электромагнитным приводом; 9 —ветровое реле; 10 — электромагнитный контактор; И — центробежный регулятор; 12 — реле направления мощности; 13 — промежуточное реле. |
Тель затормаживается механическим тормозом и останавливается. Оборудование и автоматика второй ВЭС D-13 аналогичны описанной, но гидропривод поворотных частей лопастей заменен в ней пружинным механизмом, который заводится с помощью 'электродвигателя.
ВЭС с агрегатом /)=24 м мощностью 200 кет сооружена в Гедзере (на юге острова Фальстер). Основные данные агрегата приведены в табл. 6-1, п. 8. Конструкция ветроагрегата D—24 м (рис. 6-13) в части ветроколеса, электрической части и автоматики аналогична агрегату Z) = 13 м, описанному выше. Генератор асинхронный, 380 в, 750 об/мин. Отличием является конструкция башни, выполненная из предварительно-напряженного железобетона. Агрегат включается в сеть при а = 6 лі/сек и отдает номинальную мощность при vp — l5 м/сек. Ожидаемая выработка агрегата — 600000 кет-ч/год.' При предварительных испытаниях он отдавал в сеть 170 кет при скорости ветра с=;11,5 м/сек, что близко к расчетным данным.
Рис. 6-13. ВЭС SEAS с агрегатом £>=24 м, 200 кет (Дания). |
5. ВЭС с агрегатом D-30 мощностью 600 кет (Франция). Энергетическое управление Франции (L'Electricite de France) соорудило в Ножан-ле-Руа опытную ВЭС с ветроагрегатом D = 30 м французской конструкции [Л. 33]. Предварительно был построен меньший агрегат D=21,2 м мощностью 132 кет (табл. 6-1, п. 10). Основные данные агрегата приведены в табл. 6-І, п. 9. Трехлопастное ветроколесо соединено двухступенчатым редуктором с синхронным генератором мощностью 640 кет, 3 кв, 1 000 об/мин. Головка агрегата опирается на цельнометаллическую трехногую башню с верхней трубчатой частью. Поворотом головки агрегата на ветер управляет флюгер, установленный на отдельной
Мачте высотой 60 м. ВЭС присоединяется к сети 15 кв. Данные испытаний пока отсутсгвуют.
6. В ФРГвШтётене (табл. 6-1, п. 11) построена опытная ВЭС с двухлопастным ветродвигателем D = 34 м, .£" = 10 и синхронным генератором 100 кет, которая ис - пытывается.
7. Проекты мощных ветроагрегатов, сооружение которых намечено в ближайшее время.
В Великобритании предполагается строительство ветроагрегата мощностью 250 кет по образцу работающего агрегата D = 15 м, 100 кет, и ведется проектирование ветроагрегата D = 68,5 м, 3,76 Мет (табл. €-1, п. 7). Ветроколесо этого агрегата запроектировано с двумя поворотными лопастями со стабилизаторами. Передача редуктором. Генератор асинхронный. Ветроколесо располагается сзади башни. Башня имеет форму несимметричной треноги, которая поворачивается при изменении направления ветра вместе с головкой агрегата вокруг основания одной из 'ног, в то время как две другие ноги передвигаются по окружности на тележках. Поворот агрегата на ветер производится виндрозами с механической передачей на колеса тележек. В ветровых условиях района Коста-Хэд этот агрегат сможет работать при 3 500 ч использования установленной мощности.
В США разработано несколько проектов мощных ветроустановок, которые до сих пор не осуществлены (в том числе табл. 6-1, п. 4).