НАСТРОЙКА РЕГУЛЯТОРОВ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ГИДРО-, ТЕПЛО — И ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ ПРИ ИХ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ
Одним из основных вопросов, определяющих техническую сторону параллельной работы, является возможность простыми методами автоматически обеспечить согласование работы регуляторов различных типов двигателей. .Это в первую очередь относится к работе ветроэлектрической станции параллельно с другими типами станций соизмеримой и равной мощности, когда в связи
Рис. 5-5. Совмещенные регулировочные характеристики'ВЭС и ДЭС (система соизмеримой мощности). ^нагр = ^ВЭС ~ ^"нагр > ^ТЭС = ^нагр |
С пульсациями мощности ВЭС проявляется действие регуляторов скорости вращения.
В основе статики работы, регуляторов в указанном случае будут лежать регулировочные (статические) характеристики ветродвигателя n=f(v) при Р = const (см. § 2-3), совмещаемые должным образом со статическими характеристиками других первичных двигателей.
Для иллюстрации на рис. 5-5 представлены совмещенные регулировочные характеристики для случая параллельной работы ветроэлектрической станции со ста - билизаторным ветродвигателем и дизельной электростанции. Номинальная мощность дизельной электростанции равна мощности нагрузки: Рдэс = Рнагр - Номинальная мощность ветроэлектростанции равна половине мощности дизельной. Здесь и в дальнейшем мощность ВЭС и ТЭС будет дана в относительных единицах. На рисунке для каждой из станций в качестве базовой принята ее номинальная мощность.
Статические' характеристики дизеля в координатах n=f(v) представляются горизонталями. Скорость вращения приведена к валу ветродвигателя. Для уяснения прежде всего принципиальной стороны вопроса сделано допущение, что 'зона нечувствительности регулятора весьма мала и изменение скорости вращения происходит по статическим характеристикам.
Как видно из кривых, перераспределение нагрузки между ветро - и дизельэлектростанцией будет следующим: начиная со скорости ветра с = 4,9 м/сек, ветродвигатель начинает брать на себя нагрузку (точка 4) и при v = 8 м/сек окажется загруженным полностью. При дальнейшем увеличении скорости ветра о>8 м/сек и отсутствии ограничения момента ветродвигатель, разгружая дизель, начинает перегружаться (например, точка 1). Поэтому при совместной работе ветроэлектростанций со станцией соизмеримой или несоизмеримой мощности необходимо ограничивать мошность ВЭС (§ 4-5).
Для случая, когда мощность ветроэлектрической станции равна мощности дизельной и равна мощности нагрузки /эвэс=/:>дэс = /:>нагр==1- картина перераспределения нагрузок сохраняется той же до тех пор, пока при увеличении ветра ветроэлектрическая станция не примет на себя всей нагрузки. Рис. 5-6 относится к такому случаю.
При малых скоростях или провале ветра, когда скорость вращения ветродвигателя ниже теплового, нагрузка обеспечйвается дизельной станцией, и муфта свободного хода, установленная между генератором и ветродвигателем, предотвращает возможность работы последнего в режиме вентилятора. При средних ветрах, когда за их счет можно обеспечить часть нагрузки, ВЭС и ДЭС работают совместно. Точки 1—5 показывают, как перераспределяется нагрузка между ВЭС и ДЭС при их параллельной работе. Так как нагрузка в электрической сети равна мощности ВЭС, то при соответствующем увеличении скорости ветра вся нагрузка будет обеспечиваться последней. Необходимости в ограничении момента на ветроагрегате теперь нет.
При дальнейшем усилении ветра, после того как вся нагрузка перейдет на ветроэлектрическую станцию, последняя будет работать в соответствии с характеристикой центробежного регулятора, приняв на себя роль ведущей станции. При этом будет наблюдаться соответствующее повышение частоты. Дизельная электростан
ция переходит на режим холостого хода при сохранении электрической связи с ВЭС. Муфта свободного хода, установленная между дизелем и его генератором, предотвращает повышение скорости вращения дизеля выше холостого хода. Настройка регуляторов дизельной и ветроэлектрической станций должна быть такой, чтобы
Об/мин 46
30 |
Чч 42
Дизель начинал принимать на себя нагрузку только тогда, когда ветродвигатель из-за уменьшения скорости ветра не может полностью обеспечивать потребителя, несмотря на то, что переведен своим регулятором на режим работы по наилучшей аэродинамической характеристике.
Для этого, учитывая зону нечувствительности у регулятора ветродвигателя, необходимо иметь следующую зависимость между холостым ходом дизеля пхд и началом регулирования ветродвигателя га :
Дп
Где Ев — — степень нечувствительности регулятора
40 |
38 36 34 32 |
0 2 4 6 в Ю 12 14 16 18 20М/СЄК |
Рис. 5-6. Совмещенные регулировочные характеристики ВЭС и ДЭС (система равной мощности). |
Ветродвигателя;
Дп — отклонение скорости вращения ветродвигателя от скорости вращения начала регулирования.
Как здес ь, так и в дальнейших формулах § 5-3 предполагается, что скорости вращения приведены к одному валу.
Наибольшая скорость вращения системы при номинальной нагрузке определяется по регулировочной характеристике ветродвигателя, в соответствии с которой
П —п (1+3 +е), (5-5)
Макс I v макс І в/' V /
Где макс — степень остающейся неравномерности регулирования ветродвигателя при номинальной нагрузке и заданной максимальной скорости ветра v
Г макс-
Наименьшую скорость вращения системы определяют, исходя из регулировочной характеристики дизеля:
Л„вн = пх. д(1-8д)' (5-6)
Где 8Д —степень остающейся неравномерности дизеля.
На основе (5-5) и (5-6) с учетом (5-4) средняя скорость вращения системы равна:
П - п ~п ('-ЕВ)('-*д) + (1+8рмакс + вв) "ср —"синх —"нач------ 2
Из приведенных выражений по известным характеристикам двигателей дизельной и ветровой электростанций и допустимым отклонениям скоростей вращения устанавливают параметры настройки регуляторов дизеля и ветродвигателя.
С достаточной для практики точностью требуемые величины Єв и можно получить на основе холостого хода ветродвигателя. Наибольшее значение скорости ветра во время опыта должно приближаться к указанной выше максимальной, а наименьшее— соответствовать скорости ветра, при которой ветродвигатель выходит на регулирование. '
На рис. 5-7 показаны часовые графики параллельной работы ВЭС и ДЭС равных мощностей (25 кзт каждая) при практически постоянной нагрузке, равной 12,5 кет. Настройка регуляторов первичных двигателей
Произведена в соответствии с описанной методикой. На графиках заштрихована площадь, обозначающая нагрузку, покрываемую дизельным агрегатом. На тех участках графика, где кривая отдачи мощности заходит выше линии нагрузки, ветроагрегат принимает на себя не только всю нагрузку сети,- но и разгружает дизель от вращения генератора. При скорости ветра ниже 5 м/сек вся нагрузка, в том числе нагрузка холостого хода генератора ветроагрегата, ^ воспринимается дизелем. Эти участки отличаются тем, что кривая отдачи дизельного агрегата лежит здесь ниже нулевой линии нагрузки.