КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ ВЕТРОДВИГАТЕЛЕЙ
Конструкция быстроходных крыльчатых ветродвигателей, применяемых в ветроэлектрических установках (ВЭУ), состоит из трех основных узлов: 1) ветроколеса, 2) головки с силовой передачей к генератору и устройством для поворота на ветер и 3) опоры (столб, мачта или башня).
Ветроколесо состоит из двух-трех крыльев и втулки или тройника. К махам крыльев, закрепленным во втулке, крепятся лопасти, поперечное сечение которых имеет обтекаемый профиль. Лопасть по длине обычно имеет крутку. В зависимости от системы регулирования двигателя лопасти могут быть жестко закрепленными или поворотными, или иметь поворотные концы. Обычно лопасти выполняются полыми. Они состоят из деревянного, дерево-металлического или металлического сварного каркаса с поперечными нервюрами и продольными стрингерами и металлической, фанерной или матерчатой обшивки. По большей части поворотные лопасти или поворотные концы лопастей связываются между собой кинематической системой, обеспечивающей одновременность их поворота. Ветроколесо может работать с наветренной стороны опоры - ветродвигателя (перед опорой в направлении ветра) или с подветренной стороны ее (за опорой). В последнем случае у конструкций двигателей с пбворотными лопастями может быть достигнута некоторая экономия веса вследствие уменьшения вылета ветроколеса от оси башни. Однако такой способ расположения ветроколеса имеет тот недостаток, что лопасти, проходя при каждом обороте в аэродинамической течи башни, работают в неблагоприятных условиях для их прочности, подвергаясь переменной ударной нагрузке.
В зависимости от диаметра ветроколеса, типа генератора и назначения для ветродвигателей ВЭУ могут применяться разные виды регулирования: а) скоростное регулирование с помощью центробежного регулятора прямого или косвенного действия; б) аэродинамическое регулирование и в) регулирование выволом ветроколеса из-под ветра (§ 2-2).
Головка ветродвигателя представляет литую или сварную конструкцию, несущую ветроколесо, силовую передачу к генератору и устройство для поворота головки с ветроколесом на ветер. Если конструкция ветродвигателя предназначена специально для ветроэлектрического агрегата, то на головке обычно размещается также генератор. Головка устанавливается на верху опоры ветродвигателя на подшипниках.
У ветродвигателей с ветроколесами диаметром до 3 м скорость вращения ветроколеса, допускаемая по условиям прочности, может быть принята достаточно большой для прямого соединения ветроколеса с генератором. При больших диаметрах ветроколеса скорость его вращения бывает для этого недостаточна. В этом случае ветроколесо соединяется с генератором через повышающую механическую 'передачу, в большинстве случаев представляющую собой одно-двухступенчатый зубчатый редуктор. Если для ВЭУ используется ветродвигатель универсального типа, имеющий вертикальный вал и два редуктора с конической передачей, генератор устанавливается под башней и 'присоединяется через муфту или клиноременную передачу к выходному валу нижнего редуктора. Последнее расположение генератора позволяет в ветроагрегатах средней мощности устанавливать в случае необходимости между ветродвигателем и генератором инерционный аккумулятор (маховик).
Автоматический. поворот головки с ветроколрсом на ветер может производиться: а) хвостом, б) виндрозами,
В) механизмом, управляемым флюгерным датчиком,
Г) без специального поворотного устройства путем самоустановки ветроколеса, работающего за опорой.
У ветродвигателей малой мощности поворот головки производится с помощью хвоста, который крепится к головке сзади ветроколеса, перпендикулярно к плоскости вращения последнего. Работая как флюгер, хвост поворачивает головку, следуя за изменением направления
5—2412
ветра. Для- ветродвигателей средней и большой мощности поворот с помощью хвоста не применяется, так как последний получился бы слишком громоздким, а быстрый поворот головки при больших размерах ветроколеса был бы опасен для прочности двигателя вследствие возникновения на махах и валу ветроколеса больших гироскопических сил.
Для поворота головки .ветродвигателей средней мощности наибольшее распространение получили виндрозы, представляющие собой многолопастные ветроколеса небольшого диаметра, располагаемые сбоку головки под прямым углом к основному ветроколесу. При отклонении направления ветра от перпендикулярного к плоскр - сти вращения ветроколеса виндроза начинает вращаться под влиянием воздушного потока, направленного под острым углом к плоскости ее вращения. Вращение виндрозы передается с помощью механической передачи на шестерню, находящуюся в зацеплении с зубчатым или цевочным ободом, опоясывающим верхнюю часть башни, что заставляет головку ветродвигателя поворачиваться вокруг оси башни до тех пор, пока плоскость вращения виндрозы не станет вновь параллельной направлению ветра, а ветроколеса— перпендикулярной ему.
У ветродвигателей средней и большой мощности (D = 30 м и больше) поворот головки производится электрическим или гидравлическим приводом, управляемым автоматически флюгерным датчиком.
На ветродвигателях небольшой мощности при работе ветроколеса с подветренной стороны опоры поворот головки с ветроколесом на ветер может происходить без специального устройства. В этом случае ветроколесо, благодаря вылету относительно вертикальной оси вращения головки, само работает, как флюгер, устанавливаясь перпендикулярно к направлению ветра за опорой в устойчивом равновесии.
Опора ветродвигателя для ветрозарядных и малых агрегатов (выполняется в виде мачты из одного или нескольких деревянных столбов или металлической трубы, устанавливаемой на растяжках. Ветродвигатели средней и большой мощности устанавливаются на стальных решетчатых или железобетонных башнях. Высота опоры выбирается по условиям места установки ветроагрегата и должна обеспечивать на ветроколесе воздуш-
Оз to
Рис. 2-5. Ветродвигатель D-30 (Балаклавская ■ БЭС).
Ный поток, не искаженный близлежащими предметами или рельефом местности.
К нижней части опоры обычно крепится привод механизма пуска и останова двигателя, которой может действовать на - регулятор двигателя или создавать механическое торможение вала ветроколеса.
В табл. 2-І приведены конструктивные данные ветродвигателей, а в табл. 2-2— технические данные ветроэлектрических установок, используемых в СССР.
Общий вид некоторых ветродвигателей и ветроэлектрических установок дан на рис. 2-1—2-5, а также 3-16, 3-18 и 3-19.