ИЗОЛИРОВАННЫЕ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
Рис. 6-4. Малоинерциониые анемометры (Великобритания). |
Несмотря на то, что современные тенденции конструирования ветрозарядных агрегатов заключаются в повышении их быстроходности и совершенствовании регулирования ветродвигателя и электрической части, в частности, в переходе на генераторы с возбуждением от постоянных магнитов, большая часть выпускаемых
конструкций ветрозарядных агрегатов, кроме некоторых немецких, не являются прогрессивными. Лучшими типами генераторов для ветрозарядных установок в Великобритании до сих пор считаются генераторы постоянного тока со встречной последовательной обмоткой возбуждения и трехщеточные генераторы. Генераторы с возбуждением от постоянных магнитов не применяются, так как за отсутствием стали с большой магнитной индукцией они получаются слишком больших габаритов. В Великобритании построен лишь опытный образец подобного агрегата £> = 2,5 м с генератором однофазного тока на 250 вт, 24 в.
Распространенной является конструкция английского ветрозарядного агрегата «Фриляйт» фирмы Лукас (Lucas), Бирмингам, мощностью от 0Д25 до 1 кет [Л. 22]. Ветроагр^гат Фриляйт D = 1,82 м имеет двухлопастное деревянное ветроколесо с жесткими лопастями, насаженное на вал генератора постоянного тока со смешанным возбуждением и работающее при 500— 1000 об/мин и ZH = 7. Генератор работает параллельно с аккумуляторной батареей напряжением 24 в. Защита от перегрузки производится выводом ветроколеса из-под ветра благодаря эксцентричному расположению его по отношению к оси вращения головки двигателя. Агрегат устанавливается на деревянном столбе. Он отдает мощность-200 вт при скорости ветра о = 7,6 м/сек и 400 вт при скорости ветра и = 10 м/сек, работая с достаточно высоким общим к. п, д., доходящим до бщ = 0,22.
Более прогрессивные с точки зрения новизны конструкции ветрозарядных агрегатов имеются в ФРГ, где долгое время упорно работали над увеличением быстроходности ветродвигателей [Л. 24]. На основе опытного однолопастного сверхбыстроходного ветродвигателя конструкции Р. Бауэра (R. Bauer) в 1952 г. фирмой Вин - келыптеттер (Winkelstatter) ,в Вуппертале были выпущены ветрозарядные агрегаты Ь = 3 м, имеющие нормальное число модулей 2и = 12. Позднее был построен опытный агрегат с ветроколесом того же диаметра с увеличением быстроходности до ZH = 16.
Разработка конструкций изолированных ВЭУ большей мощности (от 3 до 30 кет), предназначенных для работьи на смешанную нагрузку, проводилась главным образом в ФРГ. Использование таких ВЭУ „мыслится как с тепловым резервом, так и без него,- Применение электрохимических аккумуляторов признается экономически допустимым только для осветительной нагрузки, радио и самых мелких бытовых приборов. Водородное аккумулирование с получением водорода электролизом воды и сжиганием его в двигателе внутреннего сгорания считается неэффективным ввиду малого к. п. д. такого процесса и большой стоимости резервуаров для хранения газа. Эта причина заставляет также отказаться от аккумулирования энергии ветра в виде сжатого воздуха для использования в воздушных двигателях, хотя к, п. д. этого процесса больше, чем процесса получения и сжигания водорода.
Считается, что эффективность использования изолированных ветроустановок, несущих смешанную нагрузку, должна повышаться в основном путем развития регулируемых нагрузок, которые могут использовать энергию в любое время суток, когда есть ветер, а получаемый в результате их работы продукт может храниться без устройства для этого дорогих'сооружений (водоподъем, помол зерна, дробление сухих кормов, отопление и варка пищи с применением термосов и тепловьих аккумуляторов и др.). Предполагается, что такая ветро - установка может обходиться без теплового резерва, а потребителю энергии не потребуется увеличения обслуживающего персонала, так как оперативные переключения нагрузки при изменений располагаемой мощности ветроагрегата и другие технологические операции могут выполняться с помощью автоматики. Однако данных об осуществленных автоматизированные установках этого рода не имеется.
Ветроагрегаты малой и средней мощности переменного тока с синхронными генераторами начали находить применение для питания электронасосов при механизации орошения, а ветроагрегаты с асинхронными генераторами использоваться индивидуальными потребителями электроэнергии, получающими ее из коммунальных сетей для возвращения части потребляемой энергии в сеть с целью уменьшения оплаты. Последний способ использования ВЭУ внедряется организованным в ФРГ научно-исследовательским обществом по изучению энергии ветра (Windkraftstudiengesellschaft).
При конструировании ветроа-грегатов малой и средней мощности в ФРГ считаются целесообразными следующие мероприятия: 1) увеличение быстроходности ветроколес (в Дании в отношении агрегатов средней мощности пришли к противоположному мнению); 2) отказ от системы регулирования скорости вращения с помощью регуляторов прямого действия ввиду того, что эта система оказалась слишком грубой даже для агрегатов с асинхронными генераторами, и замена ее регулированием с' сервоприводом или переход к системе саморегулирующихся жестких лопастей; 3) исключение дерева, как материала, входящего в конструкцию лопа - cfeft ввиду его гигроскопичности и быстрого износа; 4) отказ от применения хвоста с заменой его более совершенным поворотным устройством, так как опыт показал, что применение хвоста вызывает поломки махов лопастей от действия гироскопических сил; 5) замена решетчатых башен более легкими трубчатыми опорами.
Согласно этим тенденциям в конструировании в ФРГ было создано, начиная с 1945 г., несколько образцов однолопастных сверхбыстроходных ветроагрегатов системы Бауэра с диаметром ветроколес от 8 до 12 м, при ZH =12—16.
Лопасть уравновешивается в них по отношению ее продольной оси контргрузом, в качестве которого используется генератор, соединенный с валом ветроколеса редуктором. Для избежания вибраций лопастей и опоры ветродвигателя вал ветроколеса выполнен в виде длинной гибкой консоли, принципиально сходной с гибким валом турбин Лаваля. Благодаря этому ветроколесо может свободно самоустанавливаться в пространстве под влиянием действующих на него аэродинамических сил без особых устройств, устанавливающих ветроколесо на ветер. Регулирование скорости вращения ветроколеса производится лопатой, которая изменяет угол установки лопасти. Остановка агрегата достигается поворотом ветроколеса в горизонтальную плоскость.
В последних конструкциях немецких ветродвигателей малой мощности хвост заменен виндрозой. Почти во всех конструкциях применены также трубчатые опоры. В ряде немецких и датских конструкций применена система регулирования изменением угла установки лопастей с помощью гидропривода.
Для массового производства фирмой Алгайер (Algaier) в ФРГ разработана конструкция ветроэлектрического агрегата типа WE-10 с трехлопастным ветро - колесом диаметром 10 м, ZH= 5,6, п = 86 об/мин, весом 1,7 т (рис. 6-5). Ветроагрегат выпускается в трех исполнениях: 1). с генератором постоянного тока мощностью 6 кет, напряжением 110 или 220 в, 1 500 об/мин с аккумуляторной батареей 110 в, 140 ач или 220 в, 80 а-ч (исполнение G 6/100 и G 6/220; 2) с синхронным генератором трехфазного тока 7,8 ква, 380/220 в, 5а гц (исполнение DS-7,8); 3) с асинхронным генератором 8,8 кет (для работы на коммунальную сеть). Ветроко - лесо соединено с генератором, расположенным на головке агрегата, через двухступенчатый редуктор. Регулирование ветродвигателя производится центробежным регулятором, действующим на поворот лопастей с помощью гидропривода. Кроме того, датчик скорости ветра, действуя также на гидропривод, ограничивает мощность ветродвигателя, защищая агрегат от перегрузки. Ветроагрегат устанавливается на стальной трубчатой опоре высотой І0 или 18 м. Ветроколесо работает сзади опоры. Поворот на ветер производится виндрозой. Агрегат пускается в ход с помощью ручной лебедки и работает с автоматическим регулированием •или постоянным углом установки лопастей."
Йк |
Рис. 6-5. Ветроагрегат WE-10 (D=10 м) фирмы Алгайер (ФРГ). |
Импульсы на аварийную остановку агрегата при достижении предельной скорости ветра или повышении напряжения действуют также на сервопривод лопастей. Собственное время действия этой системы составляет 1—2 сек. Через короткое время после аварийной остановки агрегата пусковое устройство поворачивает лопа
сти вновь под пусковой угол, и если причина, вызвавшая остановку, устранена, агрегат автоматически пускается.
Строятся, кроме того, ветродвигатели Z)=15 м фирмы Нордвинд (Nordwind) универсального назначения с вертикальным валом и шкивам, используемые также для ВЭУ. Этот двигатель имеет трехлопастное ветроко - лесо ZH = 6 с центробежным! регулированием, действующим на поворот концов лопастей и устанавливается на решетчатой металлической колонке с растяжками. Мощность ВЭУ D = 15 м равна 18 кет при vp =8 м/сек.
Тенденция к переходу на ветроколеса с жестко закрепленными лопастями в конструкциях ветроагрегатов, предназначаемых для изолированной работы, отражается в опытном ветроагрегате Z)=15 м, построенном в Великобритании институтом аэродинамики, в Кренфильде. Особенностью этого ветродвигателя является то, что агрегат, включая трубчатую опору, состоит из трех собранных на заводе монтажных блоков, что упрощает сборку двигателя на месте установки.
Ветроэлектрические установки, оборудованные ветро - агрегатами указанных выше типов, в ФРГ находятся в эксплуатации в течение длительного времени^ Они обслуживают маяки, радиорелейные станции, гостиницы в горах и в последнее время механизированное орошение.
ВЭС на о. 'Нейверк в устье р. Эльбы, начавшая впервые работать в 1926 г. на электроснабжение острова, включая маяк, в 1948 г, была переоборудована путем установки агрегата Нордвинд />=15 м, с генератором постоянного тока 14 кет и аккумуляторной батареей 220 в, 648 а-ч. За первые 4 года после переоборудования ВЭУ дала около 180 000 кет ■ ч, т. е. в среднем работала при 3 200 ч использования, что указывает на возможность хорошего использования изолированных ВЭУ.
Для питания подобной же нагрузки в 1952 г. была сооружена ВЭС на о. Шлеймюнде (округ Шлезин-Голь- штейн) (уср = 5,3 м/сек) с ветроагрегатом WE-10 постоянного тока Алгайер и дизельным резервом 3 кет. Нагрузка составляла 2—2,5 кет при максимуме 6 кет. За 15 мес. эксплуатации в 1953—1954 гг. ветроагрегат работал в течение 2 472 ч. Аккумуляторная батарея была рассчитана для питания нагрузки в течение трех суток
Безветрия. За указанный период ветроагрегат выработал 94,5% потребной энергии.
ВЭУ с двумя агрегатами WE-10 Алгайер постоянного тока с аккумуляторной батареей 220 в, емкостью 200, а - чи резервным дизелем эксплуатируется в течение года также в округе Эйфель (ФРГ) на горе Шенеберг и служит для электроснабжения радиорелейной станции телевизионных передач, в районе которой отсутствуют коммунальные сети. Второй ветроагрегат был установлен как резервный. Потребитель требует строгого постоянства напряжения в пределах ±2%. Работа ВЭС удовлетворяла этому условию. Ветроагрегат при ог — = 6 м/сек дает обеспеченную мощность 2 кет в течение 80% времени года. Дизельный агрегат использовался
Зарубежные ветроагрегаты, предназначенные
С С?" g |
Название установок |
Год выполнения установки или проекта |
Диаметр Ветроколеса, М |
Расчетная скорость ветра, м/сек |
Установленная мощность и тнп генератора, кет |
Исполнение ветроколеса |
1 2 |
Смит (Дания) Смит-Путиэм (США) |
1940 1941 |
24 53 |
И 13,5 |
70, постоянного тока 1 000»[3] |
3 жесткозакреплен - ные лопастн с тормозными концами 2 лопасти |
3 4 5 6 |
Гоиеф (ФРГ) П. Г. Томас (США)[4] Джои Врауи (Великобритания) Энфильд Аи- дро (Великобритания) |
1945 1945 1952 1955 |
50 61 15,2 24,4 |
15,2 15,6 13,5 |
1 0Э0, синхронный «строенный в ветроколеса 7 500, постоян. тока с преобразованием в переменный 100[5] 100** |
2 трехлопастных ветроколеса, вращающихся навстречу 2—3 жесткозакреп - лениые лопасти 3 лопасти с плоским профилем 2 пустотелые лопасти |
7 8 |
Фолланд(Великобритания) Гедзер (Дания) |
1955 1957 |
68,5 24 |
15,6 15,0 |
3 760*** > 200*** |
2 лопасти с крученым профилем 3 жесткозакреплен- Ные лопасти |
9 |
Е. d. F. (Франция) Е. d. F (Франция) Штётеи (ФРГ) |
1958 |
30,19 |
16,0 |
640** |
3 лопастн |
10 |
1958 |
21,2 |
12,0 |
132** |
3 лопасти |
|
И |
1958 |
34 |
8 |
100** |
2 лопасти |
В течение 8% времени работы на потребителя. Стоимость энергии равняется ее стоимости от коммунальной сети в городе. Радиорелейные станции располагаются на возвышенных открытых для ветра местах, обычно. удаленных от местных сетей, поэтому применение ВЭУ для их электроснабжения считается перспективным.
Для работы в энергосистеме |
Основным назначением ВЭУ WE-10 с синхронными генераторами является питание электронасосов для подъема воды на орошение. В зависимости от требуемого расхода воды для этого могут быть использованы один или несколько ветроагрегатов. Для орошения земель одной фермы в засушливых областях требуется 4 ООО—6 ООО кет • ч/год, для чего достаточен один ветро-
Таблица 6-1
|
Агрегат WE-10, работающий с погружным электронасосом 4 кет. Для правильной работы электронасосной установки, питаемой от ВЭУ, считается необходимым соблюдение следующих условий: 1) насос должен быть выбран для напора, на 30—40% большего, чем требуется по расчету, генератор должен иметь запас мощности; 2) насос должен быть снабжен .двумя обратными клапанами (один из них шаровой), устанавливаемыми последовательно, для предотвращения перехода насоса при уменьшении скорости ветра в турбинный режим. По данным фирмы Алгайер, при развертывании ветроагрегата с включенным электронасосом агрегат начинает отдавать мощность при 16 гц, при частоте 23 гц электронасос трогается. При 50 гц мощность, потребляемая электродвигателем насоса, достигает 5 кет, а нагрузка ветроагрегата равна номинальной.
В ФРГ (округ Эмсланд) на насосной установке магистрального оросительного канала эксплуатируются восемь ветроагрегатов WE-10 Алгайер. Резервный групповой электропривод насосов питается от сети. ВЭУ работают более года. ВЭУ D-15 и D-10 используются в последние годы также для механизированного орошения в оазисах Сахары.
Приведенные выше примеры эксплуатации изолированных ВЭУ показывают, что они могут быть надежными в эксплуатации, хорошо использоваться и давать для некоторых видов нагрузки энергию, по показателям удовлетворяющую нормам. При этом использование теплового резерва получается небольшим, и его мощность может быть меньше мощности ветроагрегата.