Энергетические расчеты при совместной работе тепло — и ветроэлектрических станций
При параллельной работе тепло- и ветроэлектрических станций дополнительная энергия, получаемая от последних, аккумулируется в виде сэкономленного топлива, которое при отсутствии ветроэлектрических станций должно было быть привезено и израсходовано на тепловой станции. Таким образом, выработка электроэнергии ветроэлектрическими станциями при работе совместно с тепловыми приводит к уменьшению расхода топлива на тепловых станциях за отдельный промежуток времени (час, сутки, месяц, год). Энергетический эффект совместной работы тепловых и ветроэлектростанций должен оцениваться с учетом того, что при работе ветроэлектростанций, принимающих на себя часть нагрузки, агрегаты тепловых станций тем самым переводятся на режимы работы, при которых хотя и повышается удельный расход топлива д[г/л. с. ч], но зато в целом понижается общий расход топлива Q[кг/ч], благодаря чему в конечном счете и обусловливается его экономия.
При определении энергетического эффекта, получаемого в случае совместной работы ТЭС и ВЭС, следует. применять методику, в основу которой кладутся расходные характеристики тепловых электростанций.
Расходные характеристики представляют зависимость количества топлива Q, расходуемого агрегатом в единицу времени (ч), от полезной мощности Р, сни
маемой с вала двигателя или отдаваемой генератором в сеть (рис. 5-11). В общем случае расходные характеристики представляют собой не прямолинейную зависимость, которая для упрощения при примерных расчетах может быть линеаризирована с необходимой степенью точности.
Для практических расчетов погрешность может составлять величину до 3—б %, учитывая относительную приближенность ветроэнергетических расчетов. Наименьшее отклонение от прямой линии имеют расходные характеристики у дизельных двигателей.
Такие двигатели являются более приспособленными для параллельной работы с ветроэлектростаициями, чем ГЭС.
Расход топлива за год на теплоэлектрической станции с несколькими однотипными агрегатами при отсутствии ВЭС на основе линеаризированных расходных характеристик определяется по формуле
О-од ТЭС -
■ Q т —
Х. х ТЭС '
Суммарный расход топлива на холостом ходу всеми агрегатами ТЭС;
Qx. x> QH — часовой расход топлива при холостом ходе и номинальной нагрузке; т — количество агрегатов на ТЭС; tраб — среднее число часов работы каждого агрегата ТЭС за год при отсутствии ВЭС;
Где Рн — номинальная мощность одного
Агрегата ТЭС;
^ТЭС = Ра ТЭС ^уст ТЭС — суммарное количество энергии,
Вырабатываемой за год на ТЭС при^ отсутствии ВЭС; ^н. тэс — номинальная мощность ТЭС; ^уст. тэс — число часов использования установленной мощности ТЭС.
Расход топлива за год на теплоэлектрической станции с несколькими однотипными агрегатами при наличии ВЭС определяется по формуле
Фгод ТЭС = Qx. x ТЭС^раб МтЭС'
Где — среднее число часов работы каж
Дого агрегата ТЭС при наличии ВЭС;
•^тэс ^ ^ГЭС — ^ВЭС — суммарное количество энергии, , вырабатываемой агрегатами ТЭС при наличии ВЭС; Лвэс — количество энергии, вырабатываемой за год ВЭС и иду щей. на покрытие графика нагрузки.
Количество энергии ^вэс отличается от потенциально-возможной полной выработки ветроэлектростанций Лп. вэс, подсчитываемой на основе кривой распределения скоростей ветра в году. Это вызывается в основном несовпадением графиков изменения скоростей ветра и нагрузки как в суточном, так и в месячном интервале времени.
Искомая величина экономии топлива при совместной работе ТЭС и ВЭС за год находится как разность:
V
^год = Фгод ТЭС ' Фгод ТЭС
И
ДОгод
^«/0 = 77^100.
Угод ТЭС
Требующиеся при расчетах величины t'pa6 и А'тэс
Устанавливают из графика нагрузки ТЭС при отсутствии ВЭС.
Величины Авэс, А'тэС и ґаб находятся из наложения
Графиков отдачи мощности ВЭС и ТЭС на график нагрузки сети.
Ниже приводится форма (табл. 5-3), которая может быть использована при проведении приближенных расчетов с наложением графиков мощностей ВЭС и ТЭС на график нагрузки.
Порядок составления таблицы становится понятным при рассмотрении наименования ее граф. При совмещении графиков нагрузки и мощности ветроэлектростанций графики нагрузки сети обычно принимаются различными для отдельных сезонов года (зима, весна, лето, осень), поэтому для упрощения расчетов можно принимать в году два или три графика — зимний и летний или зимний, летний и осенний.
, На суточный график определенного сезона накладывается график работы ветроэлектростанций при различных скоростях ветра, начиная со скорости ветра, при которой ветроэлектростанция начинает отдавать энергию в сеть, и кончая расчетной скоростью ветра, при которой начинает работать ограничитель мощности ветроэлектростанций, т. е. для скоростей ветра, равных 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 м/сек и т. д. Для этого, применяя кривую повторяемости скоростей ветра для месяца, по известной среднемесячной скорости ветра находят количество суток в месяце, соответствующее различным среднесуточным скоростям ветра.
По установленным балансам энергии для отдельных месяцев составляется баланс энергии за год. Из этого
Баланса находятся величины Лвэс, Л^'эс и Y'a6.
Проведенные на основе изложенной методики энергетические расчеты показывают, что при включении ВЭС на параллельную работу с дизельной электростанцией равной мощности (график нагрузки при этом не увеличивается) в районах со среднегодовыми скоростями ветра, равными 5—6 м/сек, экономия топлива составляет величину 40—60%.
Форма расчета энергетических показателей системы ВЭС—ТЭС
Сезон года, которому соответствует график нагрузки
Среднесуточная скорость ветра. .
Часы суток...............................................
График нагрузки. ....................................
Мощность ветроэлектростанций. . Мощность теплоэлектростанции, требуемая для покрцтия графика нагрузки
Количество работающих тепловых
Агрегатов.............................................
Энергия, потребляемая нагрузкой за
Сутки....................................................
Энергия, вырабатываемая ВЭС за
Сутки....................................................
Вырабатываемая ТЭС за |
Число часов работы тепловых агрегатов в сутки |
Энергия, сутки,
Суммарное для всех агрегатов
Среднее для одного агрегата (зима, лето, весна,
Осень) (4, 5, 6, 7, 8 и т. п.) 1, 2, 3 22, 23 , 24