ВЕКТОРНОЕ ЧАСТОТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДОМ
Совершенствование систем частотного регулирования асинхронными двигателями связано с развитием систем векторного управления. Эти системы позволяют существенно повысить быстродействие, точность, а также расширить диапазон регулирования скорости привода. Предлагаемая система ПЧ—АД реализует принцип ориентации по вектору напряжения (ОПВН) [1, 4]. Система организована на базе стандартного преобразователя частоты при раздельном управлении каналами напряжения и частоты. По каналу напряжения функционирует автономная система управления (или стабилизации) потокосцеплением статора 'Ps. По каналу частоты осуществляется задание скорости, а также электромагнитного момента в переходных режимах. Для этой цели частота напряжения сосравнивается с частотой вектора потокосцепления и на основании этой информации вырабатывается сигнал, корректирующий угол между векторами Us и и соответственно развпйаемый электромагнитный момент. Принцип ОПВН в настоящей работе реализуется программно. Система управления содержит следующие блоки: 1) датчики информации: датчики потокосцепле - ния — измерительные катушки, датчик скорости — преобразователь скорость — код; 2) блок предварительной подготовки информации— специализированные интеграторы; 3) блок дискретной обработки информации и управления — АЦП, интерфейсные устройства, микроЭВМ, ЦАП.
МикроЭВМ должна удовлетворять следующим требованиям: быстродействие не менее 400 тыс. оп/с, наибольшее количество программно доступных регистров, программная совместимость с ЭВМ, располагающими развитой операционной системой, наличие команд умножения, деления, сдвига двойного слова; длина слова не менее 16 разрядов; простота сопряжения с внешними устройствами, небольшая стоимость.
На кафедре электрических машин и автоматизированного привода Ленинградского горного института (ЛГИ) им. Г. В. Плеханова разработана аналого-цифровая система управления электроприводом ТПЧ-АД, структурная схема которой (рис. 1) содержит ТПЧ {UZ), управляемый по каналам напряжения и частоты, асинхронный короткозамкнутый двигатель (М), микроЭВМ, мультиплексор, Интерфейс параллельного обмена ИПО, набор АЦП и ЦАП и несложные специализированные внешние устройства предварительной обработки информации—аналоговые интеграторы с компенсацией дрейфа нуля И«, Щ [2] и преобразователь скорость— код BV, обеспечивающий точность измерения угловой скорости двигателя-не хуже 0,2% во всем диапазоне регулирования. В АД встроены датчики э. д. с., выполненные в виде измерительных проводников или катушек ИКа» ИКр, сигналы с которых пропорциональны производным потокосцеплений по ортогональным осям статора (а, (3).
Каждый аналоговый сигнал преобразуется отдельным АЦП, а сигналы задания скорости со0 и потокосцепления 4/0sm поступают в цифровой форме. Для организации сигналов заданий в аналоговой форме потребуются дополнительно еще два АЦП. Время преобразования современных приборов в зависимости от разрядности и класса быстродействия лежит в пределах 0,33-^333 мкс.
Время преобразования при измерении мгновенных значений потокосцеплений должно быть 7^100 мкс. Время выполнения команд может колебаться в довольно широких пределах и зависит от алгоритма вычислений, порядка выбора операндов и быстродействия микроЭВМ. Минимальное время между обращением к данным, находящимся в регистрах АЦП, и запускающим импульсом в системе с микроЭВМ типа «Электроника 60М» составляет с учетом адресации 16 мкс. Такая система требует быстродействующего преобразователя с 16 мкс. В настоящее время име
ются АЦП в интегральном исполнении, имеющие малые габариты и стоимость. Преобразователи АЦП и ЦАП* использование ц
Рис. 1. Структурная схема системы управления приводом ПЧ-АД: БДОИ — блок дискретной обработки информации; БГТПИ — блок предварительной подготовки информации; ИКа, ИКр, BV — датчики информации (ДИ) |
данной системе, характеризуются временем преобразования: для АЦП—10 мкс, для ЦАП — 8 мкс.
Система управления рис. 1 работает следующим образом. Асинхронный короткозамкнутый двигатель М питается от. ТПЧ, управляемого по каналам задания амплитуды Usm и частоты напряжения статора со« . При этом сигналы с датчиков э. д. с. ИК«, ИКр пропорциональны производным потокосцеплений по осям а и р—'Ф'іа и , а сигналы на выходах интеграторов И« Щ пропорциональны составляющим вектора потокосцепления статора по этим осям — Wsa» Ч^р • Все эти сигналы преобразуются набором АЦП в двоичный код. По сигналу, вырабатываемому программно, все АЦП запускаются одновременно. Во время работы преобразователей продолжается выполнение основной программы. К моменту съема данных с преобразователей их работа давно закончится и в их регистрах находятся коды мгновенных значений аналоговых сигналов. Цифровые выходы АЦП соединены с мультиплексором, который объединяет все потоки входных для микро - ЭВМ данных. Программно, под воздействием адреса код выбранного канала поступает через ИПО в процессор. В микроЭВМ вычисляются необходимые для реализации алгоритмов управления величины, организуются регуляторы. Вычисленные управляющие воздействия через ИПО поступают в набор ЦАП и в аналоговой форме управляют работой ТПЧ привода. ИПО реализует только программный режим работы, а именно дешифрирует поступающие от микроЭВМ адреса и разделяет вводимые и выводимые данные канала «Общая шина». Стандартный ИПО, выпускающийся специально для микроЭВМ «Электроника 60М», для такого использования не пригоден. Мультиплексор и ИПО применены собственной разработки. Такое построение системы управления позволяет отказаться от обработки сигналов прерываний, исключить время работы АЦП из времени вычислений и применить широкораспространенные АЦП и ЦАП.