Конструкции насосов. Рекомендации по их проектированию и эксплуатации
В корпусе 1 (рис. 104) двухступенчатого экспериментального насоса ВНЧС-2 с частичным внутренним сжатием расположены две изолированные между собой ступени сжатия с одинаковыми
Профилями и поперечными размерами роторов, но различной длины. Меньшая по длине роторов вторая ступень расположена консольно. Корпус, отлитый из чугуна, имеет внутреннюю поперечную перегородку между ступенями сжатия. Внутри корпуса выполнены две цилиндрические расточки разного диаметра под ведущий 2 и ведомый 3 роторы. Всасывающее окно 6 расположено в месте расточек корпуса, а нагнетательное 9 — только на цилиндрической поверхности ведомого ротора. Снаружи корпуса имеются продольно-поперечные ребра жесткости и штуцера для подвода и отвода масла к внутренним подшипникам. На цилиндрической расточке под ведущий ротор со стороны нагнетания расположены самодействующие нагнетательные клапаны 8.
С торцов корпус закрыт крышками 28 и 36. Между корпусом и крышками находятся уплотнительные прокладки 29 и 35, предотвращающие натекание воздуха из атмосферы и обеспечивающие необходимый торцовый зазор. Положение торцовых крышек относительно корпуса фиксируется установочными коническими штифтами 22.
Ведущий ротор 19 первой ступени изготовлен из стальной поковки и напрессован на вал 18, а укороченный ротор 23 второй ступени закреплен на валу с помощью шпонки 24 и гайки 26 И может быть снят с вала при сборке и разборке насоса. Ведущий ротор имеет два прямозубых цилиндрических выступа. Профиль выступа циклоидально-круговой. Для снижения внутренних перетеканий сжимаемого газа между ротором и корпусом вершины выступов протачиваются с образованием кольцевого зазора при вершине. Вдоль образующей поверхности в вершину выступа запрессованы две фторопластовые полоски 7, прирабатывающиеся в процессе работы. Для уменьшения момента инерции и массы роторов в выступах сделаны сверления С, закрытые резьбовыми крышками 17 и 20.
Ведомый ротор 34 первой ступени изготовлен как одно целое с валом, а укороченный ротор 27 второй ступени закреплен на валу аналогично ведущему ротору. Ведомый ротор имеет форму цилиндра с двумя цилиндрическими впадинами, центры которых находятся на начальной окружности. Острые кромки ведомого ротора округлены фасками. В валах ведущего и ведомого роторов имеются центральные отверстия А и D для подачи охлаждающего масла. Для повышения коэффициента теплоотдачи в отверстия вставлены турбулизаторы 4 и 5. Чтобы облегчить ведомый ротор, просверлены отверстия В. Профильные поверхности выступов и впадин роторов первой и второй ступеней обрабатывают в сборе.
Роторы вращаются в подшипниках качения. Со стороны привода установлены плавающие радиальные подшипники 37, а со стороны фиксированной опоры — сдвоенные радиально-упорные шарикоподшипники 31. Для подвода и отвода масла в радиально - упорные подшипники в распорном кольце 21 имеются отверстия.
ВНЧС-2 |
|||||
Показатель |
Первая ступень |
Вторая ступень |
2ВД-12/2.5С |
||
Номинальная быстрота действия, от |
0,0433 |
0,0125 |
0,2 |
||
Несенная к условиям всасывания, м3/с |
|||||
Номинальное давление, кПа: |
|||||
Всасывания |
12,9 |
44,5 |
40 ... 100 |
||
Нагнетания |
46 |
106 |
100 ... 240 |
||
Температура всасываемого газа, К |
293 |
303 |
243 ... 303 |
||
Потребляемая мощность, кВт: |
36 |
||||
Номинальная |
2Ь |
||||
Максимальная |
35 |
— |
|||
Частота вращения ротора, с-1: |
75 |
||||
Ведущего |
49 |
||||
Ведомого |
49 |
50 |
|||
Число ступеней сжатия |
2+2 |
2 |
1 |
||
Число выступов + впадин |
2+2 |
2+3 |
|||
Диаметр ротора, мм: |
250 |
||||
Ведущего |
246 |
246 |
|||
Ведомого |
164 |
164 |
250 |
||
Длина роторов, мм |
225 |
75 |
120 |
||
Параметр т |
0,55 |
0,55 |
2/3 |
||
Расстояние между центрами, мм |
160 |
160 |
200 |
||
Размеры насоса (установки), мм: |
|||||
Длина |
1130 |
1440 |
|||
Ширина |
385 |
680 |
|||
Высота |
708 |
1235 |
|||
Масса, кг |
470 |
285 |
Вращение роторов синхронизируется с помощью цилиндрических косозубых зубчатых колес. Ведущая шестерня 14 выполнена в виде полумуфты, которая соединена с промежуточным валом 10 с помощью пальцев 13. Ведущая шестерня и ступица ведомой шестерни 38 зафиксированы на валах от поворота с помощью шпонок 15 и 42. При таком взаимном положении ступицы ведомого ротора и венца 39 устанавливается боковой зазор между роторами и при сборке фиксируется двумя установочными цилиндрическими штифтами 43. Более точно боковой зазор в зацеплении роторов регулируют с помощью прокладок 16 между подшипниками и синхронизирующей шестерней. Венец ведомой синхронизирующей шестерни разрезной, состоит из двух частей 39 и 41 с прокладкой 40 между ними для уменьшения бокового зазора в синхронизирующей передаче. Торцовые зазоры насоса регулируют с помощью регулировочных винтов 25.
Для предотвращения попадания масла в рабочую полость поставлены торцовые контактные уплотнения, которые состоят из вращающихся стальных 32 и неподвижных бронзовых 33 Колец, прижимаемых одно к другому пружинами 30.
Привод насоса осуществляется непосредственно от электродвигателя.
Смазочная система подшипников и уплотнений работает под давлением от шестеренного масляного насоса 11, приводимого в работу от промежуточного вала через пару винтовых шестерен 12 Со скрещивающимися валами. Синхронизирующие шестерни и подшипники, установленные в передней крышке насоса, смазываются разбрызгиванием.
После первой ступени сжатия газ охлаждается в промежуточном холодильнике.
Техническая характеристика насоса ВНЧС-2 приведена в табл. 3.7.
В настоящее время отечественная промышленность осваивает и внедряет две базовые модели прямозубых роторных компрессоров, которые могут работать также и в вакуумном режиме. Базу определяет наружный диаметр роторов: первая база имеет диаметр 160 мм, а вторая — 250 мм.
Стационарный компрессор 2ВД-12/2,5С предназначен для подачи чистого, не загрязненного маслом воздуха в системы аэро - зольтранспорта муки и других продуктов размола зерна.
В цилиндрических расточках корпуса 1 (рис. 105) роторного компрессора 2ВД-12/2,5 вращается ведущий 3 и ведомый 2 роторы. Роторы вращаются в подшипниках, смонтированных в торцовых крышках 8 и 11. Взаимное положение корпуса и торцовых крышек фиксируется с помощью штифтов 9 и 10. Радиальную нагрузку роторов воспринимают роликовые подшипники 6 и 12, А осевую — шариковые однорядные упорные подшипники 13.
Вращение роторов синхронизируется с помощью косозубых синхронизирующих шестерен, причем шестерня 5 ведущего ротора жестко посажена на вал. Шестерня ведомого ротора сделана составной, а взаимное положение ступицы 15 шестерни и разрезного венца 17 и 18 определяется при сборке с фиксацией цилиндрическими штифтами 16. Конический штифт 19 забивается в шпонку 14 до исчезновения бокового зазора в шпоночном пазу между шестерней и валом.
Герметизация валов осуществляется с помощью уплотнений 7 контактного типа. Подшипники и синхронизирующие шестерни смазываются маслом, разбрызгиваемым с помощью двух вращающихся дисков 4, которые укреплены на концах ведущего ротора.
Охлаждение корпуса воздушное. Компрессор приводится в работу через упругую муфту. Полумуфта 20 расположена на конце вала ведомого ротора.
Установка смонтирована на раме и приводится в работу от асинхронного обдуваемого пылезащитного электродвигателя.
Профиль выступа ведущего ротора — асимметричный. Отношение ширины Ъ выступа к высоте H выступа на передней стороне профиля B/H = 1, а на тыльной стороне профиля B'/H = 0,6.
Различные значения быстроты действия в диапазоне от 0,16 до 0,25 м3/с могут достигаться изменением только длины нарезанной части роторов без изменения базовой конструкции машины.
Рис. 105. Роторный компрессор 2ВД-12/2.5
Транспортный компрессор 1ВДТ-7,5/2,5 предназначен для пневмонагрузки и вакуумной самозагрузки пылевидными и сыпучими материалами специализированного автомобильного транспорта. Он имеет встроенный мультипликатор и привод через клиноременную передачу от коробки отбора мощности. Компрессор охлаждается потоком воздуха от вентилятора. Номинальная быстрота действия S = 0,125 м3/с. При уменьшении длины роторов можно получить различные значения быстроты действия 0,04; 0,063; 0,1 м3/с. В остальном этот компрессор по конструкции аналогичен компрессору 2ВД-12/2.5С.