В МИРЕ ЗАСТЫВШИХ ЗВУКОВ

СЛАВА ИНДИЙСКИХ БУКАШЕК

С

Ледует коротко рассказать и о материале, из которо­го изготовляются пластинки.

Долгое время одно вещество казалось совершенно незаменимым для изготовления граммофонных пласти­нок. Это вещество называется шеллак.

Где и как добывается шеллак? Какими особенными качествами он обладает?

Крохотные насекомые густо облепляют листья некото­рых растений, растущих в далёкой Индии.

Шеллак выделяется этими насекомыми подобно тому, как у шелковичных червей выделяется шёлк.

По некоторым свойствам шеллак напоминает обык­новенную канифоль. Он также размягчается и плавится при сравнительно низкой температуре. Он жёлтого цвета и ломок. Но одно свойство резко отличает его от кани­фоли. Шеллак выдерживает огромные давления при сжа­тии. Это свойство шеллака и является самым денным для граммофонной пластинки.

Ведь звуковая бороздка пластинки при проигрывании выдерживает огромную нагрузку: кончик граммофонной иглы давит на звуковую канавку с силой около... тонны на один квадратный сантиметр!.. Это объясняется тем, что весь вес граммофонной мембраны целиком ложится на остриё иглы, а остриё иглы — на крохотную поверх­ность. Обод паровозного колеса давит на поверхность рельса с меньшей силой.

Кроме того, стальная граммофонная игла легко сколь­зит по шеллаку. А это необходимо для получения чистого звука.

Долгое время без шеллака нельзя было производить пластинки. Только в самое последнее время, после боль­ших трудов, удалось, наконец, найти несколько замени­телей шеллака.

Перед Великой Отечественной войной советские учё­ные разработали новый способ производства сложного химического вещества — винилита. По внешности он мало походил на шеллак. Но применённый в производ­стве пластинок, винилит показал, что он не только вполне заменяет шеллак, но даже превосходит его по качеству. Пластинки, изготовленные с применением винилита, меньше шумят при проигрывании и более долговечны.

Кроме того, в годы войны были организованы поиски отечественного растения, дающего заменитель шеллака. Такое растение было найдено в степях Казахстана. Ме­стное население называет его «шайр». Смола, заключён­ная в его корнях, оказалась прекрасным заменителем да­лёкого индийского шеллака.

•сенью 1924 года в нашей стране появилось новое средство массового распространения музыки и чело­веческой речи.

Это было радиовещание.

Век граммофона кончился,— говорили многие. Зачем приобретать граммофонные пластинки, когда передачу пения к музыки можно слушать по радио.

Однако радио не заменило граммофон.

Наоборот, граммофон тесно подружился с радио. С помощью радиотехники необыкновенно усовершенство­валась по качеству граммофонная запись. Радиовещание, в свою очередь, получило ог­ромную помощь от гр а м МО - Уеал>>ныа ла/юшоЬ МемЕрана

Рис. 5. Схема простейшего микрофона.

подпись: рис. 5. схема простейшего микрофона. СЛАВА ИНДИЙСКИХ БУКАШЕКФона.

Техника радиовещания' дала граммофону совершен­но новый способ записи зву­ка — электромехани­ческий.

Чтобы хорошо разобрать­ся в этом способе, познако­мимся сначала с тем, как в

Радиовещании превращают звук в электрические сигна­лы и электрические сигналы — снова в звук.

Мы входим в просторную и светлую комнату. Здесь слышатся звуки рояля и пения. По середине комнаты на подставке вышиной в человеческий рост укреплён неболь­шой металлический предмет. Это —«электрическое ухо» — микрофон. Именно для него раздаётся тут пение. Микрофон — единственный слушатель в этой комнате — студии.

Работа микрофона заключается в том, что он воспри­нимает волнообразные колебания воздуха, возникающие в комнате, и превращает их в волнообразное колебание электрического тока.

Как это происходит?

Посмотрим, как устроен простейший микрофон (рис. 5).

В фонографе колебание мембраны, возникающее от колебаний воздуха, выдавливает с помощью иглы волни­стую звуковую канавку на валике. У микрофона мембра -

На выполняет другую работу. Она, колеблясь, сжимает то больше, то меньше прилегающий к ней с одной стороны угольный порошок. От электрической батареи к угольному порошку подводится электрический ток. Отдельные мел­кие зёрна угольного порошка неплотно соприкасаются друг с другом. Благодаря этому электрический ток, про­ходя через порошок, испытывает сильное сопротивление. Вот тут-то и происходит превращение механических ко­лебаний мембраны, сжимающей в большей или меньшей степени угольный порошок, в изменения силы тока, т. е. электрические колебания. Сильнее сожмёт мембрана по­рошок— плотнее сожмутся зёрна, и через угольный по­рошок потечёт более сильный ток. В другую сторону кач­нётся мембрана — порошок окажется менее сжатым: уменьшится сила тока.

Таким путём звуковые колебания воздуха превра­щаются в колебания электрического тока. При этом вол­нообразное изменение силы тока в точности соответствует тем звуковым волнам, которые приводят в колебание мембрану микрофона.

Но для чего нужно превращать звук в электрические колебания?

А вот для чего. Дело в том, что звук распространяет­ся в воздухе не так далеко. Колебания воздуха затухают очень быстро. Зато по проводам можно передать элек­трические колебания, в точности копирующие колебания воздуха, очень далеко.

Существует много и других систем совершенных «электрических ушей» — микрофонов. Каждый из них по - своему преобразует воздушные волны в неслышимый «электрический звук».

Как же снова сделать электрические колебания слы­шимыми, т. е. превратить их в колебания воздуха.

Для этого существует очень много приборов. Наибо­лее известный из них— телефонная трубка. В ней колеблющийся электрический ток проходит через обмот­ку электромагнита. Электромагнит то в большей, то в меньшей степени притягивает к себе железную пластин­ку — мембрану: она начинает колебаться. Движение мем­браны передаётся воздуху, и в нём возникают звуковые волны — рождается звук. Существуют и другие преобра­зователи электрических колебаний в звук. Некоторые из них воспроизводят звук очень громко; они называются громкоговорителями.

Для громкоговорителей радиотехники используют спе - циальные приборы—у силители. Главная часть усили­теля — электронная лампа. С помощью усилителей очень слабые электрические колебания превращаются в мощные.

Усилители работают необычайно точно. Все мельчай­шие изменения первоначального слабого тока в точности соответствуют колебаниям усиленного тока.

Превращение звука в электрические колебания и пре­образование их снова в звук были известны давно. Пер­вые телефон и микрофон появились почти одновременно с фонографом. Но в то время казалось, что они не могут дополнять или помогать друг другу. И только с появле­нием радиотелефонной техники положение резко изме­нилось.

Посмотрим теперь, как выглядит звукозаписывающий цех современной граммофонной фабрики.

Звукозаписывающий цех — студия — большая и свет­лая комната. Оркестр уже не теснится здесь, как прежде. Музыканты свободно расположились, как им удобно. Не напрягает изо всех сил свои лёгкие певец. Самые тихие, почти исчезающие звуковые колебания воздуха уловит теперь микрофон. Этих ничтожных колебаний раньше не - хватило бы для того, чтобы записать звук. Теперь это не имеет никакого значения. Пусть от маленьких колебаний возникнут такие же маленькие колебания электрического тока. Как бы они ни были малы, всё равно усилитель с электронными лампами усилит их.

Обычно в студии устанавливается несколько микрофо­нов. Один из них находится, например, ближе к басовым инструментам, другой — к скрипкам. Провода от всех микрофонов сведены в одно место, где находится спе­циальный контролёр звуков. Он внимательно слушает с помощью громкоговорителя или телефонных наушников, как звучит оркестр, и по мере надобности исправляет это звучание. Ведь у него в руках находится возможность смешивать звуки, поступающие от различных микрофо­нов. Если слабо, например, звучат басы, он может открыть больше доступ электрическим колебаниям, приходящим от микрофона, стоящего ближе к басам. Можно также приглушить скрипки.

Вот почему современные пластинки, записанные с помощью электрического метода, звучат яснее и есте­ственнее, чем пластинки, записанные прежним спо­собом.

Но как же от микрофона записывается звук?

Последуем в другое отделение современной фабрики звуков.

Здесь, как и прежде, на специальном станке — равно­мерно вращающийся восковой диск (рис. 6). Но к нему

СЛАВА ИНДИЙСКИХ БУКАШЕК

Рис. 6. Станок для записи звука на пластинки.

Подведена уже не труба звукопровода. Трубу заменяют электрические провода, протянутые из студии. По этим проводам течёт колеблющийся со звуковой частотой электрический ток. Он поступает в прибор, который на­зывают рекордером. Рекордер — это электрический записыватель звука. Его задача заключается в том, чтобы колебания электрического тока преобразовывать в меха­нические колебания резца.

В рекордере, как и в телефонной трубке, колеблю­щийся электрический ток проходит через обмотку элек­тромагнита. Электромагнит то сильнее, то слабее притя­гивает к себе маленький железный сердечник — якорь. А на конце якоря укреплён резец. Таким образом, коле­бания якоря в точности передаются резцу, и он пишет на восковом валике звуковую канавку.

В МИРЕ ЗАСТЫВШИХ ЗВУКОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой небольшой книжке вы познакомились с тем, как люди научились записывать звуки. Наше Правительство уделяет большое внимание де­лу развития звукозаписывающей техники в стране. Ещё в 1936 году по инициативе …

ЗВУКОЗАПИСЬ НА ВОЙНЕ

Н Очь. За опушкой в лесу слышится нарастающий шум танков. Его заглушают частые очереди пулемётной стрельбы. «Здесь сосредоточиваются силы,— думает против­ник,— тут больше всего шума». На самом же деле тут …

ЗВУКОЗАПИСЬ ПОМОГАЕТ РАДИОВЕЩАНИЮ

В этой книге уже рассказывалось о том, как техника радиовещания помогла развиваться звукозаписи. Вскоре настал черёд и звукозаписи отблагодарить радио­вещание за помощь. Сложное дело — вести в течение чуть ли …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.