В МИРЕ ЗАСТЫВШИХ ЗВУКОВ

КАК СОЗДАВАЛОСЬ СОВЕТСКОЕ ЗВУКОВОЕ КИНО

В

ноябре 1926 года в одной из лабораторий Физиче­ского института Московского университета началась напряжённая работа. Группа научных сотрудников заду­мала сделать нечто совсем необычное.

— Шутка ли сказать! Говорящее кино! Нужно ли это?

Руководители работы — молодые инженеры П. Г. Та - гер, И. С. Джигит и А. А. Шишов.

Как лучше всего записать звук на киноплёнку? — вот вопрос, над которым думали советские инженеры.

Шаг за шагом приближались инженеры к решению сложной задачи. Прежде всего необходимо было найти способ наиболее совершенно превращать электрические колебания в световые.

Может быть, нужно воспользоваться мембраной с зер­кальцем, о которой говорилось раньше? Нет. Мембрана имеет вес и может внести искажение в сложные звуковые колебания. Нельзя допустить, чтобы будущее говорящее кино зазвучало, как старинный граммофон.

И вот начались поиски.

Наконец, на столе перед Тагером — авторское сви­детельство. Оно говорит о том, что разработан­ный им аппарат является оригинальным. Это — изо­бретение.

Модулятор — аппарат для преобразования элект­рических колебаний в световые, построенный Тагером и его товарищами, устроен следующим образом. Свет от электрической лампочки проходит сначала сквозь призму из горного минерала — исландского шпата. Затем он попадает в специальную камеру, наполненную осо­бой жидкостью — нитробензолом. В этой жидко­сти располагаются две пластинки, к которым и подво­дится меняющийся со звуковой частотой электрический ток от микрофона.

Проходя между этими пластинками, свет под влия­нием меняющегося электрического тока также меняется по своей силе. При этом изменения светового потока строго соответствуют электрическим. Свет приобретает колебания, соответствующие звуковым, принятым от микрофона. Теперь его уже нетрудно направить на дви­жущуюся киноплёнку. Так звук фотографируется на зву­ковой дорожке киноленты.

Но не только один модулятор нужен для звукозапи­сывающей аппаратуры. Нужны ещё: лентопротягивающий механизм и другие совершенные приспособления для того, чтобы звук, записанный на плёнку, получился чистым и ясным. Всё это постепенно создавалось в лаборатории Тагера.

Первые публичные опыты фотографической записи звука на аппаратуре Тагера прошли очень успешно.

Вскоре же начались и съёмки хорошо всем изве­стной звуковой кинокартины «Путёвка в жизнь» (рис. 10).

«Путёвка в жизнь» прошла с огромным успехом как у нас, так и за границей. Везде отмечали хорошее каче­ство звука.

Позднее аппаратура Тагера подвергалась различ­ным изменениям и усовершенствованиям. Вскоре её начал выпускать один из наших заводов. На звуко­записывающей аппаратуре системы Тагера снималось много картин.

«Звук заснят по системе Тагефон»—было написано в заглавии таких картин.

Рис. 10. Первый опытный звукоза­писывающий аппарат Тагера, на котором снималась кинокартина «Путёвка в жизнь».

подпись: 
рис. 10. первый опытный звукоза-писывающий аппарат тагера, на котором снималась кинокартина «путёвка в жизнь».
Несколько позднее, чем Тагер и его товарищи, за разработку другой звукозаписывающей аппаратуры при­нялся советский инженер А. Ф. Шорин. Ему захоте­лось построить такую ап­паратуру, которая запи­сывала бы звук попе­речным способом.

Шорин изобрёл свой модулятор света. Этот мо­дулятор был устроен так.

Представьте себе тон­кую металлическую нить, находящуюся между по­люсами сильного электро­магнита. Через нить про­ходит колеблющийся со звуковой частотой элек­трический ток.

Известно, что всякий проводник, по которому течёт ток, отклоняется сильным магнитом в сто­рону. Отклоняется поэтому и нить модулятора Шо - рина. Но так как в устрой­стве Шорина по металли­ческой нити течёт ток, ко­леблющийся по своей силе, то и нить отклоняется не с одинаковой силой — она начинает совершать колебания.

Мимо такой колеблющейся нити через узкую щель проходит свет от электрической лампочки. Нить задер­живает этот свет то больше, то меньше, и на плёнке фотографируется зигзагообразная кривая — попереч­ная запись звука.

В первой звуковой картине, созданной по системе Шо­рина, были сняты различные музыкальные инструменты. Демонстрировалась возможность воспроизводить зву­чанье этих инструментов на экране.

Аппаратура Шорина стала также изготовляться на одном из заводов (рис. 11). С её помощью было снято много известных картин: «Великий гражданин», «Юность Максима» и другие.

Модуляторы Тагера и Шорина не так просты по сво­ему устройству. Но вот совсем простой модулятор света

КАК СОЗДАВАЛОСЬ СОВЕТСКОЕ ЗВУКОВОЕ КИНОБыл разработан науч­ными сотрудниками ла­боратории Ленинград­ской кинофабрики Бел - госкино.

Мы уже рассказы­вали, что с помощью электрической лампоч­ки, если пропускать че­рез неё колеблющийся ток, можно записывать световые колебания на киноплёнку. Иными сло­вами, простая электри­ческая лампочка мо­жет служить модулято­ром света при фото - Рис. 11. Один из первых образцов графической записи звукозаписывающего аппарата Шорина. звука.

Однако практиче­ски обычная электри­ческая лампа — очень плохой модулятор. Дело в том, что для успешной записи звука на плёнке колебания света в лампочке должны очень точно соответствовать колеба­ниям электрического тока, идущего от микрофона. А для этого необходимо, чтобы нить электрической лампы охлаждалась и нагревалась с такой же скоростью, с какой изменяется по своей силе электрический ток. В обычной электрической лампочке этого нет. Её нить охлаждается и нагревается слишком медленно. Но нельзя ли в таком случае построить электрическую лампочку, нить которой охлаждалась и нагревалась бы очень быстро? Разреше­нием этого вопроса и занялись сотрудники Ленинград­ской кинофабрики Белгоскино.

Работа изобретателей увенчалась успехом. Они по­строили такую лампу, в которой благодаря сильному
охлаждению нити можно получать очень быстрые свето­вые колебания.

Коротенький волосок этой лампы укреплён таким об­разом, что он плотно соприкасается со слюдяной пластин­кой. Эта пластинка нужна для того, чтобы тепло от рас­калённого волоска свободно уходило в слюду. Кроме

КАК СОЗДАВАЛОСЬ СОВЕТСКОЕ ЗВУКОВОЕ КИНО

Рис. 12. Звукозаписывающий аппарат с модулятором из лампочки накаливания, построенный на кинофабрике «Белгоскино».

Того, в стеклянном баллоне лампочки нет пустоты, как в обычной. Его заполняет газ — водород, имеющий боль­шую теплопроводность и, следовательно, также сильно охлаждающий нить.

Таким образом получился очень простой модулятор света. Меняющийся по силе свет, излучаемый такой лампочкой, направляется через щель на движущуюся ки­ноплёнку, и на ней записывается звуковая дорожка.

С помощью описанного модулятора света были сняты картины: «Переворот», «Слава мира», «Возвращение На­тана Беккера», «Первая любовь» и другие.

Такая звукозаписывающая аппаратура (рис. 12) была построена в 1929 году автором этой книги совместно с А. Машковичем.

Вы познакомились с различными системами звукоза­писывающей аппаратуры. Посмотрим теперь, как практи­чески записывают звуки на киноплёнку. Совершим экс­курсию на кинофабрику.

В МИРЕ ЗАСТЫВШИХ ЗВУКОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой небольшой книжке вы познакомились с тем, как люди научились записывать звуки. Наше Правительство уделяет большое внимание де­лу развития звукозаписывающей техники в стране. Ещё в 1936 году по инициативе …

ЗВУКОЗАПИСЬ НА ВОЙНЕ

Н Очь. За опушкой в лесу слышится нарастающий шум танков. Его заглушают частые очереди пулемётной стрельбы. «Здесь сосредоточиваются силы,— думает против­ник,— тут больше всего шума». На самом же деле тут …

ЗВУКОЗАПИСЬ ПОМОГАЕТ РАДИОВЕЩАНИЮ

В этой книге уже рассказывалось о том, как техника радиовещания помогла развиваться звукозаписи. Вскоре настал черёд и звукозаписи отблагодарить радио­вещание за помощь. Сложное дело — вести в течение чуть ли …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.