Устройства на светодиодах, и не только
Технические характеристики пленок ЗМ
• Прочность соединения на сдвиг - 14,1-17,6 кг/см2.
• Прочность соединения на отслаивание - 0,53 кг/см2.
• Междуконтактное сопротивление < 0,2 Ом.
• Минимальное необходимое расстояние между контактными дорожками - 0,25 мм.
Ленту наносят на контактные дорожки шлейфа (за счет небольшой начальной адгезии) с предварительно удаленным защитным слоем. Фиксация шлейфа на контактных дорожках матрицы или ЖКИ происходит посредством склеивания при помощи термокомпрессионного оборудования (см. выше). Для успешного выполнения операции температура должна возрастать до 135 °С в течение 10 секунд с момента прижатия нагревательного элемента к соединению.
В рекомендациях по использованию анизотропной пленки, для приклеивания - шлейфа дешифраторов, есть четкое указание - предварительно зачищать растворителем МЕК. МЕК (метил-этил-ке - тон) - это специальный растворитель Methylethylketon, в свободной продаже его нет (оказывается, его используют при изготовлении наркотиков). Есть и более простые и доступные способы - концентрированный раствор пищевой соды (сода, растворенная в кипятке, - горячая щелочь): после обработки «залитого компаундом» проблемного места необходимо подождать 20 минут. На втором месте по эффективности - уайт-спирит (керосин). При работе с кислотами надо соблюдать меры безопасности (обезопасить глаза, кожу).
Пленка фирмы ЗМ, получившая уже вполне нарицательное название, вполне подходит для ремонта как больших, так и маленьких матриц S-IXS, а также во всех иных случаях, когда шлейф отклеивается в результате нагрева или механического воздействия.
Самые сложные этапы работы - совмещение дорожек и термокомпрессия. Если шлейф имеет 200-400 проводников, то точек со
единения контактов будет в 2 раза больше. После охлаждения можно сделать электроконтроль дорожек: если отдельная дорожка не прошла электроконтроль, поверх нового шлейфа можно соединить цепь отдельным проводником от МГТФ.
MFJ-941Е + PSL-80
Для совместной работы с мобильными трансиверами успешно используются внешние автоматические и ручные антенные тюнеры. Один из популярных тюнеров MFJ-941E (см. рис. 3.50) я применяю уже много лет и в процессе экспериментов заметил, что такому (и аналогичным) устройству очень нужна подсветка индикатора на передней панели.
Рис. 3.50. Тюнер MFJ-941E
О том, как сделать такую подсветку с помощью светодиода и солнечного элемента, рассказываю ниже.
Конструктивно подсветка измерителя КСВ и индикатора ВЧ- напряжения в тюнере предусмотрена с помощью подключения на задней стенке корпуса устройства (к гнезду METER LAMP - см. рис. 3.51) сетевого адаптера с выходным постоянным напряжением 12 В и током от 100 мА (и выше).
Рис. 3.51. Вид на заднюю стенку корпуса тюнера MFJ-941E с гнездом для подключения дополнительного источника питания
Однако на моей практике неоднократно приходилось согласовывать выходной (ВЧ) тракт автомобильных (возимых) радиостанций в вечернее время, когда тюнер выносился «в полевые условия»; без подсветки индикатора в сумерки, да еще на природе проводить согласование весьма затруднительно. Схема тюнера позволяет точно согласовать, к примеру, такие капризные к КСВ выносные антенны, как магнитная рамка или вертикальный штырь на магнитном основании (без заземления).
Конечно, можно «запитать» подсветку индикатора от АКБ (питания) трансивера, но... можно пойти и более оригинальным путем. Рассмотрим альтернативный вариант питания ниже.
Для этого потребуется разобрать популярный светильник PSL - 80 с одним светодиодом лунного свечения и элементом солнечной батареи, представленный на рис. 3.52.
Рис. 3.52. Светильник PSL-80 с одним светодиодом лунного свечения и элементом солнечной батареи