Управление строительной компанией
Закупки строительных материалов и оборудования
Политика большей части компаний в сфере закупок строительных материалов и конструкций является достаточно консервативной. Поставки осуществляются в рамках старых, сложившихся связей; новые поставщики появляются редко. Между тем рынок строительных материалов в Петербурге развивается чрезвычайно динамично. Общее число поставщиков по каждой позиции доходит до сотни и более единиц. При этом разброс цен по отдельным материалам доходит до 30 – 40%. В данных условиях активная маркетинговая работа с поставщиками может дать значительный экономический эффект (необходимо учитывать, что стоимость материалов составляет до 70 % от общей сметной стоимости строительно-монтажных работ).
При выборе поставщиков, кроме цен, следует учитывать такие факторы, как надежность фирмы, гарантии качества товара, возможность скидок, условия поставки (размер партии, способ доставки), дополнительные услуги (предварительная обработка строительных конструкций, консультации по применению новых материалов и т. д.)
Весьма перспективной является комбинаторная форма поставок, когда строительная компания заключает договор на комплексную комплектацию объекта в соответствии с согласованным перечнем материалов и конструкций. Это позволяет рассчитывать на получение значительных скидок, добиваться выгодных схем оплаты, сводить к минимуму запасы на строительной площадке. Комбинаторные поставки особенно эффективны для небольших строительных компаний, характеризующихся неравномерной потребностью в материалах и конструкциях, поскольку при линейной схеме они не могут рассчитывать на выгодные условия.
Перспективен также встречный закупочный маркетинг, когда крупная строительная компания самостоятельно выходит на зарубежных производителей материалов и конструкций. Встречный маркетинг, в принципе, доступен и небольшим строительным компаниям, при условии их объединения в закупочные концерны, осуществляющие централизованные поставки материалов. Дополнительными преимуществами таких концернов являются: возможность проведения глубоких маркетинговых исследований; обеспечение долгосрочных ценовых соглашений с производителями строительных материалов; обеспечение существенных скидок и выгодных условий поставки.
Закупки строительных материалов и конструкций в петербургских строительных компаниях, как правило, осуществляются специализированными отделами снабжения. Однако есть и другие схемы закупок. Так в “Компакте” (промышленное строительство) они производятся непосредственно начальниками участков, что существенно расширяет сферу их полномочий и ответственности. Вместе с тем, данная схема, по-видимому, наиболее эффективна именно в промышленном строительстве, где каждый объект, по существу, уникален и характеризуется большими потребностями в материалах. Следует отметить, что “Компакт” использует элементы комбинаторной формы поставок, что позволило компании перейти на работу “с колес”, фактически без складирования материалов.
Материально-техническая база российских строительных компаний, в целом, характеризуется высокой изношенностью. При этом значительная часть компаний не имеет возможностей для ее активного обновления из-за низкой рентабельности. Альтернативой является распространение аренды оборудования (в основном, крупногабаритного) и транспортных средств. Так в “УНИСТО” и “Эльфе” арендованное оборудование составляет около 50% (что приближается к западным стандартам). Лизинг пока не получил развития из-за коротких сроков выкупа оборудования и высоких кредитных ставок. Тем не менее, большинство руководителей строительных компаний считает лизинг весьма перспективным направлением технической политики.
Следует отметить, что в российских компаниях, в отличие от западных, отдел снабжения и отдел оборудования (отдел главного механика) обычно находятся вне строительного подразделения (см. рис. 1), хотя по существу они являются сервисными, вспомогательными службами.