Управление строительной компанией
Стимулирование труда, моральные и материальные стимулы
Наверное, многие помнят классическую формулу оплаты труда времен «зрелого социализма»: оклад плюс квартальная премия. При этом квартальная премия воспринималась, как неизбежная и неотъемлемая прибавка к зарплате (лишиться ее можно было, только совершив целую серию аморальных поступков. Общепринятый размер премиальных составлял 50% от оклада.
С тех пор мало что изменилось. Премия, по - прежнему, остается главным материальным стимулом труда рабочих и менеджеров. Правда, появились хитроумные методики расчета КТУ (зачастую в них могут разобраться только авторы), но суть проблемы не изменилась. Премия у нас выплачивается практически всем работникам и не связана с какими либо выдающимися успехами и достижениями. Не удивительно, что она воспринимается работниками, как неотъемлемая часть заработка, некая постоянная надбавка.
В некоторых российских компаниях размер премиальных выплат достигает 100% от основной заработной платы. Если в этих условиях попытаться придать премиям действительно стимулирующую роль, получится, что общий заработок работника может колебаться, скажем, от 500 до 1000 долларов в месяц. Это, во – первых, несправедливо, потому что в реальной жизни очень редко встречаются такие резкие перепады в эффективности труда. Во – вторых, мало найдется работников, которые согласятся трудиться в такой чрезвычайно неопределенной и конфликтной обстановке.
Кроме того, возникает вопрос: «А судьи – кто?». Бригадир, начальник участка, руководитель отдела? Но они тоже люди, со своими симпатиями и антипатиями и мнение их, в достаточной мере, субъективно.
Таким образом, премиальная система – это либо уравниловка, либо постоянные конфликты. Большинство руководителей, естественно, выбирают первое. Но причем здесь материальное стимулирование?
На Западе премии играют вспомогательную роль. Главным стимулом для интенсивного и эффективного труда там является карьера, продвижение по служебной лестнице. Ступенек в этой лестнице достаточно много и они вполне доступны (хотя, конечно, у каждого свой предел). В любом случае, добросовестный и старательный работник за свою служебную карьеру может повысить заработную плату в три, а то и в пять раз. Таким образом, каждая следующая ступенька достаточно привлекательна.
А что же премии? Да, премии есть. Обычно, они вручаются под Рождество и носят знаковый для работника характер. Если он получил большую премию, можно ждать скорого повышения. Если премия небольшая, руководство, в целом, удовлетворено результатами работы, но надеется на большее. Если же премия носит чисто символический характер (например, два билета в театр), работнику стоит задуматься о том, чтобы не потерять свое место. В небольших компаниях весомым материальным стимулом для менеджеров высшего звена считается участие в акционерном капитале.
Не забыты и моральные стимулы (у нас они долгое время считались «пережитками прошлого»). При входе в компанию помещены фотопортреты наиболее уважаемых сотрудников, внесших значительный вклад в развитие фирмы (это вовсе не похоже на «занесение на доску почета»). Отличившийся работник может рассчитывать на личную благодарность главы компании, на публикацию тематической статьи в местной прессе, ему предоставляется отдельный кабинет или персональное место парковки (для автомобилиста это, возможно, более важно).
Нужно сказать, что и в России многие строительные компании уже отошли от традиционной премиальной системы и стимулируют работников именно продвижением по служебной лестнице.
Как известно, на западе, практически, не существует злободневной для нас проблемы качества строительно – монтажных работ. Рабочий, допускающий брак, там просто не приживется, ему не место на строительной площадке. К сожалению, у нас совершенно другая ситуация. Немного найдется в Петербурге компаний, к которым нет претензий по качеству построенного жилья.
Как решить эту наболевшую проблему? Во – первых, качество работы должно быть решающим фактором при повышении классности рабочего (в дополнение к традиционным шести разрядам, целесообразно ввести квалификационные разряды 3а, 3б, 3с, 4а и так далее) и, соответственно, оплаты его труда. При выплате премий за сдачу объекта (здесь уже не может быть уравниловки), основой также должно стать качество работы.
Безусловно, нужны и моральные стимулы, ведь недаром старый русский Мастер просто не мог сделать плохую работу. Ему было стыдно перед людьми. А сегодня не стыдно. Не стыдно, потому что труд обезличен. Следовательно, необходимо поднять престиж мастерства. Трудовой коллектив должен знать в лицо и уважать лучших работников. Они могут стать примером для молодежи. Случаи недобросовестной работы также следует предавать гласности. Нужно надеяться, что коллектив по справедливости осудит работников, которые подрывают репутацию фирмы.