Управление эффективностью бизнеса
Теория ограничений
Теория ограничений (Theory of Constraints, TOC) — относительно новая концепция управления производством. История ее возникновения весьма интересна. Все началось с того, что однажды владелец небольшого американского предприятия, выпускающего прозаичную, но необходимую в фермерском хозяйстве продукцию — садки для кур, — задумался о том, как повысить эффективность своего бизнеса. Стремясь отойти от сложившихся стереотипов, он обратился за советом к другу, физику по образованию, который до этого никогда не занимался решением подобных задач. Результат превзошел все ожидания: за счет оригинальной системы диспетчеризации производства выпуск продукции увеличился в три раза!
Физика, по иронии судьбы ставшего экономистом, звали Э. М. Голдрат (Е. М. Goldratt), а его изобретение достаточно быстро получило известность. Презентация новой системы управления состоялась под торговой маркой ОРТ (OptimizedProduction Technology — оптимизированная технология производства). Но еще одним интересным фактом стало то, что Голдрат сначала отказывался публиковать описание разработанных
Им алгоритмов планирования и только в 1986 г. выпустил книгу «Цель:
1
Процесс постоянного совершенствования» , в которой в популярной форме разъяснил сущность теории, ставшей основой метода ОРТ.
Вскоре после публикации книги произошла смена термина: новая теория получила название «теория ограничений». В то же время, несмотря на смену названий, идеи Э. М. Голдрата не претерпели существенных изменений, хотя в процессе дальнейших исследований был предложен целый ряд дополнений и улучшений. Ключевым понятием новой теории является «ограничение», под которым понимается «все то, что мешает организованной системе достичь своей цели». О многообразии целей мы уже говорили в главе 2, поэтому отметим, что область применения теории Голдрата не ограничивается управлением производственными процессами.
Управление организацией с применением теории ограничений предусматривает пять шагов:
1) выявить ограничение (узкое место) системы;
2) определить способы наиболее эффективного использования ресурса, являющегося ограничением;
3) сделать все возможное для того, чтобы ресурс, являющийся ограничением, использовался наиболее эффективно и оптимально;
4) повысить пропускную способность ограничения (возможно, за счет привлечения дополнительных ресурсов);
5) вернуться к шагу 1 и начать поиск ресурса, ставшего новым ограничением («не позволяйте вашей инерции превратиться в новое ограничение»).
Применительно к основной деятельности предприятия можно выделить несколько типов ограничений:
— внутренние ресурсы: мощность оборудования, производствен - ные площади, наличие квалифицированного персонала и т. д.;
— внешние факторы: ограничения рынка (избыточное предложение), недостаточные возможности поставщиков и т. п.;
— ограничения в методах ведения бизнеса и процедурах управления.
Что касается возможности практического использования теории ограничений, то она применима не только на предприятиях материального производства, но и в непроизводственной сфере: в банках, сервисных компаниях, государственных структурах. Вопрос лишь в том, как задать теории практический импульс. И здесь мы опять подходим в вопросу информационного обеспечения, включающего сбор, обработку и представление управленческой информации, а следовательно — и к вопросу о применении информационных технологий.