Управление эффективностью бизнеса
Коммерческий банк
Современный банковский бизнес сложен и динамичен. Сегодня большинство банков — как за рубежом, так и в России — являются многопрофильными и работают одновременно на нескольких рынках. Это означает, что современный банкир должен обладать всей необходимой информацией для оперативного принятия экономически обоснованных решений. Для решения этой задачи на помощь банкиру приходят информационные технологии. Впрочем, прогрессивные технологии хороши постольку, поскольку позволяют решить актуальные проблемы и реализовать методологические подходы, наиболее важные для банка. Рассмотрим некоторые результаты проекта внедрения системы Hyperion Planning, завершившегося в начале 2004 г. в одном из ведущих банков России — Международном Московском Банке (ММБ)[16].
Главная из проблем, с которыми банк сталкивался до внедрения, — то, что процессы планирования занимали слишком много времени, но при этом количество итераций согласования было явно недостаточным, а времени на анализ плана и результатов его исполнения почти не оставалось. Кроме того, усилия по поддержке бюджетной модели были слишком велики, администрирование требовало значительных затрат времени и средств, в том числе на «механические» действия. Еще одна проблема состояла в том, что рабочие характеристики и масштабируемость пользовательских приложений не были оптимальными. Это, в частности, проявлялось в разрозненности систем и в том, что одни и те же исходные данные приходилось вводить в компьютер несколько раз.
Попытки решить перечисленные проблемы на основе электронных таблиц не давали серьезных результатов ввиду разобщенности и недостаточной целостности данных, отсутствия адекватных механизмов защиты, неустойчивости к некорректным действиям пользователей, невозможности централизованного контроля. Более того, отсутствие многомерности представления данных и слаборазвитые функции формирования отчетов не позволяли обеспечить представление информации в виде, удобном для менеджеров. Серьезные проблемы возникали и при необходимости консолидировать данные, хранящиеся в различных источниках. А если к этому добавить слабые интеграционные возможности и риски, связанные с искажением информации, то целесообразность отказа от электронных таблиц как инструмента планирования становилась очевидной. В этих условиях ярко проявилась необходимость применения специализированного программного обеспечения — достаточно мощного и масштабируемого, обладающего встроенной функциональностью и способного поддержать десятки пользователей, вовлеченных в бюджетный процесс.
В методологии бюджетного планирования, реализованной в ММБ, можно выделить несколько групп задач, которые, пожалуй, актуальны для любой кредитной организации:
— планирование расходов на персонал;
— планирование операционных расходов;
— планирование основной деятельности;
— формирование финансовой и управленческой отчетности;
— GAP-анализ;
— прогнозирование.
Рассмотрим более подробно реализацию перечисленных задач на основе Hyperion Planning.
Планирование расходов на персонал реализовано на максимально детальном уровне, по отдельным расходным статьям, включая заработную плату, медицинское страхование и др. Все эти показатели планируются для каждого сотрудника, поскольку организационная структура банка выделена в системе в отдельное аналитическое направление и детализирована до уровня отдельных сотрудников.
Второй крупный блок задач — планирование операционных расходов на уровне структурных подразделений банка. Алгоритмы, реализованные в Hyperion Planning, предусматривают планирование как прямых, так и косвенных расходов подразделений с последующим отнесением их на уровень подразделений по соответствующим базам распределения.
Планирование основной деятельности осуществлялось по продуктам, реализуемым банком, с разбивкой на аналитические направления: валюта, период до погашения, период изменения цены реализации продукта (период переоценки). В качестве исходных данных заполняемые в процессе бюджетирования формы сбора плановой информации содержат балансовые остатки и денежные потоки так называемых «старых сделок» — фактических операций, совершенных до начала бюджетного периода. При планировании пользователи имели возможность оценить финансовый результат, получаемый от фактических сделок. Одним из центральных элементов модели стала реализация концепции внутреннего фондирования, которая в совокупности с многоступенчатым алгоритмом аллокации расходов на профит-центры позволяет перейти к построению управленческой отчетности на уровне подразделений: центров прибыли и направлений бизнеса. Используемая банком методология фондирования подразумевает определение внутрибанковской цены перераспределения денежных ресурсов (исходя из валюты, срока, периода переоценки и риска потери ликвидности), на основании которой подразделения планируют свой маржинальный доход (доход подразделения) или расход.
Задача формирования финансовой и управленческой отчетности банка была решена на основе методологии ведения управленческого учета, которая подразумевает выделение в структуре банка центров доходов, или профит-центров (profit centers), и центров затрат, или кост-центров (cost centers). Центры доходов (профит-центры) — это подразделения, формирующие в результате своей деятельности доход банка, а центры затрат (кост-центры) — подразделения, осуществляющие учет, контроль, техническое и т. п. сопровождение проводимых банком операций. Центры затрат, имеющие общие функциональные признаки, объединяются в группы (во время реализации описываемого проекта таких групп в банке было пять). В соответствии с утвержденными в банке правилами, расходы всех кост-центров, в зависимости от принадлежности к той или иной группе, полностью распределяются на профит-центры. В свою очередь, доходы профит-центров по отдельным продуктам (группам продуктов), реализуемым несколькими профит-центрами, также распределяются между ними, исходя из степени участия (ответственности) в реализации продукта. Для решения задачи построения системы управленческой отчетности рабочей группой была реализована модель иерархической структуры банка, внедрена система согласования плановых значений между различными уровнями структурной иерархии, сформированы соответствующие алгоритмы распределения, позволяющие на уровне отделов (групп) формировать соответствующие отчеты о результатах их деятельности.
Результатом решения поставленной задачи стало построение системы управленческой отчетности, включающей стандартный (финансовый), табличный (Microsoft Excel) и графический форматы. Эта отчетность обеспечивает менеджеров банка информацией о деятельности каждого профит-центра на уровне отдела (группы), а также областей деятельности.
В ходе проекта была также решена задача GAP-анализа структуры активов и обязательств банка. Разработанное приложение позволило определять дисбалансы по суммам между обязательствами и требованиями в различных временных группах с разбивкой на валюты, подразделения и банковские продукты (анализ GAP-ликвидности). Также стало возможным получение информации о дисбалансах в процентных ставках в различных временных группах и расчет чувствительности банка к изменению процентных ставок (процентный GAP-анализ). Задачи GAP-ликвидности и процентного GAP-анализа были реализованы как для плановых, так и для фактических данных.
Задача прогнозирования деятельности банка на основе фактических данных включает прогнозирование как балансовых статей, так и статей доходов и расходов, в том числе операционных расходов банка. Реализация алгоритма прогнозирования маржи подразделений и стоимости фондирования позволила построить прогнозную отчетность в управленческом формате. Таким образом, в результате внедрения Hyperion Planning пользователи бюджетной системы получили возможность сравнивать и анализировать не только плановые и фактические, но и прогнозные данные.
СТАРОВОИТОВ Владимир Анатольевич
Начальник отдела бюджетного планирования Международного
Московского Банка
Планирование и бюджетирование - важная составная часть управления, именно поэтому банк всегда уделял особое внимание данному участку своей деятельности, совершенствуя и оптимизируя бюджетный процесс, его методологическую базу. В то же время развитие системы бюджетирования предъявляло новые требования к программным средствам, обеспечивающим сопровождение процесса подготовки бюджета. Созданная в банке на основе Microsoft Excel система аналитических таблиц для обработки плановых показателей уже была неспособна удовлетворять растущие потребности банка в части ускорения процесса обработки информации, улучшения ее качества и содержания. В этой связи вопрос внедрения более совершенной автоматизированной системы бюджетирования в Международном Московском Банке стоял достаточно остро.
Выбирая новую систему, мы уделяли особое внимание таким качествам, как гибкость создания бюджетных форм и форм отчетности, возможность построения нескольких сценариев бюджета, многопользовательский режим работы, наличие у банка необходимой технической платформы для установки программного обеспечения. Также изучались такие характеристики, как сложность работ по установке и настройке программного обеспечения, наличие консультантов, способных успешно реализовать проект и имеющих опыт внедрения в финансовых учреждениях, удобство работы с системой конечного пользователя. В результате проведенного исследования рынка специализированных систем планирования и бюджетирования мы определили группу компаний, предлагающих программные разработки, удовлетворяющие требованиям банка. В дальнейшем, в ходе проведения тендера между компаниями на право установки программного обеспечения в ММБ, наиболее предпочтительным было признано предложение холдинга ЛАНИТ по внедрению программного продукта компании Hyperion - Hyperion Planning.
В результате внедрения Hyperion Planning процесс бюджетирования в банке качественно изменился. Сократились сроки формирования, согласования и утверждения бюджета, повысилась оперативность формирования отчетов. Появилась возможность более детального планирования в разрезе банковских продуктов, клиентов, статей бюджета, и, как следствие, улучшились показатели, характеризующие точность бюджетной модели. Гибкость программного обеспечения позволила оперативно вносить изменения в существующие настройки в зависимости от изменений в деятельности банка, его организационной структуре, бизнес-процессах, возникающих в период подготовки бюджета.
Продолжение на следующей странице
Положительным для банка стало и то, что программа является доступной для любого пользователя, имеющего элементарные навыки работы с программными продуктами, и подготовка администратора системы (сотрудника банка) осуществляется ужена стадии ее внедрения. Таким образом, по окончании внедрения программного обеспечения сотрудники банка, участвующие в бюджетном процессе, были полностью готовы начать ее «промышленную эксплуатацию».
Сегодня, когда совместный проект ММБ и ЛАНИТ завершен и бюджет на 2004 год подготовлен с использованием новой системы, в качестве подведения итогов можно сказать, что результат внедрения Hyperion Planning доказал обоснованность и правильность принятого банком решения. Система Hyperion Planning заняла достойное место в ряду аналитических программ, используемых банком в своей деятельности.
* Фото предоставленоредакциейеженедельника Compute/world Р