Управление эффективностью бизнеса
Функциональность информационной системы класса ВРМ
Из идеи непрерывного цикла управления логически вытекает функциональность информационной системы класса ВРМ. Рассмотрим функциональную структуру ВРМ-системы на примере семейства программных продуктов корпорации Hyperion.
Пожалуй, одной из наиболее важных составляющих информационной ВРМ-системы можно считать приложения, реализующие функции целевого управления. В последние годы, благодаря широкой известности трудов Р. Каплана и Д. Нортона, большую популярность в этой области приобрела методология Balanced Scorecard. Хотя, справедливости ради, следует отметить и другие аналогичные разработки, например Stern Stewart Integrated EVA Scorecard или Baldridge Criteria. Информационные системы, поддерживающие перечисленные методики, позволяют структурировать цель развития (с учетом как финансовых, так и нефинансовых показателей), доводить целевые показатели до нижестоящих звеньев, а также формировать общекорпоративную систему мотивации, стимулирующую достижение этих целей и направляющую усилия многочисленных подразделений в единое русло. Совокупность индикаторов позволяет руководителям оценить, насколько успешно компания продвигается в заданном направлении и насколько ее текущая деятельность соответствует утвержденной стратегии.
Все перечисленные методики поддерживаются одним продуктом Hyperion — системой Hyperion Performance Scorecard, причем пользователи имеют возможность не только использовать классические модели, но и модернизировать их в соответствии с собственными предпочтениями.
После определения целей возникает логичный вопрос о том, как их достичь. В этом отношении большую помощь может оказать моделирование бизнеса. ВРМ-система позволяет формировать многовариантные сценарии деятельности, рассчитывать себестоимость с применением методов функционально-стоимостного анализа (Activity Based Costing), учитывать использование ресурсов и выявлять узкие места. Все это позволяет руководителю лучше понять явления и процессы, происходящие в компании, и на основе этого оценить, насколько те или иные факторы способствуют (или препятствуют) достижению поставленных целей. Среди программных продуктов Hyperion для решения задач бизнес-моделирования служит программный продукт Hyperion Business Modeling.
Обозначив цели и осознав влияющие на них факторы, следует запланировать конкретные шаги по их достижению. Здесь мы переходим к во - просам планирования, бюджетирования и прогнозирования (это предметное направление сегодня является наиболее востребованным на рынке ВРМ-решений). Специализированные системы этой категории содержат всю базовую функциональность, необходимую для планирования и бюджетирования, включая ведение аналитических направлений и классификаторов, описание финансовой структуры и принципов взаимодействия, учет трендов, анализ отклонений и т. п. Система бюджетирования учитывает потребности крупных организаций, позволяя составлять бюджеты для каждой бизнес-единицы и для каждого из структурных подразделений, при этом консолидация может осуществляться на любом из уровней организационной структуры. Наконец, современные системы бюджетирования содержат развитые организационные функции, позволяющие вовлечь в бюджетный процесс десятки и даже сотни специалистов.
В этой области Hyperion предлагает два программных продукта: Hyperion Pillar и Hyperion Planning. Эти программные продукты схожи по функциональности, но различаются по техническим параметрам. В частности, различия состоят в повышенной масштабируемости Hyperion Planning, а также в наличии в этом программном продукте ряда дополнительных функций экономического и организационного характера. Если Hyperion Pillar обеспечивает в основном функции классического бюджетирования (финансового планирования), то Hyperion Planning обеспечивает также и планирование операций.
После того как планы составлены, необходимо организовать мониторинг — регулярное отслеживание состояния компании, фиксирование отклонений и выяснение их причин. Многие функции контроля и анализа заложены непосредственно в приложениях для бюджетирования, но в составе ВРМ-комплекса есть элемент, представляющий собой универсальное аналитическое решение. Речь идет о модуле бизнес-интеллекта (Business Intelligence, BI). Его главное назначение — собирать необходимую информацию из различных и, скорее всего, разнородных источников (ERP, CRM, SCM и др.), структурировать ее в соответствии с экономическими категориями и таким образом обеспечивать единый взгляд на управленческую информацию («единую версию правды» — single version of truth), столь необходимый руководителю. Программные продукты, на основе которых создается BI-платформа, представляют собой OLAP-системы (On-Line Analytical Processing). Такие системы не зависят от особенностей информационной инфраструктуры компании и могут работать со всеми необходимыми данными, независимо от их источников. Большинство OLAP-продуктов нельзя однозначно отнести ни к средствам разработки, ни к готовым приложениям. С одной стороны, они не требуют освоения теории и практики построения аналитических приложений, но в то же время они не являются и готовыми решениями, поскольку требуют определенной настройки. Поэтому, несмотря на то, что OLAP-системы позволяют разрабатывать довольно эффективные аналитические приложения, они вряд ли могут служить полноценной альтернативой специализированным прикладным компонентам ВРМ-системы.
В линейке продуктов Hyperion роль BI-платформы играет OLAP-сервер Hyperion Essbase. Заметим, что именно этот программный продукт называют пионером OLAP-технологий и что его «деловые качества» неоднократно отмечались ведущими аналитическими агентствами (например, SPEX). Эта система не только служит платформой для других приложений Hyperion, но и позволяет разрабатывать приложения для практически любых аналитических задач. Более того, пользователи Hyperion Essbase получают возможность использования ряда дополнительных инструментов, позволяющих более эффективно организовать аналитическую обработку информации. К числу таких инструментов, в частности, относится Hyperion Analyzer — web-ориентированное приложение для анализа и представления отчетности на основе информации, хранящейся как в многомерной базе данных Hyperion Essbase, так и в некоторых других базах данных.
Особое место в информационной ВРМ-системе занимает отчетность, ведь именно отчеты ложатся на стол руководителю, принимающему решения. Функции формирования отчетности должны быть достаточно хорошо развиты в любом из уже упомянутых функциональных приложений ВРМ-системы. Тем не менее следует отметить еще одну категорию программных продуктов, предназначенных для решения особой задачи — задачи составления пакета консолидированной финансовой отчетности. Такие системы позволяют организовать сбор финансовой отчетности филиалов, отделений, дочерних и зависимых компаний, выполнить корректирующие проводки, обеспечить консолидацию финансовой информации (в том числе в соответствии с требованиями международных стандартов) и сформировать комплект финансовых отчетов. Задачи консолидации приобретают особое значение в свете глобализации бизнеса и широкого применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), причем консолидированная отчетность используется не только руководством компании, но и внешними пользователями финансовой информации, включая контрагентов предприятия, инвесторов, банки и др.
В семействе Hyperion задачи консолидации решаются при помощи двух программных продуктов: Hyperion Enterprise (один из наиболее
распространенных в мире продуктов, в настоящее время удерживающий около 70% мирового рынка систем консолидации) и системы Hyperion Financial Management, имеющей расширенные аналитические возможности.
Рис. 1.2. Типовая архитектура ВРМ-системы |
Таким образом, функциональность информационной системы класса ВРМ, типовая архитектура которой представлена на рис. 1.2, соответствует как циклу корпоративного управления, так и иерархии управления. При этом приложения, непосредственно реализующие различные функции корпоративного управления, базируются на платформе бизнес-интеллекта (Business Intelligence, BI). Среди приложений следует выделить подсистему, реализующую методы целевого управления организацией (Balanced Scorecard и др.), поскольку именно эта подсистема обеспечивает нацеленность системы корпоративного управления на те четыре ключевые области, которые определяют общее «самочувствие» компании: финансы, организация бизнеса, продукты, клиенты. Также важно отметить интеграционные возможности, то есть то, что ВРМ-система обладает способностью интеграции с другими источниками корпоративной информации, включая хранилища данных, ERP - и CRM-системы, системы собственной разработки.
Финансы |
Озонизация |
Продукты |
Клиенты |