Модуль управляемого усилителя
На основе микросхем усилителей в сочетании с управляющим контроллером, добавив реле для подключения питающего напряжения к усилителям и схемы ключей на микросхемах К561ТКЗ (или аналогичных электронных ключей), можно реализовать модуль управляемого усилителя (в частности, многоканального). Реле будет включать и выключать питание усилителя по команде компьютера. Ключи будут коммутировать резистивный делитель для ступенчатой регулировки громкости по командам компьютера или системного устройства управления. А управляющий контроллер, вероятно, будет мало отличаться от примененного в релейном модуле.
С введением в систему управляемого усилителя расширяются возможности отображения информации. Когда я говорил о применении уличного термометра в системе, то предлагал «помигать светом», если температура за окном ниже, чем -15°. Гораздо приятнее получить сообщение от системы в виде голосового напоминания: «Не забудьте одеться теплее! На улице мороз!».
Голосовые системные сообщения можно организовать на компьютере, особенно, если вы используете компьютер для управляющей программы. В качестве альтернативы - неисправный телефонный аппарат с цифровым автоответчиком. Сам телефонный аппарат может быть неисправен, а автоответчик вполне работоспособен. Сегодня, порой, выбрасывают и вполне исправные телефонные аппараты, заменяя их аппаратами, позволяющими подключить три-четыре трубки. А телефонные аппараты с цифровым автоответчиком лет десять назад стоили не дороже обычных.
Можно собрать и самому цифровой модуль для записи и воспроизведения голосовых сообщений. Интересно было бы использовать микроконтроллер, АЦП и внешнюю память для сохранения оцифрованных сообщений. Но вернемся к усилителям.
Сейчас можно недорого приобрести микросхемы вполне качественных усилителей небольшой (по сегодняшним меркам) мощности. С мощностью усилителей вопрос особый. Необходимая для создания нормальной звуковой картинки мощность очень сильно зависит от применяемых громкоговорителей. Вернее от их фактического КПД. Тяга к усилителям большой мощности возникла, в первую очередь, из-за желания передать низшие частоты звукового диапазона. Чем ниже желаемая частота, тем труднее ее воспроизвести, что требует большей мощности от громкоговорителя и усилителя. Но не следует забывать, что в реальном помещении небольшой площади без специальной и достаточно сложной (и дорогой) обработки помещения воспроизвести частоты ниже 40-50 Гц слишком сложно. А если ограничиться нижней частотой воспроизведения 40-50 Гц, при правильной конструкции акустического оформления необходимая мощность усилителя может не превышать 5-10 Вт.
Но это тема совсем другого разговора.
В отношении системы мне хотелось бы добавить некоторые соображения. Давайте, подумаем, в каких случаях нам требуется звук в помещениях без источников звука:
• есть большие любители послушать любимую музыку в ванной;
• приятно, когда к вам приходят гости, включить музыку в прихожей или гостиной, чтобы в ожидании обеда под музыку пить коктейли;
• в столовой, где собрались гости, можно включить музыку, которая слегка заглушит стук ножей и вилок и позволит соседям по столу переговорить без того, чтобы привлекать внимание всего стола;
• наконец, после обеда можно и потанцевать в холле.
Я привел несколько примеров применения аудиодистри - буции в реальной системе умного дома. Какой в данных случаях разумно реализовать вариант физического построения аудиоподсистем. Во всех выше перечисленных случаях лучше использовать встроенные потолочные громкоговорители. И, я почти уверен, работающие в режиме «моно». Получить от стереосистемы с потолочными громкоговорителями качественную звуковую картину, мне кажется, слишком сложно, да еще и на большой площади!
Нужно ли заботиться о большом динамическом диапазоне звука? А какой в этом прок, если музыка должна оставаться «мягким фоном». То есть, большая мощность не нужна.
Нужно ли передавать весь звуковой частотный спектр? Не думаю. Скорее следует позаботиться о том, чтобы, ограничив частотный спектр снизу частотой 60-70 Гц, не забыть ограничить его сверху частотой 10-12 кГц, учтя при этом особенность восприятия звука при небольшой громкости и внеся частотную коррекцию. Правильно построив эту часть устройства звуковоспроизведения, можно ограничиться уровнем громкости, имеющим одно приемлемое значение, что избавит от необходимости регулировать громкость.
Словом, не следует переоценивать возможности «звука сверху», затрачивая силы на получение очень хороших параметров звучания, если они никогда не будут применяться. Лучше позаботиться о правильном построении всего тракта и подобрать музыку, которая была бы приятна гостям, не отвлекала их ни от беседы, ни от вкусной еды за столом.
И, например, если вы намерены озвучить свою ванную комнату, не пытайтесь получить нечто небывалое, используя самое высококачественное оборудование. Условия воспроизведения звука не позволят реализовать все эти преимущества.
Высококачественное оборудование требует специального помещения с хорошей акустической обработкой. Если вы можете себе позволить подобное помещение было бы хорошо, если б специалисты из лаборатории акустики проверили помещение с помощью своих приборов. Это позволит внести коррекцию в оборудование с целью получения максимального качества звука в данном конкретном случае.