Конвейеры в строительстве
Конвейер(транспортер) — машина непрерывного действия, предназначенная преимущественно для горизонтального и наклонного перемещения насыпных или штучных грузов. Различают конвейеры с гибким тяговым органом и без него. Из числа первых на строительстве применяют К. ленточные, пластинчатые и скребковые, из числа вторых — винтовые (шнеки), роликовые и вибрационные. Конвейеры или транспортеры всех типов выполняют стационарными и передвижными (иногда переносными).
Основное назначение конвейера(транспортера) на строительстве — транспортировка земли, песка, камня, цемента, бетона, реже — перемещение кирпича, лесоматериалов и др. штучных грузов и изделий на расстояния до 500 м и более, или между силосами при производительности до 3000 т/час. Конвейеры используют как основные транспортные средства, напр. при земляных работах, укладке бетона в гидротехническом. строительстве, в карьерах нерудных материалов, или встраивают в различные машины — погрузчики, землеройные и др. Конвейеры создают непрерывный поток транспортируемого материала, что, в сочетании с простотой конструкции и управления, способствует их применению в автоматизированных транспортных системах. Наиболее распространены ленточные К. в различных исполнениях, используемые для перемещения насыпных грузов всех видов и штучных и кусковых грузов весом до 100 кг.
Винтовые конвейеры (шнеки силоса - транспортёры и конвейеры) используют для транспортировки на расстояние до 40 м по горизонтали или с наклоном до 25° пылевидных и сыпучих материалов. Шнеки представляют собой желоб или трубу, в которой размещен вращающийся с помощью привода ленточный или лопастной винт. Желоба загружаются сверху; для разгрузки предусматривается одно или несколько отверстий в дне желоба. Применяемые на заводах железобетонных изделий для транспортировки цемента шнеки моделей Т-49 и Т-49А имеют винты с наружным диаметром 300 мм и длиной до 36—32 м, производительность их соответственно 15 и 24 т/час. Достоинства винтовых конвейеров: компактность, возможность разгрузки в ряде точек и герметизация транспортирующего желоба. К их недостаткам относятся энергоемкость и быстрый износ рабочих поверхностей. Вертикальная транспортировка цемента осуществляется с помощью шнеков, снабженных иногда дополнительными питающими устройствами.
Ленточные транспортеры состоят из станины, по концам которой установлены два барабана — приводной и натяжной, огибаемые бесконечной гибкой лентой, поддерживаемой опорными роликами. Транспортируемый груз обычно размещают на верхней ветви ленты, причем разгрузка его производится с концевого приводного барабана или в промежуточных пунктах при помощи стационарных или передвижных разгрузочных устройств. Конвейеры оборудуются также приспособлениями для контроля натяжения ленты, взвешивания транспортируемого груза и т. д.
Для повышения производительности ленте конвейера придают желобчатую форму или снабжают ее бортами, дальность транспортировки увеличивается установкой промежуточных приводов или применением высокопрочных лент — с основой из стальных канатиков или искусственного волокна повышенной прочности. При перемещении грузов на конвейере с гладкой лентой угол наклона он не должен превышать 25—30°. При оборудовании ленты металлическими или резиновыми поперечными планками или выступами угол наклона может быть доведен до 35—40°. Стационарные К. с прорезиненной тканевой лентой шириной от 300 до 1600 мм имеют скорость от 0, 1 до 5 м/сек. и часто применяются для подачи материалов в силоса.
Передвижные конвейеры значительной длины и производительности монтируют на приводные гусеничные или колесно-рельсовые хода. Длина переносных конвейеров обычно не более 5—7 м, они часто используются в качестве питателей для подачи материала к большей протяженности. Станины звеньевых (секционных) конвейеров собираются из отдельных, соединяемых болтами или крючьями, переносных звеньев, что позволяет эффективно применять их, если требуются частые передвижки (например, при земляных работах, укладке бетона в гидротехнические сооружения).
Для транспортировки липких, имеющих острые кромки или нагретых до 300° грузов используют конвейеры со стальной лентой толщиной 0, 6—1, 2 мм и шириной до 800 мм. Конвейеры с проволочной сетчатой лентой применяют в моечных, обезвоживающих установках. При длине транспортировки свыше 200 м применяют канатно-ленточные (или ленточно-цепные) конвейеры, у которых тяговое усилие передается стальными канатами (цепями), поддерживающими грузонесущую ленту. Разновидностью ленточных являются метательные конвейеры (триммеры), в которых груз, попадая на быстро (до 2-5 м/сек) движущуюся ленту, разгоняется на ней и сбрасывается с концевого барабана, причем дальность метания доходит до 35 м, а производительность — до 3000 т в час.
Метательные конвейеры используют для отсыпки насыпей, выбрасывания грунта из котлованов, а также для загрузки крытых вагонов, силосов и небольших складов. Скребковые конвейеры — желоба, по к-рым материал перемещается скребками, укрепленными на бесконечном тяговом органе. Применяют преим. для подачи пылевидных материалов на расстояния до 10 м при производительности до 35 т/час.
Пластинчатые конвейеры представляют собой станины с направляющими для опорных роликов, смонтированных в шарнирах бесконечных тяговых цепей, к которым прикреплены пластины, образующие настил, несущий груз. Применяются для транспортировки горячих и острокромочных материалов, а также кусковых грузов большого веса.
Роликовые конвейеры служат для перемещения штучных грузов (кирпича, ящиков) по горизонтальной прямолинейной, или криволинейной трассе, или под небольшим (до 4°) уклоном. На станине конвейера смонтированы свободно вращающиеся ролики, изготовляемые из установленных на шариковых подшипниках стальных труб диаметром 70—120 мм и длиной 200—1000 мм. При отсутствии уклона груз перемещается вручную. Переносные роликовые конвейера, выполняемые в виде секций длиной 2, 5—4 м, часто применяют при погрузке кирпича в вагоны.
Вибрационные конвейеры применяются для транспортировки различных сыпучих материалов на расстояния до 50—60 м при горизонтальной или слегка наклонной трассе. Они выполнены в виде подрессоренных желобов или труб, к-рым посредством вибрационных двигателей сообщается направленное колебательное движение частотой 500—3000 колебаний/мин и амплитудой от 0, 5 до 10—12 мм. В результате этого частицы материала, находящегося в трубе или на лотке, скачкообразно перемещаются относительно их. Производительность вибрационных конвейеров доходит до 200 т/час. Конструкция таких конвейеров сравнительно проста, грузонесущий орган мало изнашивается, легко выполняется герметически закрытым для перемещения пылящих и горячих грузов, в особенности в тех случаях, когда транспортирование совмещается с технологической. обработкой (охлаждение, перемешивание).