Развитие маркетинга стандартизированных товаров
Торговля стандартизированными товарами происходит на крупных мировых рынках. Все страны производят какие-либо первичные продукты. В частности, сырье, за исключением минерального топлива, является основным и наиболее важным предметом торговли в 75% развивающихся стран. Некоторые его виды продаются и покупаются очень широко, другие — из-за высокой стоимости транспортировки — чаще являются предметом торговли на региональных рынках, чем на международных. Это относится, например, к продуктам каменоломен, которые очень громоздки и приносят мало прибыли.
Развитие маркетинга тесно связано с историей торговли стандартизированными товарами. Важность и ценность стандартизированных товаров отражают развитие маркетинга в прошлом, настоящем и будущем.
В 1938 г. тремя основными сырьевыми товарами на мировом рынке были хлопок, уголь и неочищенная нефть. В 1938 г. хлопка продавали на $600 миллионов ежегодно — самый высокий показатель того времени. К 1977 г. ситуация радикально изменилась, и теперь больше всего торговали неочищенной нефтью, нефтепродуктами и кофе, а хлопок опустился на двадцатое место. Такое положение дел сохранялось и в 80-е гг., и в 90-е. Основными видами сырья в производстве, но не в международной торговле, являются сельскохозяйственные продукты. Сравнительно недавно на мировой рынок стали проникать прежде неторгуемые нетрадиционные товары, к примеру финансовые инструменты (Furash, 1996) и экологически чистое сырье (McCann 1996). В дополнение были сделаны первые многообещающие шаги по превращению в стандартизированный товар электричества, в связи с чем можно ожидать появления биржевой торговли энергией (Кга - pels and Stagliano, 1996).
Значительно изменились по сравнению с началом века роль и значение различных стран. В 1930-е гг. Великобритания и ее колонии были крупнейшими представителями мировой торговли: на их долю приходилось более 50% мирового рынка шерсти, чая, каучука и олова и более 30% — пшеницы, сливочного масла, говядины, телятины, баранины, риса, и муки. Однако вскоре после начала Второй мировой войны торговля стандартизированными товарами претерпела изменения. Строгий валютный контроль радикально изменил способы ведения торговли. Правительства Великобритании и США закупали продукты оптом у производителя и доставляли конечному потребителю. Экспортеры имели дело с одним или двумя крупными покупателями, это означало замену частной торговли практически полным правительственным контролем. Только в 1956 г. система частной торговли была восстановлена и начал развиваться маркетинг стандартизированных товаров.
Самой значительной тенденцией со времен окончания Второй мировой войны было снижение реальных цен на первичные продукты по сравнению с товарами промышленной переработки. Причина такого длительного падения цен главным образом заключается в том, что в течение длительного времени происходило сокращение себестоимости производства, которое, в свою очередь, было вызвано усилением конкуренции в мировой экономике, и, в частности, конкуренции со стороны более развитых стран-экспортеров.
Тенденция к снижению цен здесь продолжает доминировать, но экспорт сырья все еще является основным способом заработать иностранную валюту для многих наименее развитых стран. Для большинства таких стран основная часть экспортных доходов поступает от продажи не более трех видов сырья. Например, в 1994 г. Бурунди, Гана и Замбия получили 65% своих экспортных доходов от продажи только одного вида сырья. Снижение реальных доходов от экспорта сырья значительно ухудшает положение наименее развитых стран с задолженностью. Эта проблема еще более усугубляется из-за ввода ограничений на импорт, устанавливаемых странами-импортерами и усложняющих продажу сырья, что еще более затрудняет сокращение долга наименее развитых стран.
Причиной крайней неустойчивости цен является также неэластичность предложения, которая вызвана самой природой товаров. Для них характерна зависимость от погодных условий или долгий период окупаемости инвестиций: например, урожай с кофейного дерева можно собирать только через пять лет после посадки. Такая неэластичность предложения часто усугубляется неадекватной внутренней политикой, которая изолирует изменения цен на внутреннем рынке от изменений на международном рынке (Fischer, 1991).
С другой стороны, технологический прогресс, медленный прирост населения и постоянно увеличивающееся количество более востребованных покупателями товаров-заменителей — все эти факторы значительно повлияли на спрос на некоторые стандартизированные товары. Спрос на кофе почти полностью удовлетворен с точки зрения потребления на душу населения; искусственные заменители сахара занимают все большую долю рынка, так как потребители хотят покупать диетические продукты; спрос на нефть сократился, так как страны используют свои альтернативные источники энергии; а спрос на сырье, такое как медь или хлопок, находится в прямой зависимости от объема промышленного выпуска.
Сельскохозяйственная политика, в особенности в США, странах ЕС (Европейского Сообщества) и Юго-Восточной Азии (включая Японию и Южную Корею), оказала значительное влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами. Субсидии на сельское хозяйство и экспорт способствовали увеличению мирового предложения и снижению цен. Протекционизм сократил спрос, способствовал неустойчивости цен. Он вынуждает дифференцировать продукты для того, чтобы обойти нетарифные торговые барьеры. Все это в различной степени исказило международные рынки. Монополии на сбыт и в странах-производителях, и в странах-потребителях также сыграли здесь свою роль.
В 90-е гг. было три главных рынка, потребляющих стандартизированные товары. США являлись крупнейшим импортером кофе, сизаля (обработанных волокон текстильных агав), сахара и свинца; Великобритания импортировала в основном мясо, молочные продукты, чай и цинк; Западная Европа была крупнейшим импортером нефти, пшеницы, хлопка, растительных масел и семян, шерсти, каучука, меди, табака, какао, джута и кукурузы.