Необходимостью переоформления учредительных и
Расходы, связанные с необходимостью переоформления учредительных и иных документов (например, при изменении видов деятельности фирмы), изготовлением новых штампов, печатей, изменением организационно-правовой формы, в бухгалтерском учете в качестве объектов нематериальных активов не принимаются.
Состав расходов на перерегистрацию учредительных документов уже действующей организации примерно такой же, как и при ее первоначальной регистрации. А вот в бухгалтерском учете такие расходы уже могут быть квалифицированы как внереализационные по следующим основаниям.
В ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации. Поэтому все затраты, связанные с регистрацией изменений в учредительных документах действующего предприятия, подпадают под это определение.
Кроме того, в перечне категорий выбытия активов, которые не признаются расходами - пункт 3 ПБУ 10/99 "Расходы организации" - такие затраты не указаны.
В то же самое время затраты на перерегистрацию не могут быть отнесены к расходам по обычным видам деятельности. Ведь они не имеют непосредственной связи с процессом производства, а только дают возможность продолжать деятельность фирмы после окончания процесса перерегистрации.
Что же касается налогового учета расходов на перерегистрацию, то вот их можно включить в состав "прочих расходов, связанных с производством и реализацией." В статье 264 НК РФ прямо указаны нотариальное оформление, ксерокопирование, консультационные услуги, изготовление и регистрация печатей, налоги и сборы, к которым относится и государственная пошлина за перерегистрацию. Главное - это доказать налоговикам при проверке, что расходы, составляющие в целом затраты на перерегистрацию, обоснованы, как того требует пункт 1 статьи 265 НК РФ.
Самым простым и убедительным доводом должен быть тот, что без такой перерегистрации фирма просто не могла продолжать дальнейшую деятельность. В этом случае и НДС по таким затратам можно будет принять к вычету.
Но если вдруг, по каким-либо причинам, доказать экономическую целесообразность расходов по перерегистрации не удастся, то суммы уплаченного НДС придется списывать за счет собственных средств, как, собственно говоря, и сами расходы по перерегистрации.
Отметим, что, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, взимается государственная пошлина в размере 20% от величины пошлины, установленной в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Эта пошлина составляет 2000 рублей, значит, размер государственной пошлины за регистрацию изменений будет равен 400 рублей.
Напомним, что до 1 января 2005 года аналогичный платеж был равен 2000 рублям. Это устанавливала статья 4 Закона РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине".
Пример 4
При регистрации изменений в учредительные документы в октябре 2005 года ООО "Тритон" через подотчетное лицо - г. Кондратьева - оплатило:
1) консультацию специализированной фирмы - 6000 руб. (в том числе НДС - 915 руб.);
2) государственную пошлину за регистрацию изменений - 400 руб.;
3) услуги нотариуса, заверившего копии учредительных документов - 500 руб.;
4) ксерокопирование документов - 250 руб. (в том числе НДС - 38 руб.);
5) расходы по изготовлению и регистрации новой печати - 5000 руб. (в том числе НДС - 763 руб.).
Итого общая сумма затрат - 12 150 руб.
В бухгалтерском учете фирмы были сделаны следующие проводки:
Дебет 71 Кредит 50
- 14 000 руб. - получены учредителем под отчет деньги из кассы;
Дебет 91 Кредит 76
- 10 434 руб. (12 150 - 915 - 38 - 763) - отражены в учете расходы по перерегистрации как внереализационные;
Дебет 19 Кредит 76
- 1716 руб. (915 + 38 + 763) - учтен НДС, уплаченный в процессе перерегистрации;
Дебет 76 Кредит 71
- 12 450 руб. - оплачены учредителем расходы по перерегистрации;
Дебет 50 Кредит 71
- 1850 руб. (14 000 - 12 150) - неизрасходованный остаток подотчетных сумм сдан учредителем в кассу предприятия.
ООО "Тритон" отнесло консультацию специализированной фирмы, ксерокопирование документов, а также изготовление и регистрацию новой печати к "прочим расходам" в целях налогообложения прибыли. На этом основании оно приняло к вычету суммы НДС, уплаченные по этим затратам.
В бухгалтерском учете была сделана проводка:
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 1716 руб. - предъявлен к возмещению НДС с расходов по перерегистрации.
Однако в последующем при общении с налоговой инспекцией выяснилось, что перерегистрация предприятия, по твердому убеждению налоговиков, не являлась экономически обоснованной. С целью избежания конфронтации с фискалами при предстоящей налоговой проверке руководство фирмы решило внести исправления в учет.
Дебет 91 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 1716 руб. - восстановлена к уплате в бюджет сумма возмещенного НДС.
Расходы на перерегистрацию также не будут учитываться при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Из-за этого в бухгалтерском учете предприятия придется отразить возникновение постоянного налогового обязательства.
Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 2916 руб. (12 150 руб. х 24%) - отражено в учете возникновение постоянного налогового обязательства.