Скользить ИЛИ КАТИТЬСЯ?
Познако-мимся теперь поближе с трением скольжения и трением качения.
Потяните санки с силой, превышающей максимальное трение покоя. Они тронутся с места и заскользят. Но стоит вам ослабить верёвку, и санки, проехав ещё немного, остановятся. Мы уже знаем причину этого: при скольжении всегда действует сила трения скольжения, которая направлена против движения и тормозит его. От чего зависит эта сила? Подобно силе трения покоя, сила трения скольжения зависит от давления.
Всем известно, что тяжело нагруженные санки тянуть куда труднее, чем пустые. Здесь также приблизительно справедлив закон Кулона: во сколько раз больше сила, прижимающая скользящие поверхности друг к другу, во столько же раз больше сила трения скольжения. Она также зависит от материала трущихся поверхностей.
В лесных районах нашей страны зимой широко поль - зуются ледяными дорогами при доставке леса к сплавным рекам. Когда выпадает снег, дорогу хорошо укатывают и колеи обливают водой, получаются ледяные «рельсы». По этим «рельсам» на санях возят громадные брёвна. Пара лошядей, запряжённых в сани, легко везёт 7 тонн брёвен. А трактор может увезти, конечно, ещё больше (рис. 8). Секрет этой лёгкости в том, что величина трения скольжения стальных полозьев о лёд очень мала1.
Рис. 8. Ледяная дорога. Внизу рисунка показан поперечный разрез такой дороги. |
Те же сани по земле пришлось бы тянуть с силой в пят - надцать-двадцать раз большей. Никакая пара лошадей не справилась бы с такой задачей. По снегу тянуть сани хотя и труднее, чем по льду, но во много раз легче, чем по земле.
Как зависит трение скольжения от скорости? Измерения показывают, что обычно при медленном скольжении сила трения меньше трения покоя. С увеличением скорости сила трения начинает снова возрастать. При некоторой скорости она делается равной силе трения покоя и при
Дальнейшем росте скорости почти не изменяется. В среднем же сила трения скольжения почти равна максимальной силе трения покоя (при прочих равных условиях).
В начале движения, когда скорость ещё очень мала, трение скольжения обычно меньше, чем трение покоя. Этим объясняется тот известный факт, что сдвинуть с места предметы бывает труднее, чем тянуть их потом: чтобы сдвинуть предмет с места, надо преодолеть силу трения покоя, я чтобы тянуть его, надо преодолевать силу трения скольжения.
Поставьте на стол стакан (не гранёный) и толкните его так, чтобы он заскользил своим дном по столу. Сдвинувшись на несколько сантиметров, стакан остановится. Положите теперь тот же стакан на бок и толкните его с той же силой. Будьте осторожны — стакан может легко скатиться на пол! В чём дело? Вес стакана не изменился, его боковые стенки и дно сделаны из одного и того же стекла, стол тот же самый. Всё дело в том, что теперь стакан катится, а не скользит, и тормозит его движение сила трения качения, которая во много раз меньше силы трения скольжения.
Не приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать, как трактор-тягач тянет на буксире автомобиль, потерпевший аварию? Хорошо, если у пострадавшего автомобиля колёса сохранили способность вращаться. Тогда буксировка не составляет большого труда. Но беда, если хотя бы одно колесо заклинилось и может только скользить по дороге. В этом случае движение происходит совсем медленно, хотя мотор тягача и работает изо всех сил. Стальной канат, которым привязана буксируемая машина, натягивается, как струна, и вот-вот лопнет. И здесь всё дело в том, что вместо трения качения приходится преодолевать значительно большее трение скольжения.
Во многих случаях оно оказывается раз в 50 больше трения качения! _
В остальном трение качения мало чем отличается 01 трения скольжения.
Чтобы началось качение, тоже необходимо преодолеть максимальное трение покоя. Только трение покоя для качения значительно меньше трения покоя, предшествующего началу скольжения.
От скорости движения трение качения зависит ещё меньше, чем трение скольжения: оно почти не растёт с увеличением скорости. При росте давления на движущийся предмет трение качения возрастает, но растёт медленнее, чем трение скольжения — оно не подчиняется закону Кулона. Величина трения качения также сильно зависит от трущихся материалов.
Из сравнения качения со скольжением становится ясным ответ на поставленный в заголовке вопрос: что лучше — скользить или катиться? Конечно, катиться выгоднее, чем скользить. Чтобы поддерживать качение, нужно прикладывать гораздо меньшую силу, чем для поддержания, скольжения с той же скоростью. Поэтому понятно, что летом ездят в телеге, а не на санях.
Но почему же зимой колёса уступают место полозьям? Всё дело в том, что колёса выгоднее полозьев только в том случае, когда они катятся. А чтобы колёса могли катиться, под ними должна быть твёрдая, гладкая дорога и к тому же нескользкая. Недаром ещё в 1837 году известный русский изобретатель В. П. Гурьев предлагал строить деревянные «колёсопроводы», заделанные в обычные шоссе, для облегчения движения колёсных экипажей, в том числе и для изобретённых им «сухопутных пароходов» — прообразов современных автомобилей.
На глубоком снегу колёса провалятся, увязнут и будут лишь месить снег, а не катиться. Сани же лучше держатся на снегу. Нагрузка в этом случае распределяется на большую поверхность полозьев, и снег под ними продавливается меньше.