ТРЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ

ПОЧЕМУ ЛЁД СКОЛЬЗКИЙ?

Почему лёд скользкий?

Лёд скользкий потому, что он гладкий — скажете вы. Но что более гладко—лёд или стекло? Конечно, стекло. Почему же на коньках катаются по льду, а не по стеклу? Самые острые коньки на стеклянном или по­лированном каменном полу не скользили бы так легко, как по льду. Значит дело ке в гладкости льда, а в чём-то другом.

Секрет состоит в том, что на катке мы скользим не по льду, а... по воде. При движении лёд под коньками тает, и образуется тонкая прослойка воды.

Почему же тает лёд под коньками? Вопрос этот не совсем ясен, но некоторые учёные считают, что причина этого опять-таки в трении. Между коньками и льдом раз - вивается сильное трение. Как всегда, при трении выде-
ляетсятепло. Оно-то и нагревает лёд в небольших участ­ках под лезвием конька и лёд там плавится (рис. 17). Лёд как бы сам себя смазывает.

Рис. 17. Лёд под коньком тает и обра­зует тонкую прослойку воды (на рисунке эта прослойка сильно увеличена).

подпись: 
рис. 17. лёд под коньком тает и образует тонкую прослойку воды (на рисунке эта прослойка сильно увеличена).
То же самое получается при катании на лыжах. Снег под лыжами тает в отдельных местах, и лыжи легко скользят по тонкой плёнке воды. Лучше всего идут лыжи примерно при двадцати градусах мороза. При такой температуре выделяющегося при трении тепла хватает на то, чтобы снег плавился в отдель­ных местах под лы­жами. По сухому «несмазанному» во­дой снегу скользить совсем не так легко.

Это особенно замет­но в сильный мороз.

Полярники, которым приходилось ходить на лыжах в тридца - ти-сорока-градусные морозы, рассказыва­ют, что впечатление получается как будто лыжи тянутся по песку. Происходит это потому, что при таких морозах снег не тает под лыжами и скользить при­ходится по сухому снегу.

Помимо естественной «смазки» водой, применяют искусственную; для ещё большего уменьшения тре­ния лыжи смазывают особой лыжной мазью. Трение сухого снега о слой смазки меньше чем о деревянные лыжи.

Только ли снег или лёд имеют способность смазывать сами себя? Оказывается, есть и другой пример. Трение поршней, скользящих по стенкам цилиндров двигателей, уменьшается со временем. В чём здесь дело? Оказывается, при нагревании чугунных стенок цилиндра, углерод, содержащийся во всяком чугуне, выделяется на их поверхности в виде тонкой плёнки графита — чёрного блестящего вещества, из которого делают карандашные грифели. Этот графит и играет роль смазки. Его частицы очень легко скользят друг по другу, понижая трение скольжения.

ТРЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

П Рочтя эту книжку, вы познакомились с трением; Вы узнали, какое важное значение имеют силы тре­ния в повседневной жизни и в технике. . Теперь вы знаете, какие встречаются разновидности сил …

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТРЕНИЕ

Наш рассказ о трении подходит к концу. Мы узнали, какое большое значение имеет трение в повседневной жизни, на производстве и транспорте; как важно бывает в одних случаях сделать трение как …

КАК СУХОЕ ТРЕНИЕ СДЕЛАЛИ ЖИДКИМ

Заменив в шариковых подшипниках сухое трение скольжения трением качения, инженеры выиграли боль­шое сражение против трения. Но о™ не успокоились на этом. Оставалось ещё по­бедить застой. Застой, как мы знаем, присущ …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.