КАК ЗАСТАВИЛИ ТРЕНИЕ ВЕРТЕТЬ СТАНКИ
Когда была изобретена паровая машина, встал вопрос: как передать вращение от вала паровой машины к шкивам многих станков? И здесь выручило трение. Стали строить большие трансмиссии, представляющие собой систему шкивов, насаженных на длинную ось. Один из этих шкивов соединён со шкивом, насаженным на вал машины, при помощи бесконечного приводного ремня. Другие шкивы трансмиссии таким же способом связаны со шкивами станков. Ремни представляли собой сначала пеньковые канаты («канатная передача»), затем их стали делать из кожи или прорезиненной материи. Сила трения покоя между ремнём и ведущим шкивом машины заставляет ремень двигаться вместе со шкивом. В свою очередь, набегая на шкив трансмиссии, ремень, посредством силы трения приводит её во вращение.
Если станок заедает, силы трения покоя нехватает на поворот шкива — ремень начинает скользить и соскакивает (почему, об этом узнаем дальше). Для увеличения трения ремни натирают канифолью.
Существует и другая система передачи, основанная на трении. Она так и называется — фрикционная (от латинского слова «фрикаре», что значит трение).' Фрикционная передача применяется, например, в автомобилях— для передачи вращения от мотора к валу, соединённому с задними колёсами. Два конических барабана плотно входят один в другой. Вращаясь, наружный конус стремится скользить по внутреннему, но возникающая сила трения покоя препятствует скольжению и увлекает внутренний конус. Если ослабить нажим конусов, сила трения покоя уменьшится (вспомните закон Кулона), и внутренний конус остановится. Это позволяет плавно включать и выключать передачу без остановки мотора. Для увеличения трения между конусами их рабочие поверхности покрывают материалами, между которыми возникает наибольшее трение. Такие материалы называются фрикционными.