ТРАНСПОРТНЫЕ ЗДАНИЯ.. ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Паропрогрев бетона
Паропрогрев бетона начал активно применяться в нашей стране в середине двадцатых годов, когда остро встал вопрос о круглогодичное™ строительства.
По нормам 1925 года производство бетонных работ при отрицательных температурах допускалось только в тепляках.
Совершенствуя и модернизируя этот метод отечественные строители использовали его до конца шестидесятых годов, пока он не был вытеснен высокоэффективными методами, суть которых излагалась выше.
В настоящее время метод паропрогрева бетонных конструкций в построечных условиях практически не применяется.
Суть обогрева бетона паром заключается в создании тепловлажностных условий, необходимых для сохранения положительной температуры бетонной смеси, уложенной в конструкцию и приготовленной на подогретых составляющих бетона. Паропрогрев осуществляется паром низкого давления.
Разновидностями паропрогрева являются: паропрогрев в тепляках, паровая рубашка, паропрогрев в капиллярной опалубке и паром, пропускаемым по трубам, заложенным внутри бетонируемой конструкции.
Тепляки представляют собой временные ограждающие сооружения. Они могут быть объемными, т. е. охватывающими всю конструкцию, и секционными, ограждающими только часть бетонируемой конструкции.
Наиболее эффективны тепляки в виде легких надувных конструкций, которые возводятся и демонтируются за несколько часов с минимальными' затратами труда.
Температура в тепляках поддерживается в пределах +5-10°С, поэтому процесс набора прочности бетоном достаточно продолжителен.
Применение тепляков допускается в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании.
Применение тепляков может быть технологически и экономически оправдано в следующих случаях: для предотвращения попадания
атмосферных осадков в зону бетонирования при возведении монолитных густоармированных конструкций с большой открытой горизонтальной поверхностью; при наличии дешевых энергоресурсов, например вторичных, на месте строительства; в целях создания благоприятных условий работающему персоналу в районах с сильными ветрами и суровыми климатическими условиями.
В этих случаях необходимо применять инвентарные сборно-разборные тепляки с каркасом из облегченных конструкций и утепленным покрытием или пневматические тепляки.
По данным ЦНИИОМТП общие затраты теплоты при бетонировании в тепляках соотносятся следующим образом: на нагрев бетона - 8%, на нагрев тепляка и теплопотери -92%.
Паропрогрев, однако, до сих пор используется при изготовлении сборных железобетонных конструкций в заводских условиях. Для ускоренного твердения бетона и быстрой оборачиваемости опалубочных форм забетонированные конструкции прогреваются в пропарочных камерах.
Паровая рубашка. Паропрогрев в паровых рубашках заключается в том, что в монолитных конструкциях пар пропускается в пространство между наружной поверхностью основной опалубки и поверхностью теплоизоляционной рубашки, ограждающей опалубку со всех сторон.
При устройстве паровых рубашек, образующих с опалубкой замкнутое пространство, необходимо стремиться к уменьшению зазора между ними (не более 15 см). Пар в огражденное пространство впускается в рубашку снизу по трубам и подается непрерывно.
Бетонирование конструкций необходимо производить без значительных перерывов во избежание замерзания ранее уложенного бетона. Температура бетонной смеси, укладываемой в конструкцию, к началу пропаривания должна быть не менее 5°С.
Капиллярная опалубка. Этот способ обогрева бетона осуществляется путем пропуска пара по паропроводящим каналам, названными автором этого метода капиллярами. Эти каналы устраиваются в опалубке со стороны, обращенной к бетону, и имеют форму треугольника, образуемого срезкой кромок в досках опалубки (рис.4.7).
Р ис.4.7. Фрагмент капиллярной опалубки 1 - доски опалубки; 2 - пластина из кровельной стали; 3 - паропроводной канал-капилляр
Образовавшиеся каналы для пропуска пара перекрываются полосками из кровельной стали, которые одновременно предотвращают затекание бетона в каналы.
Капиллярная опалубка используется преимущественно при бетонировании колонн и стен. Пар по каналам-капиллярам движется снизу вверх и через отверстие, просверленное в щите опалубки, выходит в атмосферу.
При паропрогреве в капиллярной опалубке исключается применение дорогостоящей паровой рубашки и достигается более эффективное использование теплоносителя.
Пар, пропускаемый по трубам. Суть этого способа - обогрев бетона изнутри за счет пропуска пара по металлическим трубам или каналам, образуемым внутри конструкций. Область применения - бетонирование колонн, балок, ригелей и т. п.
Пар от подводящего трубопровода подается в трубы диаметром 12- 50мм, заранее установленным в опалубку. В конструкциях большого сечения (балки, ригели) устанавливают несколько труб, соединенных между собой в виде гребенки, в которую делается один общий ввод пара.
По сравнению с паровой рубашкой данный способ более экономичен. В пересчете на 1 м3 пропариваемой конструкции уменьшается расход пара и значительно снижается расход стройматериалов, т. к. отпадает необходимость в устройстве теплоизоляционной рубашки.
Однако, возрастает расход металла из-за того, что обогревные трубы, закладываемые в конструкцию, после окончания прогрева не всегда могут быть извлечены из бетона.
В настоящее время этот способ паропрогрева бетона не находит применения.