Механизм главного движения, кинематическая схема и органы управления
На рис. 189 (в конце книги) представлена кинематическая схема станка 1К62.
Привод главного движения — вращения шпинделя. Вал I коробки скоростей получает вращение от электродвигателя (Л7 =10 кет, п = 1450 об/мин) через клиноременную передачу:
I = |
А. . 0,985 =
Di 254
0,985.
Два двойных блока 88—45 и 22—45 на валу /V, зубчатые колеса z=22 и z=45 на валу III и колеса z=88 и г—45 на валу V составляют перебор, который обеспечивает четыре передаточных отношения от вала III на вал V:
45 45 _ j. . _ _45_ _22^
45 45 ~ ' 2 ~ 45 88
1 . _22^ _22_ _ 1
4 ' 3 " 88 " 88
16 |
" — . 45 _ 1 ~ 88 ' 45 ~ 4
На валу I неподвижно закреплен блок зубчатых колес г=56 и z=51, который служит для обеспечения прямого вращения шпинделя, и зубчатое колесо обратного вращения z=50. Между ними находится двусторонняя муфта Мь включающая вращение этих колес. На валу II находится двойной блок Бі (z=34 и z=39) и три неподвижно закрепленных зубчатых колеса: z=29, 2=21, z=38. В зависимости от положения блока 34—39 вал II получает две скорости вращения (передаточные от - 56 1
Ношения------ и —— .
34 39 )
Тройной блок 47—55—38 на валу III при соединении с зубчатыми колесами вала II осуществляет три передаточных 29 21 38
Отношения------- ; — ; -------------- .
47 55 38
Таким образом, на валу III можно получить 2X3 = 6 различных скоростей вращения.
С вала III на вал IV при помощи двойного блока 88—45 передается две скорости вращения (передаточные отноше - 22 „ 45
Ния ------ и -------- } .
88 45 J
При помощи блока 22—45, расположенного на валу IV, вращение передается валу V (передаточные отноше - 22 45
Ния ------- и ——) .
83 45 )
Так как h—Ц, то фактически перебор обеспечивает три передаточных отно-
1 1
Шения: 1, — и --------------- .
4 16
Шпиндель получает вращение или от
27
Вала V через передачу—(блок 43—54
54
Включен вправо) или непосредственно
65
От вала III через передачу — (блок
43—54 включен влево). При правом включении блока 43—54 движение от вала III на шпиндель идет через механизм перебора и число оборотов в минуту шпинделя по сравнению с числом оборотов в минуту вала III уменьшается, и на шпинделе можно получить 2X3X3 = 18 различных чисел оборотов в минуту, а при включении блока 43— 54 на прямую передачу (влево) на шпинделе можно получить 2X3 = 6 различных чисел оборотов в минуту. Таким образом, общее число ступеней вращения шпинделя 18+6=24. Число оборотов в минуту шпинделя рассчитывают по уравнению кинематической цепи между электродвигателем и шпинделем.
С учетом всех возможных переключений уравнение кинематической цепи можно записать следующим образом:
Минимальное число оборотов в минуту (при работе с перебором) будет
50 24 |
142 254 |
36 38 |
0,985- |
X лтіпобр= 1450- |
П |
ІЇ1ІП |
1450- 0,985- — - — 254 39 55
12,5.
22 22 88 ' 88
Максимальное число оборотов в минуту (при работе без перебора) будет
56
254 ' 34
27 54 |
X |
= 1450--^--0,985 • |
X |
X |
38 _ _65_
38 ' 43
Обратное (левое) вращение шпинделя осуществляется через промежуточный реверсивный блок 24—32 (муфта Mi включена вправо) и далее, как при правом вращении.
21 22 22 27 1П X -- • ------- • • = 19 об! MUH.
50 |
"max обр =1450. —.0,985 X |
24 |
— = 2420 об! мин. 43 |
55 88 88 54
142
Х _36_ _38_ 38 ' 38
Шпиндель и его опоры. Шпиндель установлен на двух опорах качения (рис. 190). Передняя опора представляет собой регулируемый роликовый двухрядный подшипник 12 с внутренним коническим кольцом. Подшипник регулируют затягиванием гайки (стопора) 6, которая нажимает на внут-
Так как в этом случае двойной блок 34—39 в передаче движения не участвует, число ступеней обратного хода в два раза меньше, чем прямого хода (т. е. 12 ступеней). По сравнению с прямым, обратное вращение шпинделя является ускоренным.
Реннее кольцо подшипника. Внутреннее кольцо подшипника при этом надвигается на коническую шейку шпинделя и разжимается; таким образом,- уменьшается зазор между кольцами и роликами, образовавшийся в результате износа.
190 ПЕРЕДНЯЯ И ЗАДНЯЯ ОПОРЫ ШПИНДЕЛЯ:
1, 5 — крышки, 2, 13 — регулировочные гайки, 3 — шайба, 4 — обойма, 6 — стопор, 7, 10 — винты, 8 — упорная шайба, 9 — планшайба патрона, 11 — шпиндель, 12 — роликоподшипники, 14 — шарикоподшипники
Задняя опора шпинделя состоит из двух радиально-упорных подшипников 14, которые регулируют только при текущем осмотре станка. Внутри передней бабки находится также фрикционная реверсивная муфта и тормозное устройство.
Фрикционная муфта (рис.191). Зубчатое колесо прямого вращения 2 (блок 59—51 на рис. 189) имеет ступицу с пазом. Такую же ступицу имеет и зубчатое колесо обратного хода 6 (зубчатое колесо 49 на рис. 189). Внутри
Ступиц расположены стальные фрикционные диски 3, наружные выступы которых входят в пазы ступиц, и диски 8 со шлицевым отверстием, выступы этих шлицев входят в шлицы полого вала 1. Совокупность фрикционных дисков и составляет фрикцион. Работа фрикциона заключается в том, что при прижатии дисков 3 к дискам 8 между ними благодаря трению возникает сцепление и вращение от вала 1 через диски передается к зубчатым колесам 2 или 6. Включение фрикциона осуществляется муфтой 7 (М на рис. 189). При включении муфты влево включается прямое вращение шпинделя, вправо - обратное вращение.
Диски фрикционной муфты постепенно изнашиваются и муфта начинает пробуксовывать, т. е. крутящий момент от электродвигателя не передается на шпиндель. Для устранения этого недостатка муфту регулируют с помощью нажимных гаек 4 и 5, навинчиванием которых на муфту сближают фрикционные диски.
Тормозное устройство (рис. 192). На валу /// коробки скоростей (см. рис. 189) закреплен тормозной
192. ЛЕНТОЧНЫЙ ТОРМОЗ СТАНКА 1К62: /— контргайка, 2 — регулировочная гайка, 3 — рычаг, 4 — тормозная лента, 5 — тормозной шкив, 6 — рейка Вал III, Коробки скоростей |
Шкив 5, охватываемый стальной тормозной лентой 4. Включение тормоза происходит при нейтральном положении фрикционной муфты, когда выступ рейки 6 воздействует на рычаг 3. Рукоятки управления приводом главного движения. Вращение шпинделя (при включенном электродвигателе) включают рукояткой 3 (см. рис. 185), расположенной возле коробки подач, и дублирующей рукояткой 20, расположенной возле фартука суппорта и постоянно с ним перемещающейся. Обе рукоятки воздействуют на многодисковую фрикционную муфту Mi (см. рис. 189). Эти рукоятки могут занимать три положения:
Среднее — муфта Mi также устанавливается в среднее положение, одновременно включается тормоз Т и вращение шпинделя прекращается; верхнее-—муфта Mi включается влево — шпиндель получает прямое (правое) вращение;
Нижнее — муфта Мх включается вправо — шпиндель получает обратное (левое) вращение.
Числа оборотов в минуту шпинделя переключают двумя рукоятками 7 и 4 (см. рис. 185), расположенными на передней с:енке коробки скоростей. Рукоятка 7~ переключает двухвенцовые блоки 88 -45 И 22—45 (см. рис. 189) перебора, сидящие на валу IV, а также блок 43—54, сидящий на шпинделе. На передней стенке коробки скоростей за рукояткой 7 находится таблица чисел оборотов в минуту, состоящая из четырех вертикальных колонок (рис. 193). Для включения требуемого числа оборотов подают рукоятку от себя и повертывают так, чтобы ее указатель стал против указателя той вертикальной колонки таблиц, в которой находится требуемое число оборотов шпинделя. При установке рукоятки против первой колонки (630—2000 об/мин включается передача непосредственн
193 РУКОЯТКА 7 ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЧИСЕЛ ОБОРОТОВ СТАНКА 1К62 |
С вала /// на вал VI через зубчатые колеса 65—43 (см. рис. 189); положение рукоятки против второй колонки (12,5—40 об/мин) соответствует работе перебора с передаточным отношением
22 22 1 пер ~ ~88~ ' ~88~ ~ *кГ '
В положении против третьей колонки (50—160 об/мин) включается перебор с передаточным отношением
• = — 22 rrr. !
Пер ~ 45 88
Работе перебора с передаточным отношением
Соответствует положение рукоятки против четвертой колонки (200— 630 об/мин).
Рукоятка 4 (см. рис. 185) переключает в два положения двухступенчатый блок 34—39 (см. рис. 189) и в три положения тройной блок 47—55—38, поэтому она может занимать шесть раз - ичных положений, а ее указатель уста- авливается против одного из шести жошек, расположенных вокруг руко-
5-525 .
Ягки. В окошках указаны числа оборотов ъ минуту той колонки, против которой установлена рукоятка 7. Момент переключения рукоятки 4 показан на рис. 194.
Пользуясь рукоятками 7 и 4 (см. рис. 185), можно включить любое из 24 чисел оборотов в минуту шпинделя, указанных в таблице (см. рис. 193). Так как «=630 об! мин повторяется дважды, то практически используется только 23 ступени.
Числа оборотов переключают только при выключенном фрикционе (рукоятки 3 и 20 в среднем положении).